Общая характеристика зарубежного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание

Первые попытки теоретического обобщения накопленного управлением опыта были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производства способствовала росту размеров предприятий, их ориентации на массовое производство и сбыт, а следовательно, и на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами и нормами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Исторические условия, способствовавшие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки………………………………………...…5
2. Возникновение и основные положения научного менеджмента. Ф. У. Тейлор и его последователи……………………………………………………….9
3. Формирование классического направления в менеджменте. А. Файоль..12
4. Использование психологии в управлении. Школы человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо………………………………….…14
5. Становление и развитие количественной школы……………………....……19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по теории управления-управление зарубежных стран.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

      США занимали положение мирового лидера в области производительности труда в течение почти столетия. В настоящее время «на хвосте» США по производительности труда «висят» Англия, Франция, ФРГ. Но впереди и ближе всех к результатам США находится Япония.

      Достигнутые Японией успехи побуждают специалистов в области менеджмента других стран приглядываться к формам и методам управления, используемым в Японии. В Японии, так же как и в США, всеобщее обязательное среднее образование. В США особое отношение к специалистам по управлению. В них имеется хронический дефицит.

 

       2. Возникновение  и основные положения научного менеджмента. Ф. У. Тейлор и его последователи 

      В первой половине XX в. получили развитие четыре четко различимые научные управленческие школы:

  • школа научного управления;
  • административная (классическая) школа;  
  • школа психологии (ее два крыла — школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук»);
  • школа количественная, или новая (есть еще название, практически дублирующее первое течение, — школа «науки управления»).

      Кроме этого имеет большое значение для развития науки управления «эмпирическая школа», которая считает себя школой практики управления, однако вносит большой вклад в развитие науки, поэтому не может быть забыта при рассмотрении данного вопроса.

      Непосредственным  источником «научного менеджмента» и тейлоризма XX в. надо считать деятельность так называемых основоположников «научного менеджмента» XVIII — XIX вв. — периода интенсивного технического перевооружения производства, возможности для которого открылись благодаря промышленному перевороту. Буржуазия как исторически перспективный класс олицетворяла собой идею прогресса и являлась выразительницей антифеодальных устремлений. Интенсивный рост промышленности и крупных городов привел к ухудшению условий труда. Обострение экономической борьбы свидетельствовало о выходе на историческую сцену новой общественной силы -пролетариата. Он все чаще стремился заявить о себе как об экономическом партнере менеджмента. Развитие эмпирических исследований (социальная статистика), просветительских теорий прогресса, разработка методологических проблем политической экономии, отток научных интересов к обществоведению от естествознания — все это способствовало попыткам научного подхода к проблемам организации труда и управления предприятием в XIX в.

      Итак, школа «научного управления»  сформировалась в 1885 -1920 гг. работами американских менеджеров Ф. У. Тейлора (1856 -1915), Френка и Лилиан Гилбретов, Г. Гантта (1861—1919), Г. Форда (1863 - 1947), Г. Эмерсона (1853 - 1931) и др.

      Ф.У.Тейлора считают основоположником научного управления производством.

      Ф. У. Тейлор символизировал новый тип  менеджера: предприниматель, умеющий ценить свое слово и уважающий собеседника, прекрасно и всесторонне образованный инженер, знающий в совершенстве все тонкости экономики и производства. Ему постоянно приходилось с чем-то бороться — с сопротивлением профсоюзов, групповым эгоизмом рабочих, завистью коллег и косностью промышленников.

      Среди последователей Ф. У. Тейлора особенно выделяются Ф. Гилбрет и его супруга Лилиан. Они занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в Производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Работы Френка и Лилиан Гилбретов оказали значительное влияние на развитие организации и технического нормирования труда. В России наиболее известны их книги «Азбука научной организации труда и предприятий» и «Изучение движений» (1911), «Психология управления» (1916) [4,c.275]

      Значительный  вклад в развитие системы Ф. У. Тейлора внес Г. Эмерсон. Широкую  известность получил его труд «Двенадцать принципов производительности» (1931). В нем он изложил свои взгляды на рационализацию производства.

      Большое внимание Г. Эмерсон уделил исследованию штабного принципа в управлении.

      Г. Форд продолжил идеи Ф. У. Тейлора  в области организации производства. Г. Форд сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания. В системе Г. Форда повышаются роль и значение производственного оперативного планирования, контроля за качеством. В социальном плане он продолжал развивать основное положение системы Ф. У. Тейлора в гармонии интересов предпринимателя и рабочего.

      Г. Гантт особое внимание в своих  исследованиях уделял вопросам стимулирования труда, производственного планирования. Он внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Им была разработана методика премиальной системы, составлены карты-схемы для удобства планирования. Г. Гантт рассматривал человеческий фактор в качестве основного двигателя повышения эффективности производства.

      Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Стараниями представителей этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 20-е годы XX в. это научное направление выделило такие самостоятельные науки, как НОТ, теория организации производства (в том числе поточными методами) и др. Инициатор создания в России научной организации труда экономист и социолог А. Гастев (1882—1941) писал: «Ф. Тейлор разработал определенную организационную механику. Форд с необычной технической революционностью разрешил вопрос тейлоризма так, что он вместо людей поставил чистую технику. Чернорабочих-транспортников, всякого рода неурегулированный низший труд Форд заменил машиной. Завод Форда представляет собой высший тип административного автомата. Стало быть, Форд — это самое последнее слово тейлоризма, Форд — это Тейлор, заменивший людскую организацию буквально сталью»[14,c.96] 
 
 

      3. Формирование классического  направления в менеджменте. А. Файоль 

      Административная (или классическая) школа управления сформировалась в период 1910 — 1930 гг. (может быть, и 1950 г.). Если представители школы «научного управления» посвятили свои исследования управлению непосредственным производством, то классическая школа начала вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда. Основоположником этой школы (и отцом менеджмента) является Анри Файоль, которого американцы считают наиболее значимой фигурой в науке управления первой половины XX в.

      Важную  роль в развитии идей этой школы  сыграли также английский исследователь  Л. Урвик (консультант по вопросам управления в Англии), Дж. Муни (менеджер компании «Дженерал Моторс»), а также Г. Форд, Г. Эмерсон и др. Административная школа сформировала процессный подход к управлению, выделив функции управления. А. Файоль сформулировал 14 принципов управления. Многие из этих принципов не потеряли своей ценности и сегодня.

      Английский  исследователь Л. Урвик является автором многочисленных статей и работ по вопросам организации управления производством. Особого внимания заслуживает его работа «Элементы администрации». Он уделил большое внимание разработке основных функций администрирования. Л. Урвиком были разработаны принципы построения формальной организации.

      Немецкий  юрист и социолог М. Вебер развивал свои взгляды примерно в одно и  то же время с Ф. У. Тейлором. Поэтому  его концепция включает основные положения тейлоризма. Особое внимание в своих работах М. Вебер уделил изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации. Кроме того, М. Вебер сформулировал принципы построения «идеальной организации».

      Г. Черч, как один из представителей классической школы, главное внимание уделил структурным вопросам производства и Управления на предприятии, пытался внести свой вклад в разработку общих правил организации труда.

      Значительный  вклад в формирование и развитие классической школы менеджмента внесли Дж. Муни и А. Рейли. Основная их идея заключается в том, что эффективная организация — это система, построенная на строго формальных принципах. В своей Работе «Принципы организации» (1939) они дали общее определение понятия «организация» как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. По их мнению, без определения цели не может эффективно функционировать ни одна организация, в том числе и в сфере бизнеса.

      Таким образом, основной вклад представителей административной школы состоит в том, что они рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, изложили свои функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль, координация), сформулировали систематизированную теорию управления всей организацией (путем деления организации на подразделения, выполняющие основные функции — производство, финансы, маркетинг), выделили управление как особый вид деятельности [9,c.40]

 

       4. Использование  психологии в управлении. Школы человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо 

      Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ — школы «человеческих отношений» (1920 — 1950 гг.) и школы «поведенческих наук» (1950 г. — по настоящее время). Эта школа выделилась вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор как основной элемент организации.

      Для учета «человеческого фактора» разрабатывают  менеджере заповеди — предписания, нормы, правила социального и нравственного характера, которым должен следовать менеджер в своей практической деятельности.

      Возникновение школы связано с именем немецкого  психолога Мюнстенберга (1863 — 1916), переехавшего в США и преподавшего в Гарвардском университете, а также с работами американки М. Фоллет (1868 — 1933), изучавшей социально-психологические отношения в небольших группах. Г. Мюнстенберг попытался применить психологический анализ к практическим задачам производства. Самой крупной его работой является «Психология и промышленная эффективность». Он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует отбирать людей на руководящие должности.

      Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.

      Бихевиоризм (психология поведения) (от англ. behavior, bihevior— поведение) — это направление психологии, возникшее в конце XIX - начале XX в. под влиянием экспериментов, заключающихся в наблюдении за поведением животных. Бихевиоризм был предложен американцем Дж. Уотсоном в 1913 г. Однако родоначальником этого направления считается Э. Торндайк. Бихевиоризм считает основой человеческой психики поведение, совокупность двигательных и эмоциональных реакций на воздействия внешней среды («стимул — реакция»).

      Начиная с 20-х годов XX в. основные понятия и положения бихевиоризма стали широко применяться в ряде дисциплин, связанных с поведением человека: социология, антропология, педагогика и т.д. Бихевиориальный подход был направлен на преодоление недостатков концепции «человеческих отношений». Особая заслуга в создании школы принадлежит психологу Э. Мэйо (1880 - 1949).

      Э. Мэйо провел ряд испытаний, получивших название «хотторнские эксперименты». Опыты на предприятиях фирмы «Вестерн Электрик» недалеко от Чикаго продолжались с 1924 по 1939 г. Они проводились в четыре этапа.

      На  первом этапе изучалась роль влияния интенсивности освещения на производительность труда.

      На  втором этапе в 1926 г. изучались «неконтролируемые факторы», определяющие увеличение производительности труда. Было выяснено, что на производительность влияют методы руководства и улучшение взаимоотношений.

      Задачей третьего этапа эксперимента было совершенствование непосредственного руководства людьми и улучшение отношений между сотрудниками и их отношения к работе. На этом этапе была разработана программа, состоящая из бесед 20 тыс. сотрудников об их отношении к выполняемой ими работе.

      Четвертый этап получил название эксперимента на участке по производству банковской сигнализации. На данном этапе изучали воздействие материального стимулирования на рост групповой производительности труда. Параллельно с этим исследовались стиль руководства и структура межличностных отношений [2,c.118]

      Эксперименты  в Хоторне показали, что можно  влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством формирования небольшой неформальной группы, заложили фундамент для формирования поведенческого, или бихевиористского, подхода в индустриальной психологии и основы современного менеджмента. Немаловажным следствием экспериментов явилось возникновение понятия «хотторнский эффект» — положительные результаты эксперимента (повышение производительности) вызываются не специально создаваемыми изменениями (улучшение условий труда или его организации), действие которых, собственно, и является предметом исследования в самой экспериментальной ситуации, а вмешательством ученых.

Информация о работе Общая характеристика зарубежного управления