Реформирование Налоговой системы РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:01, контрольная работа

Описание

Налоговая система – это целостность или комплекс, состоящий из совокупности налогов, находящихся во взаимодействии друг с другом с целью обеспечения интересов налогоплательщиков и государства.
В состав налоговой системы входят:
- законодательная и нормативная базы, регулирующие налоговые отношения;
- методы построения и взимания налогов и других обязательных платежей в бюджет;
- виды и формы проведения налогового контроля;

Работа состоит из  1 файл

Современная налоговая система Республики Казахстан.docx

— 20.13 Кб (Скачать документ)

      Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

  Казахский Экономический Университет  имени Т.Рыскулова

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     СРСП     

                                               

             На тему: «Реформирование Налоговой  системы РК»                     

 

            

 

 

 

                                                                                 

                                                                                       

 

 

                                                                                       

 

 

                                                                                         Проверил: Туриспаев Е.М.

                                                                                  

                                                                                         Выполнил: Букенов А.

                                                                                         Специальность: менеджмент                       

                                                                                         Группа: 344

                                                                                     

 

 

 

Современная налоговая  система Республики Казахстан: итоги  реформирования

 

 

Налоговая система – это  целостность или комплекс, состоящий  из совокупности налогов, находящихся  во взаимодействии друг с другом с  целью обеспечения интересов  налогоплательщиков и государства.

В состав налоговой системы  входят:

- законодательная и нормативная  базы, регулирующие налоговые отношения;

- методы построения и  взимания налогов и других  обязательных платежей в бюджет;

- виды и формы проведения  налогового контроля;

- организации, в функции  которых входит взимание налогов,  в частности, налоговые органы, финансовая полиция (Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью).

Налоговая система – составная  часть рыночных отношений, от того, как она функционирует, во многом зависит успех экономических  реформ в стране. В свою очередь  эффективность налоговой реформы  зависит от способности государства  преодолеть спад производства, решить проблему стабильности и конвертации  национальной валюты, хронических взаимных неплатежей и другого.

Налоговые системы  многих стран мира развивались постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было времени для длительной эволюции создания налоговой системы, было необходимо скорейшее становление  и развитие национальной экономики. Но Казахстан не смог за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели осуществлялось поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и  налоговым органам осмыслить  изменения, по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз  внести все желанные изменения, должна соблюдаться определённая очередность.

В  процессе становления и развития налоговой системы Казахстана можно выделить следующие этапы:

1-й этап (91-94гг.): характеризуется созданием национальной налоговой системы путем использования инструментов в частности, таких как виды налогов и их элементы, для пополнения государственного бюджета и предотвращения инфляции. Основные статьи Закона «О налогах» от 25 декабря 1991 года были направлены на упорядочивание налогов, снижение инфляции и достижение макроэкономической стабилизации. При этом высокий динамизм и непредсказуемость изменений внутренних и внешних условий, были ориентированы на приоритетность решений преимущественно краткосрочных целей.

2-й этап (95-98гг.): становление и развитие налоговой системы  характеризуется достижением макроэкономической стабильности, созданием благоприятных условий для активной финансово - хозяйственной деятельности субъектов экономики, ведущих  к устойчивости налогооблагаемой базы и увеличению возможности решения социальных проблем.  Макроэкономическая стабилизация стимулирует развитие производственно коммерческой деятельности путем достижения  определенного соотношения между средствами, остающимися у налогоплательщиков (позволяющими ему развиваться) и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы и позволят ориентироваться на среднесрочные цели.

3-й этап (99-2001гг.): связан с началом экономического роста, который характеризуется увеличением таких макроэкономических показателей как ВНП, ВВП, национальный доход. В этот период начинается объективный процесс расширения налогооблагаемой базы, ведущей к увеличению поступлений в виде налогов в государственный бюджет, меняющиеся налоговые отношения определяют необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета. 

4-й этап: (2002-2008гг.):  связан с ведением подготовительного проекта (изданного 12 июня 2001 года) нового Налогового кодекса, имеющего следующие черты:

- ясное  и непротиворечивое экономическое определение,  юридическое оформление социально-экономических проблем и налоговых инструментов для их решения;

- четкое представление  источников бюджетных средств  и их использование;

- определение направления  и оценка эффективности финансирования  социально-экономических программ;

- организация рационального  использования имеющихся в распоряжении  налоговых служб инструментов;

- растущий профессионализм  представителей законодательной  и исполнительной власти.

При разработке Налогового кодекса были учтены объективные  и субъективные факторы, влияющие на эффективность функционирования  системы налогообложения, ориентированной на реализацию краткосрочных целей.

5-й этап (2008г.): связан с озвученным Главой государства Назарбаевым Н.А. Посланием народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» в феврале 2008 года. Президент Назарбаев Н.А. сказал: «Необходимо привести налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут. Правительству следует разработать новый Налоговый кодекс. Он должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени». Новый Кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. Но, главное, он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора».

Итак, по результатам 5 этапа  реформирование налоговой системы  Казахстана было проведено за довольно короткие сроки. С 1 января 2009 года вступил  в действие новый Налоговый кодекс, который предусматривает:

- реализацию принципа  закона прямого действия;

- снижение общей нагрузки  на несырьевые сектора экономики;

- создание условий, способствующих  модернизации и диверсификации  экономики;

- улучшение условий для  ведения бизнеса за счет совершенствования  налогового администрирования и  упрощения налоговых процедур.

Основными наиболее важными  и концептуальными моментами  Налогового кодекса являются следующие  нормы:

- поэтапное снижение ставки  корпоративного подоходного налога, а именно до 20 % в 2009 году, до 17,5 % в 2010 году и до 15 % в 2011 году;

- инвестиционные налоговые  преференции предоставляются только  по корпоративному подоходному  налогу;

- одновременно удлиняется  срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере  позволит воспользоваться преимуществами  быстрого списания инвестиций;

- ставка НДС с 2009 года  равна 12 %. С 2009 года будет введено  положение о возврате превышения  суммы налога на добавленную  стоимость, уплаченной поставщикам,  над суммой налога на добавленную  стоимость, уплаченной покупателями  так называемого «дебетового»  сальдо;

- в рамках реформирования  социального налога осуществлен  переход от регрессивной шкалы  налога со ставками от 13 % до 5 % к плоской шкале со ставкой  11 %;

- по налогу на транспортные  средства исключены поправочные  коэффициенты на легковые, грузовые  и специальные автотранспортные  средства в зависимости от  срока эксплуатации.

В соответствии с новым  Налоговым кодексом в Республике Казахстан действуют 13 видов налогов, 5 сборов, 10 плат.

Налоговый кодекс стал законом  прямого действия, при этом он сочетает качество администрирования и интересы налогоплательщиков. В связи, с чем  в Налоговый кодекс максимально  включены нормативные правовые акты в области налогообложения, упрощены налоговые процедуры.

Налоговый кодекс содержит четкую регламентацию действующих  методов налогового контроля.

В условиях сегодняшней ситуации по стабилизации экономики из-за мирового финансового кризиса в Налоговом  кодексе также нашли отражение  ряд вопросов, касающихся налогообложения  финансового сектора.

По результатам реформирования также в 2008 году принят новый Бюджетный кодекс, который предусматривает внедрение новых методов бюджетного планирования, ориентированного на результаты, переход на трехлетний бюджет и направлен на гармонизацию экономического и бюджетного планирования и совершенствование бюджетных отношений.

Главная цель данного закона — это переориентация деятельности государственных органов на получение конкретных результатов, начиная с планирования и заканчивая процессами финансового контроля.

Впервые на основе норм новых  Бюджетного и Налогового кодексов утвержден трехлетний республиканский бюджет на 2009—2011 годы, который отражает основные показатели социально-экономического развития Казахстана и направлен на реализацию мероприятий, поставленных Главой государства в Послании.

Формирование трехлетнего  бюджета осуществлено в соответствии с новой системой государственного планирования, предполагающей внедрение  бюджетирования ориентированного на результат.

Таким образом, реформирование в Республике Казахстан осуществлялось поэтапно, за этот период была проделана  огромная работа по развитию и совершенствованию  налоговой системы Республики Казахстан.

Обобщая вышеизложенное можно  отметить, что именно по результатам  реформирования, налоговая система  будет способствовать задачам нового этапа развития Казахстана, модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», а главное стабильному  экономическому росту, в итоге все  перечисленные аспекты можно  достичь в перспективе, так как  у Казахстана есть все предпосылки  для их реализации.

 

 

 

 

                                                            Литература:

1.        Налоговый кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».  - Алматы: Юрист, 2009.

2.        Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан. Общая часть: учебник. - Алматы: Экономика, 2006.

3.       Оспанов М.Т. Проблемы совершенствования системы управления налогами в Республики Казахстан. - Алматы, 2005.


Информация о работе Реформирование Налоговой системы РК