Опыт реализации государственной политики в бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание

Исходя из этих данных, можно определить цели и задачи данной работы. Целью данного исследования является - комплексный анализ системы государственного регулирования в области управления высшим профессиональным образованием. Поставленные для этого задачи следующие: изучение теоретических основ высшего профессионального образования; изучение государственной политики в области ВПО; комплексный анализ деятельности органов управления по реализации государственной политики в сфере образования; выявление проблем и предложение методов их решения.
Объект исследования - государственная система управления высшим профессиональным образованием. Субъект исследования - деятельность государственных органов в вопросах реализации государственной программы в сфере образования.

Работа состоит из  1 файл

Российская политика в области высшего образования.docx

— 51.23 Кб (Скачать документ)

Данные о сохранении основных целей деятельности бюджетного учреждения;

Перечень мероприятий, проводимых по созданию учреждения нового тип, с  указанием точных сроков и видов  деятельности.

Устав учреждения нового типа должен содержать общие положения  об учреждения, цели деятельности, разделы  об имуществе и т.д.

К мероприятиям по реализации государственной политики в области образования, осуществляемым после 01.07.2012 года относят:

Утверждение финансового  Плана хозяйственной деятельности;

Предоставление документации для исключения реквизитом счетов учреждения из реестра.

Предоставление документации для открытия нового счета.

Представление отчетов о  проведенных операциях с государственными субсидиями.

Утвержденная Федеральная  целевая программа развития российского  образования на 2011 -2015 годы направлена на достижение общедоступности образования, увеличение бюджетных мест. Программа  ориентирована на инновационное  развитие высшего профессионального  образования.

Мероприятия программы:

Разработка инновационных  проектов развития с целью получения  устойчивой эффективной модели образования.

Завершение проекции модели образования и формирование ее.

Объемы финансирования действий по реализации Федеральной целевой  Программы примерно составит:

В Федеральном законе "О  высшем и послевузовском профессиональном образовании" четкого определения  академических свобод не содержится. Само понятие "академическая свобода" встречается в законе перечислением  важных составляющих личностных свобод и разнообразных объектов государственной  политики.

Согласно Федеральному Закону, право академической свободы  может быть предоставлено не всем субъектам образования, а лишь:

а) Персоналу высшего учебного заведения, который включает себя научно-педагогическую часть и преподавательский

б) Студентам высших учебных  заведений.

Кроме того, важным пунктов  является то, что сами студенты вузов  наделены правом принимать участие в формировании содержания получаемого ими образования. Ограничить данное право может только официальный договор между ВУЗом и студентом (физическим или юридическим лицом).

Это участие студента осуществлено правом каждого студента выбирать факультатив, кружки воспитания, электронные курсы, дополнительные учебные дисциплины и т.п. Закон таким методом дает студентам ВУЗов право реализовывать свои права в изучении дисциплин разного уровня по направлениям, выбранным согласно своим предпочтениям. Все меры отражены в Уставе ВУЗа.

Как и прочие политические права, академическая свобода влечет за собою соответствующую ответственность. Она предполагает выполнение определенных обязанностей. Те субъекты государственной  политики в области высшего образования, на которых возложено право предоставлять академическую свободу, обязаны выполнять некоторые определенные для них обязанности. В федеральном законе утверждено, что студенты высших учебных заведений обязаны получать предполагаемое образование.

Таким образом, в сфере бюджетных учреждений проводится масштабная глобальная реформа. ФЗ № 83 призван увеличить эффективность работы государственных образовательных учреждения, с уменьшением их числа фактически. О результатах реформы судить пока рано глобально, но оценить работу по реализации и выделить возникшие проблемы можно.

 

3.2 Проблемы в сфере  реализации государственной образовательной  политики и предложения по  их решению

 

Основой и правилом обеспечения  государственных гарантий граждан  Росси является финансирование государством системы образования. Это реализация права граждан на бесплатное образование, провозглашенное статье 43 Конституции Российской Федерации. Таким образом, государственная власть гарантирует получение высшего образования. Но в последние годы получение высшего образования на бюджетной основе стало проблемным. Число бюджетных учреждений стремительно сокращается, часть ВУЗов переходят на платное обучение, другая же часть - на смешанное.

Начав мероприятия по реализации ФЗ № 83, районы РФ столкнулись с огромной массой проблем. Основными из них  называют 4 проблемы:

Выбор типа учреждения.

Надзор за работой учреждений нового типа.

Оформление перечня имущества.

Утверждение перечня услуг.

Наибольшее число регионов Росси приняли решение остаться в статусе бюджетных. Малая часть  учреждения переведены в статусе  казённых. Автономных учреждений меньше всего, что обусловлено определенными требованиями. Качественную реализацию должен обеспечивать хороший контроль над исполнением требования и посылок государства РФ.

Многие считают основной проблемой реализации ФЗ - отсутствие полномочий автономных учреждений, что  выражается в невозможности осуществлять местное управление и работу с  физическими лицами в области  денежного обращения. Можно привести ряд проблем в реализации ФЗ из реальной жизни, например, внутриобластной  институт повышения квалификации получил государственное задание на повышение уровня квалификации работников образования. Услуга называется "повышение квалификации". Но данный институт на собственной базе занимается еще и переподготовкой и научно-исследовательской деятельностью. Если эти услуги не попадают в перечень услуг, то они и не могут быть законодательно профинансированы и на них не может быть обращено и утверждено государственно задание. Решение данной ситуации - расчет денежной стоимости каждой услуги раздельно.

Такой подход поддерживается Минфином РФ, публично обсуждается  вопрос о том, насколько целесообразно  содержание детей в ДОУ оплачивать за счет бюджета, то есть включение  его в услугу.

Важным шагом в реализации закона является разработка перечня  государственных заданий и услуг. На деле отношение к стоимости  образовательных услуг довольно слабо реализовано. Это производится тогда, когда дело касается расчета  стоимости целевых федеральных  программ или стоимости и оценки качества "простых услуг". Однако, в бюджетных учреждениях данный вид расходов составляет около 10-15%.

Законодательно закреплено, что на каждые 10 000 граждан России бесплатно должно обучаться 170 студентов, эта норма полностью выполняется, по данным за 2011 год на каждые 10 тысяч  норма студентов-бюджетников равно 200. Но правительство РФ признало данную политику крайне нерациональной. Это  связано с тем, что ожидается  сокращение численности выпускников  школ. В Федеральном законе утверждено, что бесплатным может стать только первое высшее профессиональное образование, но высокая повсеместная практика нескольких высших образований создает существенную проблему для модернизации системы  образования.

Следующая проблема - слабое финансирование бюджетных мест. Согласно законам, финансирование бюджетных  мест университетов должно составлять не менее 3 % от части государственного бюджета под названием "Расход". В дальнейшей перспективе это  маловероятно, максимум для России 2,4%.

Далее, бюджетные ВУЗы существенно  проигрывают платным по престижности. Все это крайне препятствуют развитию государственных мероприятий в сфере образования.

Явные проблемы реализации политики государства в ВУЗах:

Реформа образования согласно Бостонскому процессу и осмысление реальностей российского образования - необходимо определить уровни развития реформы, установить контролирующие органы за проведением реформы, составить  аналитическую работу о предполагаемых мероприятиях по проведению реформы  и в будущем анализировать  ее результаты. Иными словами, на предварительном этапе не был проведен анализ проблем системы образования в Росси, предлагаем провести ее на данном этапе с целью улучшения качества работы.

Проблема общедоступности  образования - несоответствие теории и  практики - стремление к автономности закрыто из-за указанных выше проблем  бюджетного обеспечения. А именно, из-за слабого финансирования, высокой  практики нескольких образования, малой  престижности бюджетного обучения и  т.д. Для решения этой проблемы необходимо, во-первых, увеличить финансирование бюджетных учреждений. В законодательство внести нормы для перехода на платное  обучение, определить строгие цифры  в получении данной возможности. Существенной может стать поправка возможности получить высшее образование  бесплатно на любом уровне, а не только первое образование.

Обеспечение специалистами  высокой квалификации - главная проблема состоит в том, что установлены  очень высокие требования в законодательстве РФ, соответствовать им постоянно  практически невозможно, т.к. наше государство  опирается на опыт зарубежных стран, и, в первую очередь, стран Европейского Союза. Рамки этих стран давно и намного выше норм России, поэтому выполнение данной функции в реализации государственной политики невероятно сложная проблема. Для решения проблемы России нужно определить другие рамки для квалификационных единиц. Нужно учесть опыт стран ЕС, стран мирового сообщества и провести анализ ситуации в целом, изменить, следовательно, установленные нормы.

Повышение статуса педагога в России - тут целый ряд проблем. Во-первых, финансирование оплаты труда работников высшего профессионального образования не достигло должного уровня, хотя работы в этом плане постоянно рассматриваются и вносятся поправки. Во-вторых, просто изменение оплаты труда и предоставление государственных гарантий преподавателям в целом отношение к профессии не изменит. Необходима тонкая психологическая работа, начиная с начального образования, по гуманизации детей, прививания им веры в профессию, традиций и т.д.

Научно-технический прогресс - ВУЗы (особенно бюджетные) отличаются слабой оснащенностью материалами, новейшим оборудованием и т.п. Все  это связано с тем же пресловутым  финансированием образования. Необходимо обеспечить как можно большее  число учреждений новейшим оборудованием, сетью интернет, системами автоматизации. Это позволит РФ выйти на "электронный" уровень среди стран мира.

Низкая квалификация педагогов - решить данную проблему можно дополняя педагогическую подготовку знаниями других специальностей и отраслей.

Управление системой высшего  образования - в современном ВУЗе остро требуется введение разграничений между полномочиями.

Проблема коррупции в  сфере высшего образования - современная  Россия - коррупционная Россия. Это  касается и высшего образования. По непроверенным данным около 70 % студентов - участники коррупционной сделки. Решить проблему необходимо жёсткой  регламентацией к требованиям по принятию в Вузы, к итоговой или  промежуточной аттестации, к правилам приема экзаменов. Для достижения изменений  в положительную сторону необходимо повысить надзор и контроль за работой данных учреждений на федеральном уровне.

Чтобы решить проблемы реализации ФЗ № 83 необходимо:

- Внести поправки в  закон - например, об автономных  учреждениях с целью получения  полномочий ИОГВ субъекта.

- Внести изменения в  Закон об автономных организациях, предоставляющих права финансовым  органам то же самое осуществлять  и со средствами автономных  учреждений, находящихся на счете  финансового органа.

- Расширить права муниципальных  финансовых органов, предоставленных  данным законом.

Заключение

 

Высшее профессиональное образование формирует отношение  к профессиональной деятельности человека. Многие люди после школы не поступают  вообще никуда и начинают свой карьерный  рост "с нуля". Это неприемлемый фактор для перспективного развития Российского образования в целом. Европейские страны практически  не практикуют это. Поэтому на современном  этапе остро обозначается необходимость  модернизации реформы высшего образования, выход его на новую ступень  с целью создать крепкую инновационную  российскую систему с планами  внедрения России в европейское  мировое пространство. Переход системы  высшего образования на европейские  стандарты, обязательно станет крайне эффективным. Это позволит студентам получать качественное высшее образование и выезжать с практикой в страны Европы, где есть возможности продолжить обучение. Рассмотренные в данной работе проблемы системы высшего профессионального образования России, в том числе и проблематика бюджетной сферы образования, находят сове отражение в каждом этапе модернизации.

Наибольшее число регионов Росси приняли решение остаться в статусе бюджетных. Малая часть  учреждения переведены в статусе  казённых. Автономных учреждений меньше всего, что обусловлено повышенными требованиями. Институты считают, что статус автономных нужно заслужить. Качественную реализацию должен обеспечивать столь же качественный контроль над исполнением требования и посылок государства РФ.

Многие считают основной проблемой реализации ФЗ - отсутствие полномочий автономных учреждений, что  выражается в невозможности осуществлять местное управление и работу с  физическими лицами в области  денежного обращения. Многочисленные учреждения страны столкнулись с  проблемой финансирования услуг. Не входящие в государственный перечень услуги не подлежат государственному обеспечению. Решить данную ситуацию можно расчетом денежной стоимости каждой из услуг раздельно.

Такой подход поддерживается Минфином РФ, публично обсуждается  вопрос о том, насколько целесообразно  содержание детей в ДОУ оплачивать за счет бюджета, то есть включение  его в услугу.

Важным шагом в реализации закона является разработка перечня  государственных заданий и услуг. На деле отношение к стоимости  образовательных услуг довольно слабо реализовано. Это производится тогда, когда дело касается расчета  стоимости целевых федеральных  программ или стоимости и оценки качества "простых услуг". Однако, в бюджетных учреждениях данный вид расходов составляет около 10-15%.

Информация о работе Опыт реализации государственной политики в бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования