Анализ ромба Портера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:31, лекция

Описание

Майкл Портер в своей работе «Конкурентное преимущество стран», (1990) обсуждает наличие или отсутствие особых признаков в отдельных странах, которые влияют на развитие промышленного производства. Портер предложил полезное и интригующее аналитическое средство и концепцию для анализа особенностей того, что усиливает конкурентное преимущество страны, что коротко может быть определенно, как способность использовать внутренние ресурсы страны для усиления ее конкурентоспособности на международном рынке.

Работа состоит из  1 файл

Анализ ромба Портера (1).doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

Подобным образом и японская фото и видео индустрия сегодня является ведущей в мире благодаря очень искушенным покупателям.

 

Национальные черты характера также играют свою роль.

 

Немцы лелеют свои машины, и полируют их по воскресеньям в перерывах между поездками на высокой скорости на автобанах, где не существует ограничений скорости. Британцы известны своей любовью к садоводству, и британские компании являются компаниями мирового класса по производству инструментов для садоводства.  Искушенные и требовательные местные покупатели помогли подтолкнуть Nokia (Финляндия) и Ericsson (Швейцария) к инвестированию в технологию мобильных телефонов.

(Hill, 2003:160). В тот момент, когда домашний рынок перенасыщен, компании начинают смотреть за границу в поисках вариантов развития бизнеса. (Hollensen, 2001:79; Porter, 1990:96).

Смежные и поддерживающие отрасли

Смежные и  поддерживающие отрасли: наличие или отсутствие у страны отраслей -  поставщиков или смежных отраслей, конкурентоспособных на международном рынке. (Porter, 1990:100).

Портер приводит несколько примеров. Швейцарская мощь в изготовлении изделий из стали (например, шариковые подшипники, резцы) основана на отличных качествах самой стали. Швейцарские компании являются лидерами по производству вышитых изделий, а также вышивальных машин. Успех Швейцарии в фармацевтике тесно связан с предшествующим международным успехом в красильной промышленности. (Porter, 1990:100-1).             

 

Отрасли - поставщики

Наличие в стране конкурентоспособных на международном рынке отраслей - поставщиков, дает преимущество  вторичным  отраслям производства в следующих случаях:

(i) посредством наиболее раннего, эффективного, быстрого, и иногда преференциального доступа к наиболее рентабельным вложениям (например, итальянская отрасль промышленности по выпуску золотых и серебряных украшений. (Hollensen,2001:79).

(ii) процесс инновации и апгрейдинга. Конкурентное преимущество возникает благодаря близким партнерским отношениям между поставщиками мирового класса и отраслями промышленности. Поставщики помогают компаниям использовать новые методы и возможности по применению новых технологий. Компании получают быстрый доступ к информации, к новым идеям и инновационным изобретениям поставщика.

Они имеют возможность влиять на технические достижения поставщика, а также  служить в качестве испытательных стендов для технических разработок. Поставщики также выступают в качестве каналов для передачи информации и инновационных технологий от компании к компании. Отсюда и ускоренный темп инновационных разработок внутри всей национальной отрасли промышленности. (Porter, 1990:103).

(iii) преимущества усиливаются, когда внутри страны существуют конкуренты и смежные отрасли, конкурентные и на международном рынке, которые координируют и делят между собой  цепочку начисления стоимости (Keegan, 1999:317; Keegan and Schlegelmilch, 2001:327).

Конкурентоспособная внутренняя отрасль - поставщик

Портер отмечает, что предпочтительнее полагаться на зарубежных поставщиков с хорошей репутацией (1990:103). Внутренний рынок очень хорошо просматривается для внутренних поставщиков,  и успех здесь является вопросом гордости. Национальные компании получают максимум выгоды, когда их поставщиками являются непосредственно глобальные конкуренты. Местные поставщики до сих пор, благодаря мировым стандартам, сохраняют конкурентное преимущество во вторичных отраслях, даже если они не обладают глобальной конкурентоспособностью (Porter, 1990:104).

 

Конкурентное преимущество в смежных отраслях промышленности

Наличие у страны конкурентных отраслей промышленности, которые являются смежными, зачастую приводит к возникновению новых конкурентоспособных отраслей промышленности.

 

Смежные отрасли промышленности – это те отрасли, в которых компании могут координировать и делить между собой цепочку начисления стоимости в условиях конкуренции, или те, которые производят взаимодополняющие (комплементарные) виды продукции (такие как компьютеры и программное обеспечение) (Porter, 1990:105).

Конкурентоспособные на международных рынках смежные отрасли промышленности.

Страна              

Отрасль промышленности

Смежная отрасль промышленности

Дания

Молочные продукты, пивоварение

Промышленные ферменты

Германия

Химические продукты

Типографская краска

Италия

Средства освещения

Мебель

Япония

Камеры

Копировальные аппараты

Корея

Видеомагнитофоны

Видеопленка

Сингапур

Портовое обслуживание

Ремонт судов

Швеция

Автомобили

Грузовики

Швейцария

Лекарственные препараты

Ароматизаторы

Великобритания

Двигатели

Смазочные, противодетонационные материалы

Соединенные Штаты Америки

Электронные тесты, измерительное оборудование

Оборудование для мониторинга пациентов

Источник: Porter, 1990:105

Тесные отношения между компаниями, производящими взаимодополняющие товары, также могут привести к улучшенным характеристикам продукта.

Выгоды и поставщиков, базирующихся на внутреннем рынке и  смежных отраслей промышленности, зависят в конечном счете от ромба Портера.

 

Стратегия компании, структура и конкуренция

Стратегия компании, структура и конкуренция: Условия национального управления, то, как компании созданы, организованы и управляются и природа внутренней конкуренции (Porter, 1990:71).

Цели, стратегии и пути организации фирм в разных отраслях промышленности, отличаются друг от друга в зависимости от страны.

 

Стратегия и структура

Способы управления компанией и метода конкуренции зависят от условий внутри страны. Национальная среда создает достаточно серьезные и заметные для обычного наблюдателя тенденции. Так в Германии менеджеры – это люди с техническим образованием, и компании иерархичны в практике организации и управления.

Старшие управленцы имеет сильную склонность к систематическому совершенствованию товара и процесса его изготовления.

В Японии исследователи отмечают необычное взаимодействие между функциями и руководством процесса работы комплексных сборок (Porter, 1990:109). Цели компании в значительной степени определяются структурой собственности.

Разные страны характеризуются разными «идеологиями управления», что как помогает им, так и препятствует в формировании национальных конкурентных преимуществ. Портер отметил преобладание людей с финансовым образованием в высшем управлении многих компаний США, что также свойственно и компаниям Великобритании, и он связывает это с недостатком внимания многих американских компаний к улучшению производственных процессов и дизайну товара, особенно в середине 80-х годов (Hill,2003:161)

 

 

Влияние национального престижа

В любой стране выдающийся талант – дефицитный ресурс. И у любой нации национальный успех зависит от того, какое образование этот талант выберет, и где он будет работать.

Подготовка подающих надежды молодых людей в науке и инженерии необычно выгодна для экономики, так как это дает стимул к инновациям. Когда какая либо отрасль промышленности получает статус национального приоритета, талантливые люди вливаются в нее и демонстрируют необычные усилия и активность.  (Porter, 1990:114).

 

Внутренняя конкуренция

Портер также отмечает, что существует прямая зависимость между сильным  соперничеством и «жесткой конкуренцией» и формированием и  стабильностью конкурентного преимущества (Porter, 1990:117).             

Жесткая внутренняя конкуренция толкает компании рассматривать различные способы улучшения эффективности, что в свою очередь делает их конкурентоспособными на международных рынках. Портер приводит следующие примеры.

 

Страна

Отрасль промышленности

Компания

Швейцария

Лекарственные препараты

Hoffman-La Roche,

Ciba-Geigy, Sandoz

Швеция

Машины, грузовики

Volvo, Saab-Scania

Германия

Химические препараты

BASF, Hoechst, Bayer

 

Источник: (Porter, 1990:117; Keegan, 1999:79)

 

Внутренняя конкуренция становится важнее международной конкуренции, когда в качестве необходимых компонентов конкурентного преимущества в отрасли промышленности выступают совершенствование и инновации, а не статичная эффективность. Внутренняя конкуренция отличается от конкуренции с зарубежными компаниями. Внутренняя конкуренция формирует предпосылки для инновации, улучшения качества, снижения цен, для инвестирования в модернизацию продвинутых факторов, и все это помогает создать конкурентов мирового класса (Porter, 1990:118). Портер еще раз приводит в пример Японию:

Нигде роль внутренней конкуренции так не видна как в Японии, где она идет как открытая борьба, в которой многим компаниям не удалось достичь успеха. С целями по разделу рынка сбыта  японские компании вовлечены в продолжающуюся борьбу, чтобы превзойти друг друга. Курсы акций заметно колеблются. Процесс широко освещается в деловой печати. Существует даже специальная система ранжирования компаний (рейтинги), наиболее популярных среди выпускников университетов. Уровень новых продуктов и процесса производства – поразителен (Hill, 2003:161; Porter, 1990:121).

 

 

 

Кластеры

Портер отмечает, что концентрация конкурентов в одном городе или регионе страны отражает и увеличивает выгоды для внутренней конкуренции, инициируя быстрое развитие и усовершенствование посредством быстрой инновации.

Он выделяет несколько известных кластеров

Кластер

Страна

Отрасль промышленности

Золинген

Западная Германия

Столовые приборы

Секи

Япония

Столовые приборы

Базель

Швейцария

Лекарственные препараты

Хамамутзу

Япония

Мотоциклы

Маршрут 128

Бостон

Миникомпьютеры

Мэдисон Авеню

Нью-Йорк

Реклама

Информация о работе Анализ ромба Портера