Система МСУ и пути ее реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание

Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущностные характеристики системы местного самоуправления в России;
- проанализировать становление института местного самоуправления в условиях российской системы власти;

Содержание

Введение
Раздел I. Особенности становления и исторические традиции местного самоуправления в России
Раздел II. Современное состояние реформы местного самоуправления: основные итоги переходного периода
Раздел III. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 79.52 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

Раздел I. Особенности становления  и исторические традиции местного самоуправления в России

Раздел II. Современное состояние  реформы местного самоуправления: основные итоги переходного периода

Раздел III. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Актуальность темы исследования. Становление гражданского общества в России непосредственно связано  с развитием одного из значимых социальных институтов — системы местного самоуправления. Основное его назначение — приближение  власти к населению, привлечение  его к решению жизненно важных для территориального развития вопросов, улучшение качества социальных услуг. Становление института местного самоуправления — объективно обусловленный  процесс. В Конституции РФ и Федеральном  законе РФ от 6.10.2003 №131 «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены основные принципы российской модели местной власти. Российская Федерация ратифицировала Европейскую  Хартию местного самоуправления, многие идеи и положения которой заложены законодателями в основу концепции  построения системы местного самоуправления в нашей стране.

В рамках целенаправленной работы по развитию демократических  институтов проведено четкое разграничение  полномочий федерации, регионов и местного самоуправления. На местный уровень  власти передана значительная часть  функций в сфере социально-экономического развития с определением их финансовой и материальной базы. Позитивное влияние  на жизнедеятельность муниципальных  образований оказывает реализация национальных приоритетных проектов.

Вместе с тем, развитие системы местного самоуправления сопровождается серьезными проблемами, обусловленными факторами различного уровня. В числе  основных: недостаточная проработка институциональной основы, нечеткость властных полномочий, зависимость действенности  муниципального управления от реального  состояния конкретных регионов, которые  значимо отличаются друг от друга  по целому комплексу показателей  и, прежде всего, экономических и  социальных.

Во многом от того, насколько  эффективной станет система местного самоуправления, зависит реализация многих конституционных прав и свобод. А именно такие права и свободы  в соответствии со ст. 18 Конституции  РФ определяют деятельность не только органов местного самоуправления, но и органов государственной власти. Таким образом, местное самоуправление — это не только предмет совместных интересов теоретиков и практиков, отдельного человека, местного сообщества и общества в целом, но и муниципальных  образований, субъектов РФ и государства.

Смысл и содержание проводимой в нашей стране реформы местного самоуправления — реализовать, как  это установлено Конституцией РФ и предусмотрено муниципальным  законодательством, право населения  самостоятельно и под свою ответственность  решать вопросы местного значения. Как и любое другое конституционное  право, местное самоуправление —  это большая и рассчитанная на многие годы работа.

Проблема построения теоретически обоснованной, эффективно действующей  модели местного самоуправления приобрела  в современной России первостепенное значение. В президентских посланиях  Федеральному Собранию последних лет  четко прослеживается мысль о  необходимости модернизации всей системы  местного самоуправления.

Так, Д.А. Медведев обозначил  работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства: «Местное самоуправление должно открывать гражданам возможность  самостоятельно решать свои локальные  проблемы без указаний и распоряжений сверху»[1]. В своем Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. он отметил, что  работа по совершенствованию муниципального законодательства будет продолжаться.

1 января 2009 г. закончился  переходный период реализации  Федерального закона №131-ФЗ, в  результате чего все его положения  вступили в силу на территории  каждого из субъектов Российской  Федерации. Сейчас уже можно  сделать первые выводы, оценить  практику реализации нового Федерального  закона, учитывая, что в 46 субъектах  Российской Федерации он реализуется  с 1 января 2006 г., а отдельные его  положения действуют с октября  2003 г., констатировать достоинства  и недостатки сложившейся модели  местного самоуправления, понять  перспективы развития российской  муниципальной системы, определить  пути оптимизации существующей  муниципальной практики.

Вышеизложенное определило выбор темы выпускной квалификационной работы, ее актуальность и круг рассматриваемых  проблем.

Объектом исследования выступает  институт местного самоуправления в  России.

Предметом исследования является процесс реформирования и институционализации  системы местного самоуправления в  современной России.

Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.

Для реализации указанной  цели поставлены следующие задачи:

-  раскрыть сущностные  характеристики системы местного  самоуправления в России;

-  проанализировать становление  института местного самоуправления  в условиях российской системы  власти;

-  охарактеризовать политико-правовые  особенности развития муниципальных  образований в России;

-  рассмотреть основы  взаимодействия между органами  государственной и муниципальной  власти и выявить особенности  принципа разграничения полномочий  между органами государственной  и местной власти в современной  России;

-  обосновать правовые  проблемы формирования системы  местного самоуправления в современной  России в контексте опыта ее  реформирования;

-  на основе проведенного  анализа выявить тенденции, перспективы  реформирования российской муниципальной  власти, подвести основные итоги  реформы местного самоуправления  в современной России.

Теоретико-методологическую основу работы составили теории, концепции, подходы, содержащиеся в трудах ученых, в которых в широком спектре  анализируются проблемы развития института  местного самоуправления.

Методологической основой  исследования является совокупность общенаучных  методов, таких как: институциональный, системный, структурный, функциональный, исторический, сравнительный, нормативный, статистический и др.

Источниковой базой работы являются нормативные правовые акты Российской Федерации: Конституция  Российской Федерации, федеральные  законы «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием разграничения  полномочий, Бюджетный и Налоговый  кодексы Российской Федерации.

В ходе исследования важным было изучение ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее основные выводы могут быть использованы в  научных целях при определении  возможных перспектив развития института  местного самоуправления в Российской Федерации.

Результаты, полученные в  ходе проведенного исследования, могут  быть использованы при подготовке учебно-методических материалов по курсам, связанным с  местным самоуправлением и муниципальной  реформой в Российской Федерации.

Сформулированные в работе научно-практические рекомендации могут  быть использованы как в процессе профессиональной подготовки государственных  и муниципальных служащих, так  и в организации деятельности органов государственной и муниципальной  власти.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.

 

Раздел I. Особенности становления  и исторические традиции местного

самоуправления в России

Представляется очевидным, что при обсуждении проблем реформы  местного самоуправления в современной  России, ее первых итогов необходимо учитывать  трудности становления местной  власти, являющегося длительным историческим процессом, тесно связанным с  развитием государства.

Развитие политической системы  России на протяжении большей части  ее истории характеризовалось доминированием централизованного государства, сравнительно низким уровнем гражданского участия  в решении публичных дел в  сочетании с сильной коллективистской (общинной) традицией. Поэтому Российская Федерация имеет отличный от западного  исторический опыт становления местного самоуправления, и в силу этого  его система не может быть отнесена к какой-либо из классических моделей  муниципальной организации.

В дореволюционной России выделяют следующие наиболее устойчивые формы самоуправления: вечевая демократия Древней Руси, слободское самоуправление, земское и городское самоуправление[2].

Вечевая демократия — наиболее раннее проявление самоуправленческих начал на Руси. Ее развитие происходило  в период перерастания родоплеменных  объединений в добровольные общности самостоятельных хозяев — древнерусские  общины. Как основообразующие институты  раннефеодального общества общины представляли собой самоуправляющиеся, автономные организации, обладающие административно-судебной самостоятельностью. Высшими органами управления общины были сходы жителей  — вече, на которых решались важнейшие  вопросы их жизни: о войне, мире, приглашении  и изгнании князей, принятии законов, избрании должностных лиц и др.

Классическими образцами  самоуправляющихся городских общин  древней Руси являются Новгород и  Псков. Административно-территориальное  устройство, порядок формирования органов  управления и разделение функций  между центральными и местными органами в этих городах, — все говорит  о наличии там элементов местного самоуправления.

Формами местного самоуправления России с конца XV до начала XVIII в. являются самоуправление городских слобод и  крестьянское общинное самоуправление. Как отдельная самоуправляющаяся  единица каждая городская слобода  имела возможность выбирать старосту, десятских, складчиков, ведавших «раскладной» повинностей, и других должностных  лиц. Основные вопросы решались на слободских сходах. Сохранение слободского самоуправления объяснялось прежде всего стремлением  власти обеспечить круговую поруку низших сословий и должное исполнение государственной  службы. Для населения такая организация  самоуправления означала определенную защиту от вмешательства администрации  в их дела и безудержного расширения системы налогов[3].

Вместе с тем, в этот период местное самоуправление как  институт не получило должного правового  оформления. До середины XVI в. местное  управление осуществлялось посредством  системы кормлений. В уездах и  городах царем назначались наместники, в волостях — волостели, которые  в своей деятельности опирались  на штат чиновников.

Первая реформа местного самоуправления в нашей стране была проведена при Петре I в 1699 г., когда  были учреждены бурмистрские палаты в Москве и земские избы в городах. Состав их был выборный. Избы собирали доходы и заведовали повинностями, лежавшими на купецких и промышленных людях. Управление делами города как  целого на них возложено не было, кроме того, их относительная самостоятельность  длилась недолго — к 1720 г. повсеместно  вместо бурмистерских изб создаются  магистраты, подчиненные непосредственно  губернатору.

Для эпохи Петра I стало  характерным усиление государственного вмешательства в быт народа, рост бюрократической опеки над деятельностью  общества. И наряду с этим постоянно  делаются попытки вызвать к жизни  самодеятельность местных обществ. Так, в 1718 г. проводится городская реформа: вводится сословное самоуправление[4].

Включенные Петром I в  структуру управления новые элементы со временем были преобразованы Екатериной II (последняя четверть XVIII в.) в органы с более развитыми формами  городского самоуправления, которые  просуществовали вплоть до введения земских учреждений в 1864 г. Местные  учреждения были тесно взаимосвязаны  с сословным строем. Екатерина II стремилась создать из всех сословий ряд местных организаций («сословных обществ»), предоставив им известные  права «по внутреннему управлению сих обществ», а также возложив на них осуществление большинства  задач местного управления. Особенно расширились привилегии дворянства, как опоры императорской власти. Для управления сословными делами учреждались  должности предводителей губернского  и уездного дворянства.

Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II преследовали цель децентрализации управления и  развития начал местного самоуправления в России как системы, выполняющей  функции государственные (решение  дел публичной сферы) и общественные (самоорганизация в целях защиты прав и интересов городских сословий и сельских обывателей, организации  локального управления общими делами и имуществами). Необходимо подчеркнуть  отличие местного самоуправления от общинных форм организации жизни: в  основе первого лежат контрактные  отношения граждан по поводу их прав и интересов, а также по поводу частной собственности; в основе вторых — отношения лично зависимых  крестьян по поводу исполнения ими  тягла и имущества, на которое  у них не было титулов собственности.

Информация о работе Система МСУ и пути ее реформирования