Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Определение рентабельности 5
1.2 Показатели рентабельности 6
1.3 Группы показателей рентабельности 7
2.АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 14
2.1 Система показателей для оценки рентабельности 14
2.2 Анализ рентабельности отдельных изделий 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 33

Работа состоит из  1 файл

КУРССОВАЯ РЕНТАб.doc

— 719.00 Кб (Скачать документ)
 
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 

НВУЗ  АНО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» 
 
 

Кафедра   Бухгалтерского учета, анализа и  аудита 
 
 
 

      Студентка 5 курса

                                                                    Кокоулина Юлия

                                                                    Михайловна 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

Комплексный экономический анализ хозяйственной

деятельности 

Анализ  рентабельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курск, 2010 г. 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                     3

1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ                                                                  5

   1.1   Определение рентабельности                                   5

   1.2   Показатели рентабельности                                      6

   1.3   Группы показателей рентабельности                        7

2.АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ                 14                                

   2.1   Система показателей для оценки рентабельности     14

   2.2   Анализ рентабельности отдельных изделий   25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                  29

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                   30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                               31

ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                               33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

      В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

      Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.

      Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

      Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике.                           

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

   ٧ дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;

   ٧ рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;

  ٧ рассмотреть общую методику анализа рентабельности организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Экономическое содержание рентабельности предприятия
  1. Определение рентабельности
 

      Рентабельность (Rentabel - доходный, прибыльный) –

относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.

      Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды.

      Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.

     Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

     Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организации, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. 

       1.2 Показатели рентабельности 

      Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

      Доходность организации характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности.

      Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

      Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

      По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительные показатели, которые более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

      Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. 

      1.3 Группы показателей рентабельности 

      Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

* показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность деятельности);

* показатели, характеризующие прибыльность продаж    (рентабельность продаж);

* показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала).

       В практике российских предприятий используют следующие показатели рентабельности:

      Общая рентабельность (рентабельность предприятия) - определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия.

      Общая рентабельность определяется по формуле: 

            Ро б /Ф*100% ,  (1.1) 

      где: Ро - общая рентабельность,

      Пб – общая сумма балансовой прибыли,

      Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

      Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.

      Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей – факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции (см. схему 1.1).  
 
 

      Схема 1.1. Общая рентабельность предприятия 

          

      Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле: 

            Роб. = Пн.п.*100 / В,  (1.2) 

      где: Роб. – рентабельность оборота,

      Пн.п. – прибыль до начисления процентов,

      В – валовая выручка.

      Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

      Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле: 

           Чоб.к.= В / А,  (1.3) 

      где: Чоб.к. – число оборотов капитала,

      В – валовая выручка,

      А – активы.

      Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге уровень общей рентабельности определяется по следующей формуле:

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия