Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть основы анализа рентабельности предприятия.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты анализа рентабельности предприятия, а именно: рассмотреть специфику финансово-экономического анализа, а также понятие и экономический смысл рентабельности;
2. Раскрыть основные показатели рентабельности и методику их расчета.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты анализа рентабельности предприятия
1.1. Специфика финансово-экономического анализа
1.2. Понятие, экономический смысл и виды рентабельности
2. Расчет основных показателей рентабельности
2.1. Система показателей рентабельности
2.2. Виды анализа рентабельности предприятия
Заключение
Список литературы
Приложения 3
5
5
8
15
15
18
26
28
29

Работа состоит из  1 файл

Анализ рентабельности предприятия.doc

— 311.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Оглавление

 

Введение

1.      Теоретические аспекты анализа рентабельности предприятия

1.1.           Специфика финансово-экономического анализа

1.2.           Понятие, экономический смысл и виды рентабельности

2.      Расчет основных показателей рентабельности

2.1.           Система показателей рентабельности

2.2.           Виды анализа рентабельности предприятия

Заключение

Список литературы

Приложения

3

5

5

8

15

15

18

26

28

29

 

 


Введение

 

Результативность деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями прибыли и рентабельно­сти. Эти показатели как бы подводят итог деятельности пред­приятия за отчетный период; они зависят от многих факторов: объем проданной продукции, затратоемкость, организация про­изводства и др. В числе ключевых факторов — уровень и структура затрат (издержек производства и обращения), по­этому в рамках внутрифирменного управления финансами в этом блоке может выполняться оценка целесообразности за­трат, их динамика, структурные изменения, а основные пока­затели — уровень издержек производства (обращения) и абсо­лютная и относительная экономия (перерасходы) издержек.

Можно выделить различные показатели прибыли, представляющие особый интерес для тех или иных категорий пользователей. Поскольку данные показатели явля­ются наиболее распространенными обобщенными характери­стиками успешности деятельности компании, необходима чет­кая и однозначная их идентификация, позволяющая делать обоснованные оценочные суждения. Так, данные о том, что предприятие работает рентабельно, а его прибыль равна Р, безусловно полезны, но мало информативны, поскольку неяс­но, о какой прибыли идет речь.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производст­ва. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками фи­нансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характери­зуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности — это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон — ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. По­этому известны две группы показателей рентабельности: рен­табельность инвестиций (капитала) и рентабельность продаж.

Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Анализ рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции.

Анализ рентабельности предприятия включает[1]:

-         анализ рентабельности производства;

-         анализ рентабельности реализации;

-         анализ рентабельности важнейших видов продукции;

-         анализ рентабельности предприятия.

Таким образом, цель курсовой работы: рассмотреть основы анализа рентабельности предприятия.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

1.                                  Охарактеризовать теоретические аспекты анализа рентабельности предприятия, а именно: рассмотреть специфику финансово-экономического анализа, а также понятие и экономический смысл рентабельности;

2.                                  Раскрыть основные показатели рентабельности и методику их расчета.

 

 

 

1.      Теоретические аспекты анализа рентабельности предприятия

1.1   Специфика финансово-экономического анализа

 

Любой хозяйствующий субъект можно рассматривать как некую социально-экономическую систему, инициирующую по­токи ресурсов и преобразующую их в продукцию или услуги, предложение и реализация которых обеспечивают достижение основных целей, определяющих и оправдывающих сам факт создания данного субъекта. Финансовые ресурсы играют при этом огромную, если не решающую, роль. На момент основа­ния предприятия, а также в первые годы его функционирова­ния приоритетное значение имеет инвестиционный аспект управления финансами; в дальнейшем относительно большее значение приобретают вопросы оптимизации финансирования текущей деятельности, в частности анализ и прогнозирование денежных потоков, эффективное управление финансовой структурой компании и др. Иными словами, после того как предприятие стабилизировало свою деятельность и вышло на так называемый «нормальный» режим работы, приоритет отда­ется обеспечению, в том числе и финансовому, ритмичности и бесперебойности в достижении основных целей (чаще всего основная цель заключается в генерировании прибыли).

Координация деятельности предприятия, обеспечивающая целенаправленность и ритмичность его работы, осуществляет­ся путем формирования некоторой системы управления. Управление, понимаемое в широком смысле слова, представ­ляет собой процесс целенаправленного, систематического и не­прерывного воздействия управляющей подсистемы на управ­ляемую с помощью так называемых общих функций управле­ния, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл. Обособление, взаимосвязь и взаимодей­ствие этих функций могут быть представлены различными способами; один из достаточно распространенных вариантов представления, когда общие функции в известном смысле оли­цетворяются с отдельными этапами процесса управления, при­веден на рис. 1.

... => Анализ => Планирование => Организация => Учет => Контроль  => Регулирование => Анализ => ...

 

Рис.1. Взаимосвязь общих функций управления

 

Каждая из приведенных на рис. 1 функций важна по-сво­ему, вместе с тем особо значимы анализ, планирование и учет.

Анализ — одна из общих функций управления экономиче­скими системами, значимость которой не подвержена влия­нию времени и вряд ли может быть переоценена. В той или иной степени анализом занимаются все, кто имеет хоть малейшеее отношение к деятельности хозяйствующих субъек­тов. Безусловно, эти субъекты могут существенно различать­ся по видам своей деятельности, ее масштабам, организацион­но-правовым формам, целевым установкам; это накладывает определенный отпечаток и на содержание аналитических про­цедур и функций, выполняемых лицами, имеющими отноше­ние и (или) интерес к тому или иному хозяйствующему субъекту. Несмотря на различия в трактовке и наполняемо­сти аналитических процедур в зависимости от вида и объекта анализа, целевых установок, сопутствующих факторов (вре­менного, личностного, информационного и др.), не вызывает сомнения тезис о том, что принятию любого управленческого решения должно предшествовать определенное аналитическое его обоснование.

Таким образом, в условиях рыночной экономики анализ финансово-экономического состояния является одним из важнейших элементов в системе управления предприятия. Это обусловлено тем, что такой анализ позволяет выявить проблемные стороны в деятельности предприятия и определить пути их решения. Несмотря на большое количество теоретических и практических разработок в области финансово-экономического анализа, предложенных как зарубежными, так и отечественными учеными, необходимо проводить их дальнейшее изучение и уточнение, так как механизм оценки финансово-экономического положения предприятия должен разрабатываться с учетом множества факторов и критериев, полный перечень которых определить достаточно сложно, и для разных целей его использования.

Оценка финансовой устойчивости является одним из главных направлений финансового анализа, однако, единого подхода, как и при определении самого понятия, в современных изданиях нет, что негативно сказывается на точности и достоверности оценочной информации.

Целью анализа финансово- экономической деятельности является объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта исследования. Чтобы принимать управленческие решения в области финансов, руководству нужна постоянная осведомленность по соответствующим вопросам, возможная лишь в результате отбора, анализа и оценки исходной информации.

Анализ финансово–хозяйственной деятельности состоит из[2]:

1. Предварительного обзора экономического и финансового положения предприятия;

2. Оценки и анализа экономического потенциала предприятия:

2.1.Оценки имущественного положения (построение сравнительного аналитического баланса, его вертикальный и горизонтальный анализ);

2.2.Оценки финансового положения (оценка ликвидности, оценка финансовой устойчивости);

3.Оценки и анализа результативности финансово хозяйственной деятельности:

3.1.Оценки деловой активности;

3.2.Анализа рентабельности.

Экономический анализ предприятия включает в себя большое количество различных видов оценок результатов их деятельности и, следовательно, требует и допускает применение разнообразных методов. Вид и метод экономического анализа предопределяются поставленной целью, временем проведения анализа (период функционирования или ликвидности) и ожидаемым результатом анализа.

Основными целями экономического анализа, а, следовательно, основными критериями должны быть такие, которые позволили бы повысить эффективную работу предприятия. Предприятие должно быть доходным, повышать производительность и увеличивать доходы и прибыльность

Финансово-хозяйственное положение предприятия, различные аспекты его производственной, финансовой и инвестиционной деятельности в условиях рыночной экономики по тем или иным причинам интересуют многих субъектов экономических и административных отношений. Однако причины, вызывающие этот интерес, а следовательно, требования и задачи, которые эти субъекты ставят перед анализом финансово-хозяйственной деятельности, могут существенно различаться. Конкретное содержание процесса анализа финансово-хозяйственной деятельности, его временной период, требования к содержанию и форме представления используемой при анализе финансовой информации, набор рассчитываемых показателей - все это определяется тем, для кого и с какой целью он (анализ) осуществляется.

 

1.2   Понятие, экономический смысл и виды рентабельности

 

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов[3].

По мнению других авторов рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы.  Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.  Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на  инвестиции. Для долгосрочных кредиторов  инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия