Бюджетная политика россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:36, реферат

Описание

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, в конечном счете, все упирается в отсутствие целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства.

Содержание

1.Введение...............................................................................................3

2.Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы............................4

3.Бюджетной политика РФ.....................................................................9

4.Заключение..........................................................................................17

5.Список литературы.............................................................................19

Работа состоит из  1 файл

бюджетная политика.docx

— 44.65 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО  Орел ГАУ 

Кафедра: «Финансы, инвестиции и кредит» 
 
 
 
 
 

«Бюджетная  политика России» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка группы Ф-391

Яковлева  К.

Проверила:

к.э.н.,доцент

Сухорукова  Н.В. 
 
 

                                             

                                                       Орел 2011

Содержание

1.Введение...............................................................................................3

2.Понятие  бюджета. Принципы бюджетной системы............................4

3.Бюджетной политика  РФ.....................................................................9

4.Заключение..........................................................................................17

5.Список литературы.............................................................................19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются  социальные функции государства  и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом  можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового  и социального реформирования. В  то же время нельзя не отметить и  тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей  причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, в конечном счете, все  упирается в отсутствие целостной  научно обоснованной концепции, стратегии  и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства.

     В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной  бюджетной политики в масштабах  всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой  огромной страны, как Россия, будет  гарантирована только при условии  финансового благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда - значимость проблем  разработки концепции эффективной  бюджетной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие бюджета. Принципы бюджетной  системы.

     Государственный бюджет занимает центральное место  в системе государственных финансов. Государственный бюджет – это  финансовый план государства на текущий  финансовый год, имеющий силу закона. По определению Бюджетного кодекса  Российской Федерации, бюджет - это  форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. Аккумулируя  с помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом  политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач  и т.д.

     Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

     Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

     Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

     Доходная  часть показывает, откуда поступают  средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют  больше из своих доходов. Структура  доходов непостоянна и зависит  от конкретных экономических условий  развития страны, рыночной конъюнктуры  и осуществляемой экономической  политикой политики. Любое изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения в экономических  процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

     Необходимо  отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда  не существует, т.к. по мере поступления  доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

     Выделяют  три главные функции государственного бюджета:

  1. Распределительная функция (или функция экономического регулирования) характеризуется распределением и перераспределением финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход. Эта функция реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Имеющиеся в бюджетной системе финансовые ресурсы перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.
  2. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно отображает экономические процессы. Благодаря этой функции можно узнать о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов, соответствует ли размер ресурсов потребностям государства, достаточно ли эффективно они работают в экономике. Эта функция помогает выявить слабые места в экономике страны и Правительство РФ получает возможность скорректировать направление движения финансовых ресурсов на эти болевые точки.
  3. Фискальная функция предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых задач, возложенных на него обществом. А с другой стороны, чтобы повышалась эффективность государственных услуг, нужно создание условий для эффективного использования имеющихся ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция тесно связана с распределительной.
 

     Бюджетная система - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

     Бюджетная система России, как федеративного  государства состоит из трёх уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

     При этом бюджеты, входящие в бюджетную  систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации  не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные.

     Под федеральным бюджетом понимается основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным  органом государственной власти – Федеральным Собранием. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории РФ по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах  всего народа, населяющего страну. Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется  за счет налоговых поступлений, неналоговые  доходы составляют незначительную долю – около 1%.

     Структура бюджетных расходов неодинакова  в разных странах и даже в одной  стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под  влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Это могут быть экономические, социальные, военные, политические и  другие факторы. В табл.  представлена структура расходов федерального бюджета. 
 

     Структура расходов федерального бюджета за 2008–2010 гг.

Вид расходов 2008 г. 2009 г. 2010 г.
млрд. руб. млрд. руб. млрд. руб.
Общегосударственные расходы 639 808 890
Национальная  оборона 666 822 945
Национальная  безопасность 542 663 749
Национальная  экономика 339 497 541
ЖКХ 39 53 56,9
Охрана  окружающей среды 6 8 9
Образование 202 278 309
Культура  и кинематография 51 68 83
Здравоохранение и спорт 149 206 218
Социальная  политика 205 216 273
Межбюджетные  трансферты 1 432 1 844 2 272
Финансовая  помощь бюджетам 372 512 558
Фонды компенсаций 74 153 298
Другие  межбюджетные трансферты 84 118 124
Трансферты  внебюджетным фондам 902 1 060 1353
Всего расходов 4 270 5 463 6 570

     Как видно из таблицы большой удельный вес занимают расходы на национальную оборону и безопасность, расходы  на образование выросли на 73% по сравнению с 2008 г., а на здравоохранение и спорт – на 120%.

     Бюджет  субъекта РФ – это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъектов РФ.

     Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории.

     Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и  служат для аналитических и статистических целей.

     Различают бюджеты брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в  бюджет нетто – только чистые доходы и расходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Бюджетной политика РФ

     Бюджетная политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

     Основными инструментами проведения государственной  бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

     В качестве критериев оценки эффективности  бюджетной политики выступают следующие  показатели:

Информация о работе Бюджетная политика россии