Понятие и система МСУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:18, реферат

Описание

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление представляет собой децентрализованную форму управления, которая характеризуется известной самостоятельностью. Одним из основных признаков данной формы народной власти является автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.
Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими.

Содержание

Оглавление
Введение 3
1. Понятие местного самоуправления 4
2. Система местного самоуправления 7
Заключение 10
Список использованной литературы 11

Работа состоит из  1 файл

Понятие и система МСУ.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение

     Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление представляет собой децентрализованную форму управления, которая характеризуется известной самостоятельностью. Одним из основных признаков данной формы народной власти является автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.

     Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным  деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими.

     Общественная  теория самоуправления исходит из принципов  признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления.

     В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления. Правовые основы организации местного самоуправления в нашем государстве закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

1. Понятие местного самоуправления

     Согласно  статье 12 Конституции РФ в нашем  государстве признается и гарантируется  местное самоуправление. Местное  самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

     В пункте 2 статьи 3 данного основополагающего  документа говорится о том, что  народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, местное самоуправление представляет собой одну из форм реализации народом своей власти.

     Также данному институту посвящена  глава 8 Конституции РФ, в которой  статьями 130, 131, 132 и 133 закреплены общие положения об организации местного самоуправления в России.

     Согласно  вышеперечисленным статьям местное  самоуправление в Российской Федерации  обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

     Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

     Органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

     Местное самоуправление в Российской Федерации  гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

     Европейская Хартия местного самоуправления, ратифицированная в России в 1998 году, дает определение  местного самоуправления как права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

     В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дается более широкое понятие местного самоуправления, согласно которому местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

     Вышеперечисленные нормативные акты являются непосредственной правовой основой организации местного самоуправления в России наряду с  другими законами и подзаконными актами. К другим законам относятся ФЗ от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закон от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», которые применяются в части, не противоречащей положениям главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, и утрачивают силу с 1 января 2009 года.

     Также существует и действует ФЗ от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», который обеспечивает защиту данных прав в случае их нарушения.

     К подзаконным актам относятся  Указы Президента РФ от 02.11.2007 № 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации  по развитию местного самоуправления», от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», от 15.10.1999 № 1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации», а также Постановления Правительства РФ, приказы Министерства Юстиции РФ в данной сфере и другие законодательные акты.

     Таким образом, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя  Российской Федерации и представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства и другие нормативно-правовые акты.

2. Система местного самоуправления

     Система местного самоуправления представляет собой совокупность форм прямого  волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, других организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления, посредством которых население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает вопросы местного самоуправления, исходя из своих собственных интересов, исторических и местных традиций.

     Существуют  следующие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

     1) местный референдум;

     2) муниципальные выборы;

     3) голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного

     должностного  лица местного самоуправления;

     4) голосование по вопросам изменения  границ, преобразования

     муниципального  образования;

     5) сход граждан и др.

     Формами участия населения в осуществлении местного самоуправления являются:

     1) правотворческая инициатива граждан;

     2) территориальное общественное самоуправление;

     3) публичные слушания;

     4) собрание граждан;

     5) конференция граждан (собрание делегатов);

     6) опрос граждан;

     7) обращения граждан в органы местного самоуправления и др.

     Органы  местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом  муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация;
  • контрольный орган муниципального образования;
  • избирательная комиссия муниципального образования;
  • депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления;
  • иные органы местного самоуправления.

     В соответствии с федеральным законом  существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту;
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию;
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту.

     В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.

     В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

     Таким образом, систему местного самоуправления составляют различные формы волеизъявления граждан в совокупности с осуществлением населением своей власти через органы местного самоуправления, а также другие организационно-правовые формы его осуществления.

 

Заключение

     Таким образом, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя  Российской Федерации и представляет собой форму осуществления народом  своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

     Правовую  основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства и другие нормативно-правовые акты.

Информация о работе Понятие и система МСУ