Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Определение рентабельности 5
1.2 Показатели рентабельности 6
1.3 Группы показателей рентабельности 7
2.АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 14
2.1 Система показателей для оценки рентабельности 14
2.2 Анализ рентабельности отдельных изделий 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 33

Работа состоит из  1 файл

КУРССОВАЯ РЕНТАб.doc

— 719.00 Кб (Скачать документ)

 

            Уо.р.= Роб * Чоб.к.,  (1.4)  

      где: Уо.р. – уровень общей рентабельности,

      Роб. – рентабельность оборота,

      Чоб.к. – число оборотов капитала.

      Иначе говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов, умноженной на 100% и деленной на активы.

      Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена в следующей схеме:  

      Схема 1.2. Связь между тремя ключевыми индикаторами. 

     

        Показатели рентабельности продукции отражают эффективность текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляются как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции: 

            Ррп рп /С*100%,  (1.5) 

      где: Ррп – рентабельность продукции;

      Прп – прибыль от реализации продукции;

      С – полная себестоимость реализованной продукции.

      Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

      Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

      Рентабельность вложений предприятия - это показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

      Среди показателей рентабельности вложений предприятия выделяют 5 основных:

      1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.

      2.Рентабельность вложений по чистой прибыли;

      3.Рентабельность собственных средств, позволяющая установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

      4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.

      5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

      Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений. Это индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

      Доходность капитала исчисляется отношением балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.: 

            Рк=Пб/SК; Ркрп/SК; Рк=Пч/SК  (1.6) 

      В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

      Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит, как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

      Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.  
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 

      2. Анализ рентабельности предприятия 
 

      2.1 Система показателей для оценки рентабельности 
 

      Для анализа рентабельности используется целый ряд показателей, которые можно объединить в следующие группы:

- показатели, рассчитанные на основе прибыли,

- показатели, рассчитанные на основе производственных  активов,

- показатели, рассчитанные на основе потоков  наличных денежных средств.

      Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности организации. Эти показатели характеризуют прибыльность (доходность) произведенных товаров.        С помощью этих показателей можно определить влияние факторов изменения цены товаров и их себестоимости на изменение рентабельности товаров.

      Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств, включающих в себя все производственные активы организации, инвестированный капитал, акционерный капитал. Например, отношение чистой прибыли (дохода) ко всем производственным активам, отношение чистой прибыли к инвестированному или акционерному капиталу.

      Третья группа показателей рентабельности рассчитывается на базе чистого потока денежных средств. Например, отношение чистого потока денежных средств к объему продаж, к совокупному капиталу, собственному капиталу и т. д. Эти показатели дают представление о возможности организации выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами наличными денежными средствами.

     Экономическую эффективность деятельности предприятия выражают показателями рентабельности (доходности). В общем виде параметр экономической эффективности определяют алгоритмом:

                     

       (1.7) 
 

      Для расчета числителя формулы используют показатели прибыли: бухгалтерской (общей), от реализации продукции и чистой прибыли (после налогообложения). В знаменателе формулы показывают ресурсы (инвестиции), имущество (активы), себестоимость реализации товаров (продукции, работ, услуг).  

      На практике следует различать  показатели экономической и финансовой  рентабельности. Экономическая рентабельность  – параметр, исчисленный исходя  из величины прогнозной (потенциальной)  прибыли, отраженной в бизнес–плане инвестиционного или инновационного проекта (программы).         Финансовую рентабельность определяют на базе реальной прибыли, включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность предприятия. 

       Система показателей рентабельности следующая (табл. 1.1) 
 
 
 
 

Таблица 1.1 Общая характеристика показателей рентабельности предприятия 

 

 

 

      Расчет показателей рентабельности представлен в таблице 1.2 

Таблица 1.2 Расчет показателей рентабельности предприятия 

 

 
 
 

  Примечание. Для составления таблицы использованы бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения 1 и 2. 

Таблица 1.3 Расчет рентабельности объема продаж предприятия 

 
 

       Из данных таблицы следует,  что показатели рентабельности  за отчетный период по сравнению с базисным значительно выросли, что подтверждает достаточную результативность деятельности предприятия. Особенно заметно увеличились параметры рентабельности производства, активов, собственного капитала, инвестиций и объема продаж.

       Важным аспектом анализа рентабельности является оценка доходности объема продаж и расчет факторов, влияющих на ее состояние (влияние цены продукции и ее себестоимости). В этих целях обычно используют следующую аналитическую форму (табл. 1.3).

       Расчет влияния изменения цены и себестоимости продукции определяют методом цепных подстановок.

      1. Расчет изменения рентабельности продаж за счет роста выручки от реализации товаров (ΔВР): 

                   (1.8) 

      где: ВР0 и ВР1 – выручка (нетто) от реализации продукции в базисном и отчетном периодах;

      С0 – себестоимость реализованной продукции в базисном периоде. 

        

        

      2.  Расчет изменения рентабельности продаж за счет увеличения себестоимости проданных товаров (ΔС): 

                          

      где: С0 и С1 – себестоимость проданных товаров в базисном и отчетном периодах. 

                  

      3.   Общее влияние двух факторов: 

      

     

       Другой важный аспект финансового  анализа – изучение взаимосвязи  между показателями рентабельности продаж и оборачиваемости активов.

      В этих целях используют следующий  алгоритм: 

                   

      где: РА – рентабельность активов, %;

      БП – бухгалтерская прибыль  (прибыль до налогообложения);

      Ā – средняя стоимость активов за отчетный период;

      ВР – выручка от реализации  продукции (объем продаж).

     Исходные для подробного анализа данные приведены в табл. 1.4. 

Таблица 1.4 Исходные данные для факторного анализа рентабельности активов (имущества) 

 

      Данный показатель отражает прибыльность активов, которая обусловлена как ценовой политикой предприятия, так и уровнем затрат на производство продукции. Через рентабельность активов можно оценить и деловую активность предприятия (посредством показателя оборачиваемости активов).

    1. Изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости устанавливают по формуле:
 

       

    

       где: ΔРА(ΔОА) – изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости;

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия