Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:31, реферат

Описание

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются: 1. Систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; 2. Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты; 3. Выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли; 4. Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности; 5. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
1.1 СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПРИБЫЛИ
1.2 ПОНЯТИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ
2.1 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Анализ прибыли и регнтабельности(сокр).doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

                                                    Оглавление 

 

Введение

 

      Актуальность  исследования. Прибыль - одна из важнейших и самых сложных экономических категорий, занимающая одно из центральных мест среди инструментов управления экономикой. Значение прибыли в условиях рынка настолько велико, что К.Р. Макконнелл и С. Брю называют ее первичным движителем капиталистической экономики. Можно сказать, что стремление к получению прибыли - это выражение основного принципа рационального поведения в экономике - достижения максимальных результатов при минимальных затратах, так как прибыль в самом общем виде и есть разница между полученными доходами и совокупными издержками (а точнее, превышение первых над вторыми, поскольку прибыль, имеющую отрицательное значение, обычно называют убытком; в дальнейшем и положительная, и отрицательная разница между доходами и издержками будет определяться как прибыль, если логика изложения не потребует конкретного уточнения).

      Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовом и валютных биржах и т.д.).

      Объем реализации и величина прибыли, уровень  рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

      Основными задачами анализа финансовых результатов  деятельности предприятия являются:

      1. Систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

      2. Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

      3. Выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

      4. Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;

      5. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

 

1. Понятие прибыли и рентабельности производства

1.1 Сущность и формирование финансовой прибыли

 

      Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход получает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и не бюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

      Экономическая сущность прибыли является одной  из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.

      С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

      Изучение  аспектов, связанных с прибылью, привело нас к пониманию того, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском  учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности. Это привело к разграничению понятий бухгалтерская и экономическая прибыль. Первая - результат реализации товаров и услуг, вторая - результат "работы" капитала.

      Идея  двух трактовок прибыли (бухгалтерской и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей:

      1) исчисления налогов;

      2) защиты кредиторов;

      3) для выбора разумной инвестиционной политики.

      Бухгалтерская трактовка приемлема только для достижения первой цели и абсолютно неприемлема для достижения третьей.

1.2 Понятие рентабельности

 

      Рентабельность; в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.

      Рентабельность  продукции можно рассчитать как  по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

      Рентабельность  всей реализованной продукции можно  определить как:

      процентное  отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;

      процентное  отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;

      процентное  отношение балансовой прибыли к  выручке от реализации продукции

      отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. 1

      Эти показатели дают представление об эффективности  текущих затрат предприятия и  степени доходности реализуемой продукции.

      Рентабельность  отдельных видов продукции зависит  от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

      Рентабельность  имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).

      Рентабельность  внеоборотных средств определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.

      Рентабельность  оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости  оборотных активов.

2. Анализ прибыли и рентабельности на предприятии

2.1 Сущность и методы анализа прибыли

 

      Обобщающая  оценка финансового состояния предприятия  достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

      Анализ  формирования и использования прибыли  предполагает следующие этапы:

      Анализ  состава и динамики балансовой прибыли.

      Анализ  финансовых результатов от обычных  видов деятельности.

      Анализ  уровня среднереализационных цен.

      Анализ  финансовых результатов от прочих видов  деятельности.

      Анализ  рентабельности деятельности предприятия.

      Анализ  распределения и использования прибыли. 2

      Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам "Прибыли и убытки", "Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток", форма бухгалтерской отчетности №2 "Отчет о прибылях и убытках", данные финансового плана.

      В анализе используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

      Балансовая  прибыль включает в себя прибыль  от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования балансовой прибыли представлена в Приложении А.

      В процессе анализа необходимо изучить  состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

      Основную  часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к  которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

      Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi). 3

      Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

      Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

      Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает и наоборот. В себестоимость приобретенной продукции включаются стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы. По основным средствам, иному имуществу, по которым начисляется износ, принимается их остаточная стоимость. Сума выручки, полученная от таких видов сделок, определяется предприятием на основании расчетов, которые представляются в налоговый орган по месту нахождения предприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль.

      Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной.

      Изменение суммы прибыли за счет: 

      объема  реализации продукции 

      структуры товарной продукции 

      средних цен реализации

      себестоимости реализуемой продукции   

      Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

      Выполнение  плана по объему продаж исчисляют  сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

      Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат: 

       . 

      Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия