Анализ ромба Портера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:31, лекция

Описание

Майкл Портер в своей работе «Конкурентное преимущество стран», (1990) обсуждает наличие или отсутствие особых признаков в отдельных странах, которые влияют на развитие промышленного производства. Портер предложил полезное и интригующее аналитическое средство и концепцию для анализа особенностей того, что усиливает конкурентное преимущество страны, что коротко может быть определенно, как способность использовать внутренние ресурсы страны для усиления ее конкурентоспособности на международном рынке.

Работа состоит из  1 файл

Анализ ромба Портера (1).doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

 

Источник: (Porter, 1990:120).

 

                      ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

                         Выделите три кластера и опишите их ниже.

                         Город/регион                    Страна                      Отрасль промышленности

 

Обсудите это в аудитории

 

Роль правительства

В конечном итоге, хотя это не занимает отдельной позиции в Ромбе  Портера, существует роль правительства, которая, по мнению Портера, оказывает как позитивное, так и негативное влияние на каждую из четырех вершин ромба. Совокупность факторов производства находится под влиянием политики субсидирования, направленной  на рынки капитала, политики образования, подготовки и других областей ключевого инвестирования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ромб конкурентных преимуществ Портера.  Завершенная модель

 

Случай (chance) – условия фактора (factor conditions) – стратегия, структура, конкурентная среда компании (firm strategy, structure and rivalry) – условия спроса (demand conditions) – правительство (government) – смежные и поддерживающие отрасли промышленности (related and supporting industries)

Правительство

Роль правительства в формировании у страны конкурентного преимущества заключается во влиянии на четыре детерминанта. Правительство может влиять (и само оказывается под влиянием) на каждый из четырех детерминантов как положительно, так и отрицательно (Keegan, 1999:318: Porter, 1990:127).  Факторные условия находятся под влиянием субсидий, курсов рынка ценных бумаг, образовательной политики и т.п. (Porter, 1990:127). Роль правительства в формировании условий внутреннего спроса едва различима. Правительственные органы учреждают внутренние стандарты качества товаров и другие положения, которые влияют на потребности покупателей. Правительство, как большая корпорация, часто является основным покупателем многих национальных продуктов, среди них: товары военного назначения, оборудование для предоставления телекоммуникационных услуг, воздушные летательные аппараты для национальных авиалиний, и так далее (Porter, 1990:127). Политика правительства может иметь прямое влияние на успех той или иной отрасли промышленности. Правительство Японии одобрило использование факсимильных документов в качестве легальных, и это привело к ускоренному развитию этой отрасли за счет стимулирования спроса. Боинг 707 был сопутствующим результатом военной программы, финансируемой правительством. (Hill 1999:140). Путем укрепления положительных детерминантов конкурентного преимущества в индустрии правительство может улучшить конкурентную позицию национальных компаний. (Keegan, 1999:319).

 

Случай

 

Согласно Портеру «случайные события важны, так как они создают отсутствие непрерывности, что обеспечивает развитие конкурентного преимущества. Они могут свести к нулю преимущество ранее образовавшихся конкурентов и предоставить возможность новым национальным компаниям вытеснить этих конкурентов для достижения конкурентного преимущества под влиянием новых и улучшенных условий»  (Porter 1990:124)

 

Портер приводит несколько примеров:

       Процессы обычных изобретений

       Основные технологические разрывы

       Изменения в элементах себестоимости продукции  (нефтяной кризис)

       Существенные изменения на мировых финансовых рынках или в курсах валют 

       Рост мирового или регионального спроса

       Политические решения, вынесенные зарубежными правительствами

       Войны

 

Случайные события меняют условия Ромба Портера. Так, войны порождают необходимость внутреннего и научного инвестирования (формирование факторов)  и, более того,  разрывают отношения между покупателями (условия спроса) (Porter 1990:125).             

В то время когда случайные события могут способствовать сдвигу в конкурентном преимуществе в определенной отрасли промышленности, национальные детерминанты важны тем, что страна их использует.

Страна с наиболее благоприятным «Ромбом» Портера сможет превратить даже случай в конкурентное преимущество. (Porter, 1990:125).

 

 

                   ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

 

Обсудите роль правительства и случая в отношении авиаиндустрии и событий 11 сентября (атака на мировой торговый центр).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

                        

                      Итальянская индустрия по изготовлению керамической плитки:  исследование            на примере Ромба Портера

(этот случай описывается в работе Майкла Портера «Конкурентное преимущество стран» (New York: Free Press 1990:210-220).

К 1987 году итальянские компании, являлись мировыми лидерами в производстве и экспорте керамической плитки (индустрии, объемом 10 миллионов $). Они занимали 30% от всего мирового производства и 60%  мирового экспорта. Итальянское производство по изготовлению керамической плитки было сконцентрировано в регионе Эмилия-Романья на севере Италии возле маленького города Сасуоло, где около сотни компаний были вовлечены в производство керамической плитки. Эти вспомогательные отрасли производили глазурь, эмаль и оборудование для производства плитки.

Итальянская плитка была известна во всем мире благодаря своему качеству и художественному оформлению. Первая  керамическая плитка, изготовленная в Италии, появилась в тринадцатом веке, тогда керамические плитки использовались для дорожных знаков и номеров домов. После второй мировой войны в районе Сасуоло  осталась лишь горстка производителей керамической плитки.

Но на ранних этапах послевоенного времени, в период реконструкции  и роста потребности в строительных материалах, спрос на керамическую плитку в Италии резко возрос. Еще одной причиной этого был средиземноморский климат. Керамическая плитка была холодной, что хорошо для использования в летний период. Существовала и культурная причина, основанная на традиции. Традиция в использовании натурального камня в качестве материала для пола вместо винила или коврового покрытия. Керамическая плитка соответствовала местному вкусу, а дерево было в дефиците и стоило очень дорого. Итальянские здания в основном сделаны из бетона, что делало укладку керамической плитки относительно простой.  В плиточной индустрии начался бум. Новые компании наводнили этот бизнес. В 1955 году существовало 15 компаний по производству плитки. К 1962 году их количество составляло 102. Конкуренция была достаточно жесткой. Ассоциация итальянской промышленности по изготовлению керамической плитки была основана в 1964 году и большинство итальянских компаний стали ее членами.

Поставщики требовали товар высокого качества, низкую цену и красивую, с точки зрения эстетики, плитку. Компании находились в постоянном поиске преимуществ друг перед другом. Итальянские компании изобрели свои уникальные ноу хау процесса изготовления плитки, благодаря накопленному опыту и инновации  быстро распространились по всей области Сасуоло, благодаря мобильности рабочей силы.  Изготовители плитки научились адаптировать оборудование для использования красной глины и природного газа, и в Сасуоло в скором времени образовалась местная индустрия плиточного оборудования. К 1970 году итальянские компании являлись производителями мирового класса печей для обжига и прессов и начали экспортную деятельность. В середине 80-х годов около 200 итальянских производителей по производству оборудования по изготовлению плитки находились в состоянии жесткой конкуренции (больше 60% из них располагались в районе Сасуоло).

К середине 60-х годов рынок керамической плитки Италии стал самым большим в мире.

Потребление керамической плитки на человека в:

                                              1976                                                             1987

Италия                                  2.68                                                              3.33

Испания                                1.26                                                             2.55

Германия                              1.06                                                             1.54

Франция                               1.03                                                             1.40

 

К 1970 году внутренний спрос в Италии был насыщен, и стагнирующий внутренний рынок подтолкнул итальянские компании обратить взор на мировые рынки для дальнейшего роста. Для того, чтобы противостоять различиям в зарплате Piemme изобрели дизайнерский кафель от Valentino для серии декорированной плитки. Многие другие производители вскоре заручились поддержкой других дизайнеров. 

1. Используйте ромб Портера для анализа подъема индустрии итальянской керамической плитки.

2. Обсудите, каким образом компании завоевывают конкурентное преимущество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Анализ ромба Портера