Бюджетная политика россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:36, реферат

Описание

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, в конечном счете, все упирается в отсутствие целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства.

Содержание

1.Введение...............................................................................................3

2.Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы............................4

3.Бюджетной политика РФ.....................................................................9

4.Заключение..........................................................................................17

5.Список литературы.............................................................................19

Работа состоит из  1 файл

бюджетная политика.docx

— 44.65 Кб (Скачать документ)
    • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
    • уровень выполнения бюджетных обязательств;
    • величина бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
    • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
    • уровень монетизации бюджетного дефицита;
    • величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
    • динамика валового внутреннего продукта;
  • уровень безработицы;
    • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

     Бюджетная политика на очередной финансовый год  определяется Бюджетным посланием  Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года. Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

     Бюджетная политика имеет свои субъекты и объект. Субъектами выступают государственные  законодательные и исполнительные органы власти, разрабатывающие, утверждающие, контролирующие и исполняющие принятую бюджетную политику, а также непосредственные исполнители бюджетов всех уровней  власти. Чаще всего под объектом бюджетной политики понимают в различных  комбинациях бюджетно-налоговое  законодательство, бюджетная система  и бюджетный механизм.

     Бюджетная политика должна строиться на следующих  принципах:

  • принцип объективности – отражение в бюджетной политике объективных процессов, происходящих в экономике;
  • принцип преемственности – формирование бюджетной политики на предстоящий финансовый год с учетом задач и достижений предшествующего периода;
  • принцип обязательности – бюджетная политика должна быть обязательной для исполнения;
  • принцип гласности – открытость, прозрачность и подконтрольность бюджетных отношений на всех стадиях бюджетного процесса.

     Проводимая  бюджетная политика в РФ ориентированна на достижение стратегических целей  развития страны, повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого  экономического роста и повышения  конкурентоспособности страны. Осуществляется реализация приоритетных национальных проектов. Создается основа, для  решения назревших проблем, повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем, формирование доступных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства.

     Бюджетная политика РФ на долгосрочную перспективу  должна формироваться исходя из необходимости  улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения  позитивных структурных изменений  в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышение эффективности  и прозрачности управления общественными  финансами. Основными направлениями  бюджетной политики РФ в соответствии с бюджетными посланиями президента РФ являются:

  • обеспечение сбалансированности бюджетной системы РФ в долгосрочном периоде;
  • усовершенствование политики аккумулирования «конъюнктурных» доходов бюджета в Стабилизационный фонд;
  • повышение результативности бюджетных расходов.
  • Расходы всех бюджетов должны быть ориентированны на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом;
  • повышение роли среднесрочного планирования;
  • расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств;
  • совершенствование межбюджетных отношений;
  • эффективное участие России в инициативах мирового сообщества по облегчению долгового бремени беднейших стран.

   Анализ  экономики России за последние несколько  лет, позволяет подтвердить действенность в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

     Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики Правительству  Российской Федерации надлежит сосредоточиться  на решении следующих основных задач:

  • Бюджетная политика должна сохранить свое значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования.

Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного  развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции. Правительство  Российской Федерации совместно  с Банком России должно принять исчерпывающие  меры по обеспечению снижения инфляции.

  • Необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу.

Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний период должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов  на 15-летний период, а по отдельным  направлениям - на более отдаленную перспективу.

     Долгосрочное  бюджетное планирование должно стать  реальным шагом на пути к повышению  эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста. Это  предполагает принятие активных мер  по повышению качества государственных  услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе.

  • Необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем.

Здесь необходим широкий комплекс мер, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более  эффективное управление пенсионными  накоплениями.

  • Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления.

С 1 января 2009 г. должны в полном объеме вступить в силу положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и связанные с ним нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие финансовые взаимоотношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.

  • Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами.
  • Повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора.

Следует в ближайшие годы завершить процесс  акционирования федеральных государственных  унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных  полномочий. Должна быть создана правовая база для приватизации имущества  государственных и муниципальных  учреждений, а также для обеспечения  возможности изъятия по решению  собственника и последующей приватизации части имущества унитарного предприятия.

    Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных  обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий  для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных  преобразований в сфере образования  и здравоохранения.

    Экономика Российской Федерации в ближайшие  годы будет функционировать в  условиях  относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и  улучшением ситуации с банковским кредитованием.

    Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.

    После серьезного снижения ВВП России в  2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно.

     Динамика  доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

 

Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией  антикризисных мер.

    России, при формировании и проведении бюджетной  политики необходимо учитывать сохраняющиеся  риски для бюджетного планирования такие, как:

    - возможное снижение поступления  нефтегазовых доходов в 2011-2013 годах 

    - возможный больший рост индекса  потребительских цен и, соответственно, возможное увеличение расходов  в связи с необходимостью осуществить  индексацию социальных выплат;

    - возможное укрепление рубля к  доллару США и евро и, как  следствие, ухудшение соотношения  экспорта и импорта;

    - возможные колебания движения  спекулятивного капитала в результате  высокой зависимости российского  рынка от динамики финансовых  рынков развитых и развивающихся  стран.

    Частично  снижение дефицита предполагается осуществить  за счет сворачивания антикризисных  мер поддержки экономики. Вместе с тем, некоторые из начатых антикризисных  мер  будут продолжены, например такие, как поддержка рынка труда, субсидирование процентных ставок и  другие меры поддержки автомобильной  промышленности, самолетостроения и  других отраслей.

    При этом уменьшение государственных расходов может вызвать снижение темпов роста  в краткосрочной перспективе. Однако в среднесрочной перспективе  сохранение государственной поддержки  экономики за счет высокого дефицита федерального бюджета может вызвать  рост инфляции, укрепление курса национальной валюты, увеличения стоимости государственных  заимствований, что в конечном итоге  усложнит корпоративному сектору задачу привлечения капитала, необходимого для модернизации.

    При этом большинство стран, в том  числе сопоставимые по объемам ВВП  с Россией, основное сокращение дефицита планируют за счет снижения государственных  расходов. Еще одной мерой для  этих государств является повышение  налогов. Соотношение этих двух мер  может оцениваться примерно как 4:1. Россия могла бы придерживаться аналогичных пропорций.

    В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования  станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся  дефиците означает существенный (более  чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 300 млрд. рублей в 2010 г. до свыше 500 млрд. рублей в 2013 году.

    Основным  источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг  на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

    По  оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие  будет расти на 4%, а дефицит  федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный  долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы  федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетная политика россии