Общая характеристика основных отраслей права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:33, контрольная работа

Описание

Правовую систему можно определить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих юридических средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации того или иного общества.

Работа состоит из  1 файл

Общая характеристика основных отраслей права.docx

— 38.21 Кб (Скачать документ)

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ»  МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Кафедра экономики, менеджмента  и коммерческой деятельности

 

 

 

 

Контрольная работа

 

на тему: Общая характеристика основных отраслей права

 

по дисциплине: Основы права

 

 

 

 

Переподготовка:  П-22 БУПД (ВО)

 

     Слушатель:  Пивовар Д.В.

 

Специальность:  Бухгалтерский  учет         предпринимательской деятельности

 

 

 

 

 

Минск 2011

Введение

 

Правовую систему можно  определить как совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих юридических  средств, обеспечивающих правовое регулирование  общественных отношений и выражающих  качественное состояние правовой организации  того или иного общества.

Конкретные правовые системы  различных государств формируются  под воздействием различных объективных  и субъективных факторов. На этот процесс  оказывают влияние экономический  строй, политическая система, господствующая идеология, нравственные устои, религиозные  убеждения, юридическая наука, правовая культура и др.

В наше время количество национальных правовых систем приближается к 200. Все они своеобразны, но имеют  и нечто общее.

Республика Беларусь, как  и любое другое государство, имеет  свою правовую систему, которая наделена как общими чертами с правовыми  системами других государств, так  и отличиями от них, т.е. специфическими особенностями. Правовая система Республики Беларусь, как и правовые системы  других государств континентальной  Европы, относится к романо-германской правовой семье.

Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В настоящее время правовая система Республики Беларусь испытывает на себе существенное воздействие процесса глобализации.

Беларусь как европейская  страна хотя и не находится пока в составе такой международной  организации, как Совет Европы, все  же испытывает на себе мощное влияние  европейской культуры, в том числе  правовой.

Взаимодействие белорусского национального права и европейского права – это процесс согласования правовых систем для достижения общих  целей. С точки зрения сегодняшнего дня, в основном это процесс односторонний: совершенствование национального  законодательства и практики осуществляется с учетом европейских стандартов. При этом подчеркнем еще один очень  важный момент – это процесс добровольный.

Правовая система, как  и экономика отдельного государства, не может существовать в замкнутом  пространстве. Объективно развивающиеся  процессы интеграции на европейском  пространстве, включая постсоветское, глобализация оказывают все большее  влияние на национальные правовые системы. Все более очевидным становится процесс интернационализации права.

 

Структура правовой системы Республики Беларусь

 

Республика Беларусь унаследовала правовую систему, сложившуюся в  советский период.

С учетом некоторых изменений, произошедших за последние годы, функционирующая в настоящее время система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, земельное право, финансовое право, уголовно-исполнительское право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.

Конституционное право – отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти и управления, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы.

В юридической науке и  практике эту отрасль называют еще  и государственным правом. Однако содержание отрасли в данном случае остается неизменным. Название «конституционное право» связано с тем, что главным  источником этой отрасли является конституция  государства.

Некоторые авторы объявляют  конституционное право ведущей  отраслью. Представляется, что ранжировка отраслей права на «ведущие» и «ведомые» в принципе некорректна. Смысловое содержание таких оценок роли отраслей в системе права, как указывает С.Г. Дробязко, неточно отражает их внутрисистемные представления об отдельных отраслях права как второсортных, лишенных самостоятельности, неспособных функционировать относительно автономно [8, с.271].

Между тем, теорией права  признан объективный, естественноисторический  характер формирования отраслей права. Каждая из них выполняет объективно необходимую праворегулирующую функцию в соответствующей сфере общественной жизни как относительно автономная часть (подсистема) целого (системы). При этом в процессе взаимодействия одни отрасли могут выступать в качестве профилирующих, базовых для других, что не умаляет значения последних. А лишь указывает на их профильную специализацию.

С этой точки зрения, учитывая универсальный, определяющий характер норм конституционного права, и следует  оценивать эту отрасль как  базовую для всех других отраслей права, поскольку их нормы основываются, базируются на конституционных положениях, отталкиваются от них и развивают  их.

Такая оценка, по мнению С.Г. Дробязко, точнее характеризует место  отрасли конституционного права  в системе национального права. И именно это ее положение позволяет  говорить о иерархическом верховенстве конституционных норм по отношению к нормам других отраслей права.

Гражданское право – отрасль  права, регулирующая имущественные  и связанные с ними личные неимущественные  отношения. Нормы этой отрасли регулируют большинство имущественных отношений, однако не все. Часть имущественных отношений регулируются нормами семейного, административного и финансового права.

Гражданское право регулирует отношения государственных и  частных предприятий и организаций, кооперативов и общественных объединений  между собой и с гражданами, граждан между собой.

Нормами гражданского права  устанавливается правовое положение  лиц и имущества, закрепляются различные  виды собственности. Правомочия собеседника, определяется порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских  правоотношений, заключения различных  сделок, договоров. Эта отрасль регулирует отношения в сферах обязательственного, авторского, наследственного права  и др.

Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные  права, как право на имя, честь, достоинство, авторство и т.д. Для гражданско-правового  регулирования характерен метод  автономии, равноправия участников правоотношения [9, с.272].

Отношения в сфере гражданского права регулируются на основе норм Конституции, Гражданским кодексом и другими нормативными правовыми  актами.

Административное право  – система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере  государственного управления, т.е. в  сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. Нормы этой отрасли регулируют деятельность органов исполнительной власти, отношения, возникающие как между этими органами, так и между ними и гражданами (отношения дорожного движения, пожарной безопасности, санитарии и т.п.). Нормы административного права определяют участников административно-правовых отношений, их правовое положение, закрепляют принципы организации и деятельности органов управления, устанавливают систему административных проступков и ответственность за их совершение, а также основы административно-процессуальных действий.

Для отрасли административного  права характерным является метод  властных предписаний, авторитарный метод, поскольку одной из сторон административных правоотношений выступает государственный  орган или должностное лицо, наделенное властными функциями.

Нормы административного  права сосредоточены, главным образом, в Конституции Республики Беларусь, в Кодексе об административных правонарушениях, а также в других законах, декретах, указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Совета Министров Республики Беларусь, актах министерств, государственных  комитетов и других органов.

Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в финансовой сфере. Эти  отношения складываются в процессе деятельности финансовых и других государственных  органов по поводу сбора и распределения  денежных средств. Нормами этой отрасли  устанавливаются налоги, другие платежи, порядок их взимания в бюджет, взаимоотношения  представительных, исполнительно-распорядительных и других органов и организаций  по поводу принятия и исполнения бюджета. Нормами финансового права закрепляются основы денежного обращения, порядок  осуществления валютных операций и  др.

По своему характеру финансовые отношения схожи с административными, поэтому финансовому праву присущ авторитарный метод регулирования.

Нормы финансового права  содержатся в некоторых статьях  Конституции Республики Беларусь, в  законе «О государственном бюджете», Налоговом кодексе, других законах, в некоторых актах Президента Республики Беларусь, Совета Министров  Республики Беларусь и Министерства Финансов. Такие нормы содержатся и в правовых актах, связанных  с формированием бюджета Союза  Беларуси и России, процедура принятия и реализации которого в достаточной  мере не отработана [6, с.112].

Земельное право – система  правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях  обеспечения рационального использования земель и их охраны. В нормах этой отрасли устанавливается порядок распределения и использования земельного фонда, определяются и обязанности землепользователей, порядок землеустройства, отвода и изъятия земельных участков, разрешения земельных споров и т.п. В земельном праве также применяется административно-правовой метод в сочетании с некоторыми элементами метода автономии.

Земельные отношения регулируются Конституцией Республики Беларусь, Кодексом о земле, другими законодательными и подзаконными актами.

Трудовое право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, основанных на трудовом договоре, а также другие, тесно с ними связанные отношения. Трудовое право регулирует вопросы  заключения и расторжения трудового  договора, рабочего времени, времени  отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового  распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др.

Иными отношениями, связанными с трудовыми отношениями, являются отношения, которые возникают и  существуют только при наличии последних  или предшествуют им. Это, например, отношения по обеспечению занятости, по ведению коллективных переговоров, связанные с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей и  др.

Основными источниками трудового  права являются Конституция, Трудовой кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты.

Семейное право регулирует отношения, связанные с браком и  принадлежностью человека к семье. Нормы этой отрасли регулируют порядок  вступления в брак и его прекращения, личные и имущественные отношения супругов и других членов семьи, отношения усыновления, опеки, попечительства, порядок регистрации актов гражданского состояния и др.

Основные нормы семейного  права содержатся в Конституции  Республики Беларусь и Кодексе о  браке и семье.

Уголовное право объединяет нормы, которые определяют круг деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной  ответственности, устанавливают наказания  и иные меры уголовной ответственности, которые могут быть применимы  к лицам, совершившим преступления. Нормы уголовного права направлены на охрану мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, конституционного строя, природной  среды от преступных посягательств. Система норм уголовного права образует общую и особенную части. В  общей части содержатся нормы, определяющие понятия преступления и наказания, общие условия уголовной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и др. К особенной  части относятся нормы, определяющие конкретные составы преступлений и  меры ответственности за их совершение [9, с.272].

Источником уголовного права  является Уголовный кодекс Республики Беларусь, который основывается на конституционных нормах.

Уголовно-исполнительное право  – система правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания  уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание.

Информация о работе Общая характеристика основных отраслей права