Анализ рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 11:58, реферат

Описание

Показатели рентабельности. Рентабельность продаж. Рентабельность производства.

Работа состоит из  1 файл

Анализ рентабельности.docx

— 419.21 Кб (Скачать документ)

1. Расчитать возможные по исходным данным видам рентабельности за каждый из годов: 

Рентабельность (нем. rentabel[1] - доходный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.

Показатели рентабельности

  • Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

ROM = ЧП/Себестоимость *100 %

  • Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.

ROFA = ЧП/Основные средства *100 %

  • Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — прибыли от продаж к выручке.

ROS = Прибыль от продаж/Выручка *100 %

  • Рентабельность производства = Прибыль / (Стоимость основных фондов + стоимость оборотных средств)
 

Рентабельность  продаж

Рентабельность  Продаж (англ. Return on Sales) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.

Рентабельность  Продаж = Чистая прибыль / Выручка

(что такое  выручка:

Вы́ручка (объём продаж) — количество денежных средств или иных благ, получаемое компанией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи продуктов или услуг своим клиентам. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов. Прирост капитала в результате увеличения по какой-то причине стоимости активов предприятия к выручке не относится. Для благотворительных организаций выручка включает общую стоимость полученных денежных подарков.

При этом деятельность предприятия можно характеризовать  по нескольким направлениям:

• выручка от основной деятельности, поступающая  от реализации продукции (выполненных  работ, оказанных услуг);

• выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

• выручка от финансовой деятельности.

Общая выручка  складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл  существования предприятия.

В расходы (издержки) мы включаем:

  • Заработная плата
  • Сырье и материалы
  • Амортизация
  • Услуги сторонних организаций
  • Налоги
  • Прочее

)

Рентабельность  продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

Рентабельность  производства

Рентабельность  производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции. 
 

Далее построить  графики, сделать выводы

2. Сделать Факторный  анализ рентабельности 

Анализ рентабельности хозяйственной деятельности предприятия  Практика оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта с учетом мирового опыта »»  
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия »»  
Анализ рентабельности хозяйственной деятельности предприятия »»

Рентабельность  хозяйственной деятельности (k) характеризует норму возмещения на всю совокупность источников, используемых предприятием, и определяется отношением суммы доходов вкладчиков и кредиторов (Р) к сумме инвестированного ими капитала (ИК):

k = Р/ ИК (5.1).

В качестве инвестированного капитала при оценке эффективности  хозяйственной деятельности необходимо использовать сумму всех активов, так  как их общая величина учитывает  все долги предприятия, в том  числе и по эксплуатации. Общая  сумма активов используется при  расчетах рентабельности для оценки эффективности хозяйственной деятельности внешними пользователями информации. Это связано с тем, что собственники и кредиторы вкладывают денежные средства в предприятие, руководство  которого имеет полную свободу действий по размещению этих средств. Денежные средства могут быть вложены в  такие активы, которые в краткосрочном  периоде не приносят прибыли, а в  долгосрочной перспективе предприятие  извлечет выгоду их таких вложений.

Одним из индикаторов  эффективности производственной деятельности предприятия является показатель рентабельности производства. При его расчете  в качестве инвестированного капитала используется стоимость производственных фондов как сумма основных производственных фондов (F) и материальных оборотных средств (Е).

В качестве инвестированного капитала при расчетах рентабельности можно использовать стоимость оборотного капитала.

При расчетах рентабельности необходимо иметь в виду, что величина инвестируемого в предприятие капитала меняется в течение периода получения  дохода, поэтому она должна определяться как его среднее значение. При  этом наиболее правильным является расчет средней хронологической величины инвестированного капитала.

При расчетах показателей  рентабельности могут использоваться различные показатели дохода предприятия: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль (по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»).

Анализ показателей  рентабельности хозяйственной деятельности на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности (форма № 1 и 2) представлен  в таблице 5.4. В рассмотренном  примере средние остатки активов, оборотных активов, основных производственных фондов и материальных оборотных  средств не рассчитывались, в виду отсутствия дополнительной информации. Их величины за предыдущий и отчетный год, соответствовали данным баланса  на начало и конец года.

Таблица 5.4

Данные таблицы 5.4 позволяют сделать следующие  выводы.

В целом по предприятию  наблюдается ухудшение в использовании  имущества. С каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие  получило в отчетном году прибыли  меньше, чем в предыдущем периоде. Если раньше, каждый вложенный в  имущество рубль приносил почти 15 копеек прибыли, то теперь – 13 копеек.

Рентабельность  оборотных активов снизилась  за отчетный период на 1,25%. Также уменьшилась  рентабельность производства по чистой прибыли на 1,26%. Причиной отрицательных  сдвигов в уровне рентабельности стали опережающие темпы прироста имущества (18,29%), по сравнению с темпами  прироста общей суммы прибыли (8,8%) и прибыли от продаж (7,4%). 
 

Факторный анализ показателей рентабельности предполагает использование различных моделей, некоторые из них будут рассмотрены  в настоящей работе.

Существует взаимосвязь  между показателями рентабельности активов, оборачиваемостью активов  и рентабельностью продаж, которую  можно получить моделированием коэффициента рентабельности активов по факторным  зависимостям.

Рентабельность  активов определяется формулой:

k = Р/ А, (5.2)

где k – рентабельность активов;

Р – прибыль  до налогообложения;

А – среднегодовая  стоимость активов.

Элементы данной формулы разделим на одну величину – выручку от продажи (N), получим:

k = Р/N * N/А, (5.3)

где Р/N – рентабельность продаж по прибыли до налогообложения;

N/А – оборачиваемость активов (коэффициент ресурсоотдачи).

Получим формулу, которая отражает взаимосвязь между  показателями отдачи капитала (kp) и его оборачиваемости (kа):

k = kp* kа (5.4)

Рентабельность  активов может повышаться при  неизменной рентабельности продаж путем  ускорения оборачиваемости активов. И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче  рентабельность активов может расти  за счет увеличения рентабельности продаж.

Таким образом, прибыль предприятия, полученная с  каждого рубля средств, вложенных  в активы, зависит от скорости оборачиваемости  средств и от того, какова доля прибыли  в выручке от продажи.

Полученная формула  прямо указывает пути повышения  рентабельности капитала: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов. В свою очередь, оборачиваемость  активов зависит от того, насколько  рациональна структура имущества, имеются ли сверхнормативные запасы, просроченная дебиторская и кредиторская задолженности и пр.

Для оценки факторов, влияющих на изменение рентабельности активов, используются данные таблицы 5.5. В рассмотренном примере средние  остатки активов не рассчитывались, в виду отсутствия дополнительной информации. Их величина за предыдущий и отчетный год, соответствовали данным баланса  на начало и конец года.

Таблица 5.5

Как видно из данных таблицы 5.5, рентабельность активов  уменьшилась по сравнению с предыдущим периодом на 1,54%. Это произошло в  результате воздействия двух факторов: изменения рентабельности продаж и  оборачиваемости активов предприятия.

С помощью метода цепных подстановок определим влияние  изменения факторов на рентабельность активов.

Влияние изменения  рентабельности продаж:

Dk(kp) = (kp 1* kа о) – (kp 0 * kа о) = +2,59 *1,1866 = +3,07

Влияние изменения  оборачиваемости активов:

Dk(kа) = (kp 1* kа 1) – (kp 1 * kа о) = 18,76*(-0,2461)= -4,61

Общая сумма  влияния двух факторов составляет: 3,07+(-4,61)=-1,54%

Таким образом, увеличение прибыли на рубль продаж способствовало повышению уровня рентабельности активов на 3,07%. Тогда как, замедление скорости оборачиваемости активов  привело к снижению рентабельности активов на 4,61%.

Факторный анализ рентабельности хозяйственной деятельности предприятия  Практика оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта с учетом мирового опыта »»  
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия »»  
Факторный анализ рентабельности хозяйственной деятельности предприятия »»

Информация о работе Анализ рентабельности