Особенности бюджетной политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является концепция государственного бюджета и бюджетной политики России, как важнейший элемент финансовой системы общества, основные черты бюджетной системы и бюджетного процесса. Важность бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Характеристика государственного бюджета……………………...5
Понятие государственного бюджета ………………………………………..5
Основные черты бюджетной системы.……………………………………...8
Понятие бюджетной классификации………………………………………11
Глава 2. Структура бюджета………………………………………………….14
2.1 Доходы государства ………………………………………………………...14
2.2 Расходы государства ……………….……………………………………….20
2.3 Сбалансированность бюджета ……………………………………………..28
Глава 3. Особенности бюджетной политики России ……………………...30
Задачи бюджетной политики в Российской Федерации ………………...30
3.2 Роль государственного бюджета в социально-экономическом
развитии общества ………………………………………………………………33
3.3 Бюджетная политика в области управления государственным
долгом…………………………………………………………………………….37

Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы …………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсова работа по Экономической теории.docx

— 72.80 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….2

Глава 1. Характеристика государственного бюджета……………………...5

    1. Понятие государственного бюджета ………………………………………..5
    2. Основные черты бюджетной системы.……………………………………...8
    3. Понятие бюджетной классификации………………………………………11

Глава 2. Структура бюджета………………………………………………….14

2.1 Доходы государства  ………………………………………………………...14

2.2 Расходы государства  ……………….……………………………………….20

2.3 Сбалансированность бюджета  ……………………………………………..28

Глава 3. Особенности бюджетной политики России ……………………...30

    1. Задачи бюджетной политики в Российской   Федерации ………………...30

3.2 Роль государственного бюджета в социально-экономическом

развитии общества ………………………………………………………………33

3.3 Бюджетная политика в области управления государственным

долгом…………………………………………………………………………….37

 

Заключение ……………………………………………………………………..42

Список литературы ……………………………………………………………44

 

Введение

В формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система  общества, главное звено которой  – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно  составлять бюджет, финансы приобретают  всеобщий характер.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный  федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Российской Федерации и местные  бюджеты. 

Федеральный бюджет РФ –  главное звено бюджетной системы  страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации.

Именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из финансовых звеньев  не осуществляет такого многовидового  и многоуровневого перераспределения  средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях  экономики, бюджет дает четкую картину  того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных хозяйственных субъектов, показывает, соответствует ли размер ресурсов государства объему его  потребностей. Таким образом, при  правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может  реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической  базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что  проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и  контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  свое выражение в создаваемом  государством бюджетном механизме, который является выражением бюджетной  политики, отражающим нацеленность бюджетных  отношений на решение экономических  и социальных задач.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором  на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы  и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной  системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  реальной практики  функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

Целью настоящей работы является концепция государственного бюджета и бюджетной политики России, как важнейший элемент финансовой системы общества, основные черты бюджетной системы и бюджетного процесса. Важность бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

Основными задачами настоящей  курсовой работы являются:

  • описать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;
  • рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
  • определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества;
  • определить основные направления бюджетной политики Российской Федерации на перспективу.

Теоретической основой для  написания настоящей курсовой работы использовалось действующее законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями на 15 августа 2002 года), иное действующее законодательство РФ, затрагивающие бюджетные отношения, статистические данные, отражающие динамику формирования и исполнения государственного бюджета.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика государственного бюджета.

    1. Понятие государственного бюджета.

     Основой финансовой базы государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней. Бюджет – это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утверждена в законодательном порядке. Государственный бюджет – это не только бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей. С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических денежных отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.

В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведённая  в определённую систему и приуроченная к определённому периоду времени. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права  и обязанности участников бюджетных  отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных  связей. Бюджет - это специфический, универсальный финансовый план, поскольку  его показатели охватывают практически  все сферы экономического и социального  развития страны.

Бюджетный же кодекс РФ предлагает следующее определение бюджета: бюджет – это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

Бюджетную систему страны (региона) принято подразделять на уровни. Это связано с существенными  различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство страны предполагает подчиненность  одних органов власти другим и  разную степень их самостоятельности  в бюджетно-финансовой сфере.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации бюджетная система России представляет собой совокупность бюджетов трех уровней: первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты. Бюджеты первого уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет РФ.

    Федеральный бюджет  утверждается Государственной Думой,  одобряется Советом Федерации  и подписывается Президентом  РФ, а региональные бюджеты утверждаются  законодательными органами субъектов  Федерации.

   В целях обеспечения  финансовой самостоятельности субъектов  Федерации при утверждении федерального  бюджета законодательно устанавливаются  источники формирования их доходов.  В законе о бюджете определяются  налоги и другие доходы, закрепленные  только за федеральным или  только за региональными бюджетами,  и нормативы распределения средств  по доходам, поступающим частично  в федеральный и частично в  региональные бюджеты. В составе  федерального бюджета формируется  фонд финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации и другие  фонды, средства которых используются  на трансферты субъектам Федерации  и другим административно-территориальным  образованиям.

  Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. В общем объеме доходов консолидированного бюджета РФ (включая единый социальный налог) в 2003 году доля доходов регионов составила 37,6%, а без учета единого социального налога 41%. В тоже время доля регионов в расходах консолидированного бюджета составила 49%. Большая часть регионов была дотационной.

    1. Основные черты бюджетной системы.

     Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

     Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Построение бюджета основано на соблюдении определённых принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в.

  1. Принцип единства  - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
  2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
  3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
  4. Принцип гласности - это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.                

   Федеральному бюджету  и бюджетам других уровней  управления принадлежит центральная  роль в системе государственных  финансов. В тоже время существенную  роль в государственных финансах  выполняют различные государственные фонды на федеральном и региональном уровнях, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. Как правило, такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета, капитализация доходов и займы. Во Франции и Японии за счет таких фондов финансируются примерно половина государственных расходов, в Великобритании и России - треть. Фонды носят целевой характер и предназначены для финансирования различных социальных, экономических, научно-технических, кредитных и других проблем.

 Государственные внебюджетные  фонды являются самостоятельными  составными частями государственных  финансов,0 и их бюджеты должны  формироваться в полном объеме  своих доходов и расходов, включая  перетоки средств между ними  и бюджетами всех уровней и  между собой. Соответственно в  процессе консолидации данных  по государственным финансам  в целом должны объединяться  доходы, расходы и другие составные  части, относящиеся не только  к федеральному бюджету и бюджетам  субъектов Федерации, но и к  внебюджетным фондам всех уровней.

      Бюджетная система выполняет три функции:

1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности, который составляет, например, в США 6-7% доходов государственного бюджета);

2) функция экономического регулирования – это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;

3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

  Осуществляя эти функции,  государство не должно ослаблять  рыночные стимулы предпринимательства.  Поэтому бюджетная политика государства  должна строиться на синтезе  рыночного и государственного  механизмов регулирования.

   Основными критериями, позволяющими объединить финансовые  операции в однородные группы, является следующие: поступления  или платежи; возвратные или  невозвратные; возмездные или безвозмездные;  текущие или капитальные; финансовые  активы или обязательства и  их подразделение на приобретаемые  в целях проведения государственной  политики или для управления  ликвидностью.

Информация о работе Особенности бюджетной политики России