Анализ ромба Портера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:31, лекция

Описание

Майкл Портер в своей работе «Конкурентное преимущество стран», (1990) обсуждает наличие или отсутствие особых признаков в отдельных странах, которые влияют на развитие промышленного производства. Портер предложил полезное и интригующее аналитическое средство и концепцию для анализа особенностей того, что усиливает конкурентное преимущество страны, что коротко может быть определенно, как способность использовать внутренние ресурсы страны для усиления ее конкурентоспособности на международном рынке.

Работа состоит из  1 файл

Анализ ромба Портера (1).doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)


Анализ ромба Портера

Майкл Портер в своей работе «Конкурентное преимущество стран», (1990) обсуждает наличие или отсутствие особых признаков в отдельных странах, которые влияют на развитие промышленного производства. Портер предложил полезное и интригующее аналитическое средство и концепцию для анализа особенностей того, что усиливает конкурентное преимущество страны, что коротко может быть определенно, как способность использовать внутренние ресурсы страны для усиления ее конкурентоспособности на международном рынке. Эта концепция имеет название «Ромб Портера». Ромб содержит четыре детерминанта данной отрасли в пределах заданной внутренней экономики, которые способствуют развитию ее конкурентных преимуществ.

Работа Портера была навеяна осознанием того, что существующие теории  международной торговли лишь частично объясняли характеристики международной торговли и поэтому важным является объяснение того, почему страна достигает международного признания в конкретной отрасли промышленности. Почему Япония достигла успеха в автомобильной и мотоциклетной промышленности? Почему Швейцария лидирует в производстве и экспорте точных измерительных приборов и лекарственных препаратов? Почему Германия и Соединенные Штаты преуспевают в химической промышленности? С помощью теории Хекшера - Олина невозможно ответить на эти вопросы, а теория сравнительных преимуществ предлагает только частичное объяснение.  Теория сравнительных преимуществ утверждает, что Швейцария преуспевает в производстве и экспорте точных измерительных приборов, потому что она очень разумно использует свои ресурсы в соответствующих отраслях промышленности. Даже если это и правильно, тем не менее, нет объяснения тому, почему Швейцария более эффективна в этой отрасли промышленности, чем Великобритания, Германия или Испания. Теория Хекшера - Олина приписывает успех вкладу подходящих факторов, которые, исторически определяли развитие определенных ключевых отраслей промышленности, использовавших подходящее сочетание факторов. Эти объяснения нельзя считать неправильными, но, Портер полагает, что их недостаточно для объяснения успеха нации на международных рынках.

В некотором смысле, однако, этот анализ  возвращает нас к основам теорий торговли и исследует источник индивидуальных национальных преимуществ. Те теории, которые были уже ранее рассмотрены в предыдущих главах, объясняют примеры торговли, которая возникла из-за экономии, обусловленной ростом масштабов производства, внутри промышленной торговли и т.д., но они не занимались вопросом зарождения национального конкурентного преимущества в конкретных отраслях промышленности.

Ромб Портера

Показатели национального конкурентного преимущества

       Стратегия компании, структура и конкуренция (firm strategy, structure and rivalry)

       Обеспеченность факторами производства (factor endowments)

       Условия спроса (demand conditions)

       Смежные и поддерживающие отрасли (related and supporting industries)

Источник: (Hill, 2007:188)

 

Основной вывод Портера заключается в том, что четыре расширенные национальные характерные признаки (детерминанты ромба) создают среду, в которой конкурируют местные компании, и данные характерные признаки сопутствуют или препятствуют развитию конкурентного преимущества. Это демонстрируется в вышеприведенной диаграмме. 

Этими характерными признаками являются:

 

Обеспеченность факторами производства

Наличие и состояние в стране факторов производства, таких как высококвалифицированная рабочая сила или инфраструктура,  необходимых для конкурирования в конкретной отрасли промышленности (Porter, 1990:71; Hill, 2007:188-189).

Условия спроса

Природа спроса на внутреннем рынке на промышленный продукт или услугу

Смежные и поддерживающие отрасли

Наличие  или отсутствие в стране отраслей - поставщиков и смежных отраслей, конкурентоспособных на международных рынках.

 

Стратегия компании, структура и конкурентная среда

Условия управления национальной экономикой, создания и управления компаниями и характер их конкуренции. 

Портер описывает эти четыре детерминанта, представляющих собой «ромб» и утверждает, что компании в большей степени склонны к успеху в тех отраслях или сегментах промышленности, где «ромб в почете». Он также заявляет, что ромб – взаимосвязанная система, когда  один  детерминант зависит от другого. Это означает, что, например, благоприятные условия спроса не отразятся на конкурентном преимуществе до тех пор, пока состояние конкуренции не вызовет реакцию компании на них (Porter, 1990:71)

 

Обеспеченность факторами производства

Показатели  фактора сгруппированы в ряд основных категорий:

1. Человеческие ресурсы

Количество работников, их навыки и расходы на персонал. Человеческие ресурсы могут быть разделены фактически на несколько категорий: н.п. начиная от инструментальщиков и заканчивая инженерами-электриками с докторскими степенями (Porter, 1990:74; Keegan, 1999:314; Keegan and Schlegelmilch, 2001:324).

2. Материальные ресурсы

Большое количество, качество, доступность и стоимость национальных земельных, водных, минеральных или лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, промысловых объектов и других материальных особенностей. Климат, местоположение и географический размах являются частью материальных ресурсов страны. (Porter, 1990:74; Keegan, 1999:314; Keegan and Schlegelmilch, 2001:324).

3. Ресурсы знаний

Запас научных, технических и рыночных знаний, имеющих отношение к товарам и услугам. Обычно это – университеты и исследовательские институты (государственные и частные), государственные статистические учреждения, отчеты о рыночных исследованиях,  базы данных и т.д. (Porter, 1990:75; Keegan, 1999:315; Keegan and Schlegelmilch, 2001:325).

4. Ресурсы капитала

Размер и стоимость капитала, доступного для финансования отраслей промышленности. Капитал не однородный, а принимающий разные формы. Общий запас ресурсов капитала в стране и его формы находятся под влиянием национальных норм сбережений и структуры рынков национальных капиталов, в каждой стране своих.   (Porter, 1990:75; Keegan, 1999:315; Keegan and Schlegelmilch, 2001:325).

5. Инфраструктура

Инфраструктура нации влияет на конкуренцию и состоит из транспортной системы, систем коммуникации, системы здравоохранения и банковской системы (porter, 1990:75).

Состав задействованных факторов (соотношение факторов производства) меняется в зависимости от страны. Национальные компании получают конкурентное преимущество в случае обладания ими малозатратных или уникальных высококачественных факторов, которые важны в условиях конкуренции в конкретной отрасли промышленности.

Н.п. Сингапур является судоремонтным центром, благодаря своему расположению на основном торговом маршруте Японии со Средним Востоком. В Швейцарии хорошо развита банковская отрасль, так как в этой стране есть и немецкие и французские и итальянские регионы, то есть она представляет одновременно разные языки и культуры (Porter, 1990:76).

 

1986 Иерархия факторов

 

Портер ввел иерархию факторов производства,  делая различие между:

Базовыми факторами – природные ресурсы, климат, местоположение, неквалифицированный и квалифицированный рабочий труд, привлеченный капитал, и

Продвинутыми факторами – современная инфраструктура цифровой связи, высокообразованный персонал, например: дипломированные инженеры, специалисты в области теории вычислительных машин и систем; научно-исследовательские институты по сложным дисциплинам при университетах (Porter, 1990:77; Keegan, 1999:325).

Он утверждает, что продвинутые факторы являются самыми важными для конкурентного преимущества. Они необходимы для достижения конкурентных преимуществ более высокого порядка, таких как дифференцированные продукты и собственные технологии производства. (Porter, 1990:77; Keegan, 1999:325).

В отличие от основных факторов (которыми страны наделены изначально), продвинутые факторы являются продуктом инвестиций индивидумов, компаний и правительства. Отсюда, инвестиции правительства в основное и высшее образование с целью совершенствования навыков и повышения уровня образования населения, и стимулирование перспективных исследований в институтах высшего образования, могут укрепить национальные продвинутые факторы.

Второе по важности различие между факторами – это их специфика.

 

Обобщенные факторы

Эта категория включает следующие факторы: удобные дорожные сети, запасы привлеченного капитала или группа хорошо мотивированных сотрудников с высшим образованием. Они могут быть использованы в широком спектре отраслей промышленности.

Специализированные факторы

Включают узкоспециализированный персонал, инфраструктуру с особыми свойствами, базу знаний в конкретных областях, и другие факторы с ограниченным диапазоном применения. 

Специализированные факторы предоставляют более убедительные и рациональные данные для конкурентных преимуществ в отличие от обобщенных факторов. (Porter,1990:80)

 

Оценка теории Портера

 

Недостатки факторов

 

Конкурентное преимущество может также быть сформировано странами, которые используют в качестве преимущества недостатки факторов (неблагоприятные условия) (Porter, 1990:81-2). Высокие затраты на рабочую силу в Японии являлись недостатком, который привел в дальнейшем к развитию в Японии индустрии робототехники (Keegan, 1999:325).

Неблагоприятные погодные условия привели  Nokia к развитию  мобильной телефонии.

 

 

 

ЗАДАНИЕ

Можете ли Вы привести современные примеры стран, где:

1.продвинутые факторы усовершенствовали навыки,  необходимые для использования базовых факторов естественного  происхождения.

2.недостатки факторов дали возможность стране развить индустрию с конкурентным преимуществом.

 

Условия спроса

Условия спроса: сущность внутреннего спроса на какой-либо продукт или услугу (Porter, 1990:71).

Портер выделил три основных важных характерных черты внутреннего спроса:

(i) структура внутреннего спроса

(ii) размер и траектория роста внутреннего спроса

(iii) механизм, с помощью которого внутренние предпочтения нации передаются на зарубежные рынки.

 

Структура внутреннего спроса

Наиболее важное влияние на конкурентное преимущество может оказать набор и характеристики потребностей внутреннего потребителя. Страны получают конкурентное преимущество в тех отраслях промышленности, где внутренний спрос дает местным компаниям конкретную картину запросов покупателей, чего не имеют  зарубежные конкуренты. Страны также получают преимущество, если внутренний потребитель оказывает давление на местные компании, вызывая ускорение темпов их развития, тем самым достигается конкурентное преимущество перед зарубежными конкурентами (Porter, 1990:86).

Менее выгодные сегменты

Более значительные сегменты в стране обычно получают больше внимания со стороны национальных компаний.  Сегменты, считающиеся менее выгодными, будут игнорироваться. Такие сегменты национальной экономики, скорее всего, будут поглощены иностранными конкурентами. 

ВОПРОС

Наименее желательные сегменты

Хорошим примером вышесказанного будет ситуация с выходом Airbus Industries на коммерческие авиалинии.  Airbus выделил сегмент на рынке, который был проигнорирован Boeing и остальными производителями США, им стал относительно большой и вместительный самолет для перевозок на короткие расстояния. Он был необходим для Европы с короткими расстояниями между ее многочисленными городами-столицами, обслуживающимися несколькими национальными авиалиниями. Города США расположены достаточно далеко друг от друга, и объем трафика распределен в целом между большим числом конкурентов, и удовлетворятся самолетами на 100-200 посадочных мест. Внимание европейского консорциума было сфокусировано на сегменте, который американские производители рассматривали как второстепенный.

(Porter,1990:88).

Могли бы Вы привести пример  другой отрасли промышленности, подобный рассмотренному выше?             

Изощренные и требовательные покупатели

 

Более важным, чем сегменты является характер внутреннего потребителя. Если внутренний потребитель изощренный и требовательный, в этом случае  национальные компании приобретут конкурентное преимущество в определенной отрасли  промышленности. Такие потребители открывают доступ к своим более совершенным нуждам, что вынуждает местные компании соответствовать высоким стандартам в отношении товара, качества, возможностей и услуг. В Японии крайне изощренные потребители в приобретении аудио оборудования, что является вопросом статуса. Японские потребители собирают обширную информацию о товаре и выбирают последние, лучшие модели (Porter, 1990:89).

Роль изощренных и требовательных покупателей может быть сыграна каналами распределения, так же хорошо, как и конечными пользователями

В Италии обувь, одежда, мебель и осветительная техника продаются в огромных количествах в специализированных магазинах. Их искушенные розничные продавцы являются основной силой воздействия на итальянских производителей и вынуждают их постоянно представлять новые модели и снижать цены. (Porter, 1990:90).

Информация о работе Анализ ромба Портера