Система МСУ и пути ее реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание

Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущностные характеристики системы местного самоуправления в России;
- проанализировать становление института местного самоуправления в условиях российской системы власти;

Содержание

Введение
Раздел I. Особенности становления и исторические традиции местного самоуправления в России
Раздел II. Современное состояние реформы местного самоуправления: основные итоги переходного периода
Раздел III. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 79.52 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем, практика реформирования местного самоуправления в России выявила ряд проблем, требующих дальнейшего совершенствования  законодательства и иных решений.

Имеется в виду, прежде всего, создание условий для обеспечения  самодостаточности муниципальных  образований. В современных условиях важнейшей задачей становится, в  этой связи, перераспределение доходов  между федеральным, региональным и  местным уровнями власти путем дальнейшего  совершенствования налогового и  бюджетного законодательства Российской Федерации. Необходимо создать систему стимулирования муниципалитетов к развитию своей доходной базы, реализации комплексных программ устойчивого социально-экономического развития территорий. Установление долговременных критериев оценки и объективных индикаторов муниципального развития позволит повысить информационную открытость органов местного самоуправления, усилить их ответственность перед избирателями, успешно решать задачи распространения и популяризации положительного опыта и лучшей муниципальной практики. Следует вести целенаправленную работу по совершенствованию и корректированию федерального и регионального законодательств с целью разрешения содержащихся в них коллизий; предусмотреть возможность увеличения нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, что послужит повышению экономической самодостаточности муниципальных образований. Органы местного самоуправления должны принять дополнительные меры по развитию собственной экономики и расширению налогооблагаемой базы, по оптимизации расходов бюджетов, вовлечению населения в решение вопросов местного значения, стимулированию гражданской активности и инициативы. Дальнейшее развитие местного самоуправления нуждается также в содействии советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, должны способствовать активизации межмуниципального сотрудничества в первую очередь по информационно-методическим и инновационным вопросам и популяризации лучшей практики муниципального управления.

Местное самоуправление несет  большую функциональную нагрузку: укрепляет  основы демократии, создает условия  для обеспечения жизненных интересов  населения, стабилизирует политическую систему, является важным механизмом обеспечения  единства страны. Именно развитый институт местного самоуправления может стать одним из наиболее надежных гарантий обеспечения эффективности системы власти в России.

Анализ института местного самоуправления в теоретико-методологической плоскости позволяет резюмировать, что создание эффективной системы  местного самоуправления является необходимым  условием для развития правового  государства в России. Указанный  институт представляет собой совокупность органов и механизмов, с одной  стороны, а также принципов и  методов, — с другой, с помощью  которых граждане реализуют закрепленное Конституцией России право на управление на местном уровне. Построение эффективной  многоуровневой системы власти в  современной России невозможно без  подлинно самостоятельного механизма  управления в муниципальных образованиях всех видов, основанного на осознанном и ответственном участии в  нем граждан.

Характерной чертой современного этапа развития многоуровневой системы  власти в Российской Федерации является также поиск оптимальных путей  централизации и децентрализации  системы управления. В этой связи, необходимость построения эффективных  отношений между государственной  и местной властью приобретает  особое звучание. Сегодня предпринимаются  попытки найти оптимальный баланс в отношениях федеральной, региональной власти и органов местного самоуправления. Прежде всего, это касается разграничения  полномочий между уровнями власти. Несмотря на неоднократные попытки  регламентировать этот вопрос законодательно, он остается дискуссионным и в  настоящее время.

Таким образом, реформирование местного самоуправления в Российской Федерации перешло психологически важный рубеж, который символизирует  конец переходного этапа реформы. За последнее время в России удалось  построить фундамент (и законодательный, и основанный на практическом опыте), который должен стать базой для  поступательного развития отечественного института местного самоуправления.

Дальнейшее развитие института  местного самоуправления видится как  процесс, неотделимый от совершенствования  системы власти в России в целом, укрепления основ российского федерализма  и демократических институтов. Поэтому  становление местного самоуправления — задача не только муниципальной, но и государственной власти.

Оптимизация института местного самоуправления в современной России требует дальнейшего его научного исследования и, на этой основе, разработки действенных эффективных механизмов его функционирования.

самоуправление правовой муниципальный власть

 

Список использованной литературы

1.  Конституция Российской  Федерации. М., 1993.

2.  Закон РСФСР от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении  в РСФСР». // Ведомости Съезда народных  депутатов РСФСР и Верховного  Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.

3.  Федеральный закон  от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации». // Собрание законодательства  Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.

4.  Федеральный закон  от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации». // Собрание законодательства  Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

5.  Федеральный закон  от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О  внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской  Федерации в связи с совершенствованием  разграничения полномочий». // СЗРФ. 2006. № 1.Ст. 10.

6.  Федеральный закон  от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О  внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской  Федерации в связи с совершенствованием  разграничения полномочий». // СЗРФ. 2007. № 1. Ст. 21.

7.  Адуков Р.Х., Адукова  А.Н. Проблемы и пути совершенствования  местного самоуправления на селе. // Местное самоуправление в Российской  Федерации. 2007. № 7.

8.  Актуальные вопросы  развития муниципальных образований.  М., 2008.

9.  Антонова Н.А. Правотворчество  органов местного самоуправления. М., 2008.

10.  Бабичев И. Территории  местного самоуправления и их  юридические конструкции. // Муниципальная  власть. 2009. № 2.

11.  Бабичев И., Кодина  Е. Некоторые дефекты и пробелы  в муниципальном праве: система  или «отдельные недочеты»? // Муниципальная  власть. 2007. № 4.

12.  Багер Х. Реформы  Петра Великого. М., 1985.

13.  Бобров Б. Местное  самоуправление на Руси и демократия. // Россия. Местное самоуправление. 2008. № 4.

14.  Бондарь Н.С. Местное  самоуправление и конституционное  правосудие. М., 2008.

15.  Бондарь Н.С. Муниципальное  право. М., 2003.

16.  Буров А.Н. Местное  самоуправление в России: исторические  традиции и современная практика. Ростов н/Д., 2000.

17.  Быстренко В.И. История  государственного управления и  самоуправления в России. М., 1977.

18.  Воронин И. Инновационные  технологии в управлении муниципальной  службой. // Государственная служба. 2007. № 3.

19.  Герасименко Г.А.  Земское самоуправление в России. М., 1990.

20.  Герасимов Е.В. Местное  самоуправление как важный элемент  развития экономической системы. // Микроэкономика. 2010. № 1.

21.  Грызлов Б.В. «За  один день муниципальную дотационность  не преодолеть, но общий курс  должен быть на повышение уровня  самодостаточности». // Муниципальная  власть. 2008. № 4.

22.  Дементьев А.Н. Местное  самоуправление в Российской  Федерации. М., 2007.

23.  Дементьева О., Дементьев  А. Разграничение полномочий между  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления  в социальной сфере. // Муниципальное  право. 2007. № 3.

24.  Децентрализация государственной  власти и местное самоуправление: проблемы реализации: Совместные  исследования. / Под общ. ред. А.  Мацнева, Ю. Харбих. М., 2007.

25.  Дитятковский М.Ю.  Наделение органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями  в механизме перераспределения  полномочий между уровнями власти  в Российской Федерации. // Российский  юридический журнал. 2008. № 2.

26.  Еремян В.В., Федоров  М.В. История местного самоуправления  в России (XII — начало XX в.). М., 1999.

27.  Ершов В.А. Государственное  и муниципальное управление. М., 2009.

28.  Звягинцев М.Г. Влияние  развития института государственной  службы в России на организацию  местного самоуправления. // Соц.-гуман.  знания. 2010. № 2.

29.  Игнатов В.Г., Бутов  В.И. Местное самоуправление в  России и его реформирование: история и современность. Ростов  н/Д., 2000.

30.  Кабашов С.Ю. Местное  самоуправление в Российской  Федерации. М., 2009.

31.  Карташов В. Коллизии  в муниципальных правовых актах  и причины их возникновения. // Конституционное и муниципальное  право. 2007. № 11.

32.  Киреева Е. Соотношение  принципов централизации и децентрализации  в правовом регулировании муниципальной  службы в Российской Федерации. // Конституционное и муниципальное  право. 2007. № 14.

33.  Киричук С.М. Состояние  и перспективы реформы местного  самоуправления в свете Послания  Президента Российской Федерации. // Аналитический вестник Совета  Федерации. 2008. № 21.

34.  Кодина Е.А., Филиппов  В.Н., Хромов Д.Р. и др. Итоги  реализации Федерального закона  от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» в 2007 году. М., 2007.

35.  Лапин В.А. Реформа  местного самоуправления и административно-территориальное  устройство России. М., 2005.

36.  Медведев Д.А. Выступление  на II Общероссийском гражданском  форуме 22.01.2008. // http://www.medvedev2008.ru/performance_2008_01_22.htm.

37.  Медведев Д.А. Послание  Федеральному Собранию Российской  Федерации, 5 ноября 2008 г. // http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/11/208749.shtml.

38.  Местное самоуправление: энциклопедия. / Под общ. ред. В.Б.  Зотова. Ростов-на-Дону, 2010.

39.  Миронов Н. Местное  самоуправление в России: между  реформой и контрреформой. // Сравнительное  конституционное обозрение. 2006. №  2.

40.  Мокрый В. У национальных  проектов и местной власти  — общие цели. // Национальные  проекты. 2007. № 6.

41.  Муниципальное право. / Под ред. С.Е. Чанова. М., 2007.

42.  Мысляева И.Н. Государственные  и муниципальные финансы. М., 2008.

43.  Невинский В.В. Местное  самоуправление: проблемы и перспективы  правового регулирования. // Российская  юстиция. 2010. № 11.

44.  Новохацкий В. Основные  проблемы реформы местного самоуправления  и пути их решения. // Социально-экономическое  положение России в новых геополитических  и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития. СПб., 2008.

45.  Петрова Т. Стимулы  и противоречия муниципальных  реформ. // Регион: экономика и социология. 2007. № 3.

46.  Пешин Н.Л. Государственная  власть и местное самоуправление  в России: проблемы развития конституционно-правовой  модели. М., 2007.

47.  Пронина Л. Местное  самоуправление и совершенствование  разграничения полномочий. // Финансы. 2007. № 9.

48.  Пузанов А., Рагозина  Л. Отчуждение местной власти. // Pro et Contra. 2007. Т. 11. № 1.

49.  Регулирование вопросов  организации местного самоуправления  законами субъектов Российской  Федерации и муниципальными правовыми  актами. М., 2004.

50.  Самодин С. Основные  тенденции и противоречия реформы  местного самоуправления в России. // Власть. 2007. № 7.

51.  Скрипкин Г.Ф. Взаимодействие  органов государственной власти  и местного самоуправления. М., 2008.

52.  Совершенствование  правового регулирования — основа  для устойчивого развития территорий. // Муниципальное право. 2010. № 1.

53.  Соколова Э.Д. Правовое  регулирование финансовой деятельности  государства и муниципальных  образований. М., 2009.

54.  Сумская Т.В. Бюджетная  политика и местное самоуправление. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010.

55.  Тимофеев Н.С. Территориальные  пределы местного самоуправления  в Российской Федерации. М., 2007.

56.  Уваров А.А. Местное  самоуправление в России. М., 2008.

57.  Цейтлин Р.С., Сергеев  С.А. История государственного  управления и муниципального  самоуправления в России. М., 2003.

58.  Черногор Н.Н. Проблемы  ответственности в теории муниципального  права и практике местного  самоуправления. М., 2007.

59.  Широков А., Юркова  С. Реформа местного самоуправления: цели, задачи, первые результаты, проблемы. // Муниципальная власть. 2007. № 4

60.  Шмаков В.И. Проблемы  реформирования и роста эффективности  местного самоуправления в Российской  Федерации. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2010. № 2.

Информация о работе Система МСУ и пути ее реформирования