Анализ рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 11:58, реферат

Описание

Показатели рентабельности. Рентабельность продаж. Рентабельность производства.

Работа состоит из  1 файл

Анализ рентабельности.docx

— 419.21 Кб (Скачать документ)

Одним из показателей  рентабельности хозяйственной деятельности является рентабельность производства, которая определяется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости  основных производственных фондов и  материальных оборотных активов. Если в расчете использовать в качестве дополнительной величины объем продажи  продукции (N), то формулу рентабельности производственной деятельности можно представить в следующем виде:

k = [N /F+E]* [Р/N], (5.5)

где k – рентабельность производственной деятельности;

Р – чистая прибыль;

N – выручка от продажи продукции, работ, услуг;

F – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

E – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.

Из приведенной  формулы следует, что рентабельность производственной деятельности зависит  от изменения двух факторов:

- фондоотдачи  производственных фондов (N /F+E).

- рентабельности  продаж (Р/N).

Определить влияние  перечисленных факторов можно методом  цепных подстановок.

Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния фондоотдачи с одного рубля производственных фондов (f):

Dk(f )=[N1 /F1+E1] * ([Р о /N о ] – [N о /F о+ E о] * [Р о /N о ] (5.6)

Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния уровня рентабельности продаж (kp):

Dk(kp) =[N1 /F1+E1]* [Р 1 /N 1 ] – [N1 /F1+E1] * [Р о /N о ] (5.7)

Расчет влияния  факторов на рентабельность производственной деятельности можно произвести на основе приведенных данных таблицы 5.6.

Таблица 5.6

На основе приведенных  данных можно определить условный уровень  рентабельности производства (kу), рассчитанный, исходя из уровня фондоотдачи производственных фондов отчетного периода и рентабельности продаж базисного периода, т.е.

k у =1,1748 * 0,1229 = 0,1448.

Уменьшение реализации на один рубль производственных фондов снизило рентабельность производства на 3,57% (14,44 – 18,01), а увеличение прибыли, приходящейся на один рубль продаж, привело к росту рентабельности производства на 2,31% (16,75 – 14,44).

Каждый из рассмотренных  выше факторов является сложным, зависящим  в свою очередь от ряда других факторов второго порядка. Например, реализация, приходящаяся на один рубль производственных фондов, зависит от эффективности  использования основных фондов и  материальных оборотных средств. Изменение  уровня прибыли, приходящейся на один рубль продаж, зависит от уровня себестоимости и структуры ассортимента реализованной продукции, от изменения  качества продукции и цен на нее, от результатов прочей деятельности предприятия.

Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что эффективность использования  производственных фондов снизилась  в большей степени за счет снижения фондоотдачи основных производственных фондов. Это и явилось основной причиной снижения реализации на один рубль производственных фондов, и  как следствие, снижение уровня рентабельности производства.

Для того, чтобы  выявить причины снижения эффективности  использования фондов и материальных оборотных средств, необходимо изучить  показатели, характеризующие состав и структуру производственных фондов, использование фондов по времени, по мощности, по числу единиц, показатели использования материалов в производстве, наличие излишних запасов сырья  и материалов и др. Такое исследование факторов возможно только в ходе проведения внутреннего управленческого анализа  с использованием всей системы информации о деятельности предприятия.

Анализ рентабельности затрат и продаж предприятия  Практика оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта с учетом мирового опыта »»  
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия »»  
Анализ рентабельности затрат и продаж предприятия »»

Эффективность основной деятельности предприятия  по производству и реализации продукции, работ, услуг характеризуется показателем  рентабельности затрат. Он определяется отношением прибыли от продажи продукции  к полной себестоимости реализованной  продукции:

k = Р/ S, (5.8)

где k – рентабельность затрат;

Р – прибыль  от продажи продукции;

S – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции.

Данный коэффициент  показывает уровень прибыли на один рубль затраченных средств и  рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и  видам продукции.

В показателе рентабельности, рассчитанном в целом по продукции, усредняется уровень доходности отдельных видов изделий. Поэтому  в ходе анализа необходимо изучать  рентабельность отдельных видов  изделий или групп изделий. Рентабельность единицы продукции имеет большое  значение и определяется отношением разницы между отпускной ценой  и себестоимостью к себестоимости  одного изделия:

k = Цi – Сi / Сi , (5.9)

где k – рентабельность единицы продукции;

Цi – отпускная цена единицы продукции;

Сi – себестоимость единицы продукции.

Важность анализа  показателей рентабельности отдельных  видов продукции, связана с тем, что предприятие должно осуществлять контроль за затратами по ее производству и реализации. Если на рынке имеется достаточно высокий спрос на продукцию с низким уровнем рентабельности, предприятие может сделать выпуск такой продукции выгодным только сокращая затраты по ее производству.

Для осуществления  контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования  рассчитывают показатель рентабельности продаж. Он определяется отношением величины прибыли к объему продаж:

k = Р/ N , (5.10)

где k – рентабельность продаж;

Р – прибыль  от продажи продукции (прибыль до налогообложения или чистая прибыль);

N – выручка от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

В качестве величины прибыли могут быть показатели: прибыль  от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи  продукции за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей.

Рентабельность  продаж характеризует эффективность  предпринимательской деятельности и показывает, сколько получено прибыли  с рубля продаж. Рассчитывается в  целом по предприятию и отдельным  видам продукции.

Исходя из приведенной  формулы расчета рентабельности продаж, можно определить влияние  на ее изменение по сравнению с  предыдущим периодом изменения цен  на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если выразить прибыль  от продажи как разницу между  выручкой от продажи без налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей и полной себестоимостью реализованной  продукции, то формула расчета рентабельности продаж будет иметь следующий  вид:

k = N – S / N, (5.11)

где k – рентабельность продаж;

S – полная себестоимость реализованной продукции;

N – выручка от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

Изменение рентабельности продаж за счет изменения цен на реализованную продукцию (N) определяется по формуле:

Dk(N) =(N1 – S0 / N1 ) – (N0 – S0 / N0) (5.12)

Влияние фактора  изменения себестоимости (S) на рентабельность продаж определяется по формуле:

Dk(S) =(N1 – S1 / N1 ) – (N1 – S0 / N1) (5.13).

Расчет и анализ рентабельности затрат и продаж представлен  в таблице 5.7.

Данные таблицы 5.7. свидетельствуют о росте уровня рентабельности затрат и рентабельности продаж. Это обусловлено наибольшими  темпами прироста прибыли от продажи  продукции - 7,4% (630/8540*100%) по сравнению  с темпами снижения затрат - 8,6% (-4240/49260*100%).

Таблица 5.7

Рентабельность  затрат выросла в отчетном году по сравнению с предыдущим на 3,03% и  составила 20,37%, т.е. предприятие получило 20,37 копеек прибыли с одного рубля  затрат. Рентабельность продаж, соответственно выросла на 2,14% и составила в  отчетном году 16,92%, т.е. предприятие  получило 16,92 копеек прибыли с одного рубля продаж. Изменение уровня рентабельности продаж произошло в результате воздействия  следующих факторов:

Изменение цен  на реализованную продукцию привело  к снижению рентабельности продаж предприятия  на 5,69%:

Dk(N) =(54190 – 49260/54190) – (57800 –49260/57800)=-5,69

Изменение себестоимости  реализованной продукции привело  к росту рентабельности продаж предприятия  на 7,83%:

Dk(S) =(54190 – 45020/54190) – (54190 – 49260/54190)=7,83%

Сумма факторных  отклонений дает общее изменение  рентабельности продаж: Dk(N)+ Dk(S)=-5,69+7,83=2,14%.

Результаты факторного анализа показывают, что снижение себестоимости реализованной продукции  оказало наибольшее влияние на уровень  рентабельности продаж, чем изменение  цен реализации.

Основными путями повышения рентабельности затрат являются снижение затрат на единицу или на один рубль продукции, улучшение  использования производственных ресурсов (снижение фондоемкости, материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациоемкости продукции), рост объема производства.

Анализ финансовой рентабельности предприятия  Практика оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта с учетом мирового опыта »»  
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия »»  
Анализ финансовой рентабельности предприятия »»

Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые  предоставляют предприятию ресурсы  или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей  им прибыли. В самом общем виде финансовая рентабельность определяется по формуле:

k = Р/ СК , (5.14)

где k – финансовая рентабельность;

Р – чистая прибыль;

СК – средняя  стоимость собственного капитала.

При расчетах рентабельности стоимость собственного капитала должна рассчитываться как средняя за период величина, так как в течение  года собственный капитал может  быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или за счет использования  образующейся в отчетном году прибыли.

Анализ финансовой рентабельности можно провести по данным, приведенным в таблице 5.8. В рассмотренном  примере средние остатки собственного капитала не рассчитывались, в виду отсутствия дополнительной информации. Их величина за предыдущий и отчетный год, соответствовали данным баланса  на начало и конец года.

Таблица 5.8

Данные таблицы 5.8 показывают, что финансовая рентабельность предприятия снизилась в отчетном году на 1,4% по сравнению с предыдущим периодом.

Для определения  влияния факторов на динамику финансовой рентабельности воспользуемся исходной формулой расчета данного показателя:

k = Р/ СК (5.15)

Элементы данной формулы разделим на показатель выручка  от продажи (N), получим факторную зависимость:

k = Р / N * N / СК = kp* kск , (5.16)

где k – финансовая рентабельность;

Р/N (kp) – рентабельность продаж;

N/СК (kск) – оборачиваемость собственных вложений (капиталоотдача).

Финансовая рентабельность зависит от двух факторов: изменения  рентабельности продаж и оборачиваемости  собственных вложений.

Исходные данные для расчета факторов, воздействующих на уровень финансовой рентабельности, представлены в таблице 5.9.

Данные таблицы 5.9 свидетельствуют о том, что  финансовая рентабельность снизилась  в отчетном году по сравнению с  предыдущим на 1,4% и составила 17,56%, то есть было получено 17,56 копеек чистой прибыли  с одного рубля собственного капитала.

Таблица 5.9

Изменение уровня финансовой рентабельности произошло  в результате воздействия следующих  факторов.

Влияние рентабельности продаж:

Dk(kp)= (kp1* kск 0 ) – (kp0* kск0)= +1,97*1,5425 = +1,97*1,5425=+3,04

Информация о работе Анализ рентабельности