Особенности бюджетной политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является концепция государственного бюджета и бюджетной политики России, как важнейший элемент финансовой системы общества, основные черты бюджетной системы и бюджетного процесса. Важность бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Характеристика государственного бюджета……………………...5
Понятие государственного бюджета ………………………………………..5
Основные черты бюджетной системы.……………………………………...8
Понятие бюджетной классификации………………………………………11
Глава 2. Структура бюджета………………………………………………….14
2.1 Доходы государства ………………………………………………………...14
2.2 Расходы государства ……………….……………………………………….20
2.3 Сбалансированность бюджета ……………………………………………..28
Глава 3. Особенности бюджетной политики России ……………………...30
Задачи бюджетной политики в Российской Федерации ………………...30
3.2 Роль государственного бюджета в социально-экономическом
развитии общества ………………………………………………………………33
3.3 Бюджетная политика в области управления государственным
долгом…………………………………………………………………………….37

Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы …………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсова работа по Экономической теории.docx

— 72.80 Кб (Скачать документ)

1.3 Понятие бюджетной  классификации.

Особую роль в современных  условиях играет принцип единства бюджетной  системы, призванный, при наличии  самостоятельных бюджетов, сохранить  целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация.

    Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации.

    Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена Приказом МФ РФ от 06.01.98г. № 1н “О бюджетной классификации Российской Федерации”.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группированных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает выделения финансовых ресурсов.

Доходы бюджета любой страны формируются прежде всего за счет различных налогов, а также за счет некоторых других источников (скажем, через использование или продажу государственной собственности: земли, предприятий, зданий, золота, иного имущества).

 Расходы же госбюджета идут по двум основным направлениям: закупки и выплаты. (Рис.1) Государственные закупки товаров и услуг (оплата поставок вооружений и обмундирования для «силовых структур», оборудования и продуктов питания для школ и больниц, оплата труда работников бюджетной сферы и прочее). Государственные выплаты из бюджета(или, по западной терминологии, трансфертные`(1) платежи). К ним относятся пенсии, пособия, дотации`(2) и другие денежные платежи.



 

 

      налоги                                                                  закупки

                                                                                       выплаты

Рис. 1 Основные бюджетные линии

Согласно Бюджетному кодексу РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает: - классификацию доходов бюджетов РФ;

    • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
    • экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
    • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
    • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
    • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
    • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета.

     Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

 


Трансферт(1) (франц. transfert – от лат. transferre – перенсить, переводить)- (1) передача чего-либо кому-либо (например, права собственности другому лицу); (2) перевод (денежных сумм, золота); (3) перемещение кого-чего-либо.

Дотация(2) (от лат. dotatio – дар,пожертвование) – бюджетные ассигнования (доплата) на покрытие плановых убытков (например, предприятий, выпускающих продукты по социально низким ценам; музеев, театров и т.д.)

 

 

Например, доходы бюджетов РФ подразделяются на следующие группы:

Код

Наименование  групп

1000000

Налоговые доходы

2000000

Неналоговые доходы

3000000

Безвозмездные перечисления

4000000

Доходы целевых бюджетных  фондов

Группа 3000000 “Безвозмездные перечисления” подразделяется на подгруппы:

Код

Наименование  подгрупп

3010000

От нерезидентов

3020000

От бюджетов других уровней

3030000

От государственных внебюджетных фондов

3040000

От государственных организаций  и др.

Подгруппа 3020000 “От бюджетов других уровней” подразделяется на статьи:

 

Код

Наименование  статей

3020100

Дотации

3020200

Субвенции

3020300

Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации  дополнительных расходов, возникших  в результате  решений, принятых органами государственной власти

3020400

Трансферты и др.


Глава 2. Структура бюджета.

2.1 Доходы государства.

Теоретически государственные  расходы и доходы должны быть равны. Но, поскольку, они представляют различные  стороны деятельности государства, зависят от разных факторов, решают различные задачи,  доходы и занятость, качественно характеризуют различные  отношения, то на практике все это  вызывает некоторый дисбаланс. Поэтому  в реальности доходы и расходы  государства могут быть и не равны. Причем, разница между суммой государственных  доходов и государственных расходов используется в качестве инструмента  бюджетной политики, т.е. может стабилизировать  либо стимулировать экономику страны. Между расходами и доходами государства  нет тесной взаимозависимости, так  как они не связаны с куплей-продажей тех услуг, которые совершает  государство. Для фирмы взаимообусловленность  доходов и расходов вполне очевидна. Она приобретает ресурсы, производит из них какие-либо блага, продает  их и на вырученные деньги приобретает  материальные ресурсы, чтобы начать цикл заново. При этом и затраты, и доходы фирмы увеличивают ВВП  и занятость. Для деятельности государства  данная зависимость не характерна. Общественные блага, которые производит государство, не опосредованы деньгами. Налоги непосредственно уменьшают  доходы и выпуск продукции, повышают цены. И лишь государственные расходы  увеличивают выпуск продукции, занятость  и доходы.

Бюджет обычно рассматривается  как закон, потому, что незначительные колебания в государственных расходах могут приводить к дестабилизации экономики в целом через мультипликатор государственных расходов, нарушая определенность в хозяйственной деятельности экономических агентов. Дестабилизация экономики, нарушение определенности ее развития лишает и государство, и экономических агентов будущего. В таких условиях на первый план выходят не долговременные задачи экономического развития, а краткосрочные (в смысле выживания), поэтому можно сказать, что практика реструктуризации бюджета в середине очередного финансового года означает отсутствие стратегических и долговременных целей государства в развитии экономики. Такого рода политика государства, основанная на отсутствии стратегических целей, отражается на действии всего общества, так как в условиях неопределенности и нестабильности, периодического обесценения финансовых и физических активов (собственности) экономических агентов у них не может быть долговременных целей. Краткосрочные задачи, такие, как доходы и текущее потребление, включая расчеты, платежи, выглядят стратегическими. Это приводит к «поеданию» экономического потенциала страны и лишает ее будущего.

При функционировании государственных  финансов возникают два тесно  взаимосвязанных процесса: мобилизация  финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур; использование  их на различные государственные  потребности.

Первый из этих процессов  находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая  связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к  разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных  предприятий - децентрализованных.

Централизованные государственные  доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов  от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные - образуются из денежных доходов и  накоплений самих предприятий. Деление  государственных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов. Важной задачей является оптимизация пропорций в распределении  государственных доходов с целью  обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и активизация  влияние государственных доходов  на эффективность хозяйствования.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение  экономических и социальных задач  развития общества. Централизация значительной части государственных доходов  в бюджетах разного уровня дает возможность  проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств  в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять  в примерно одинаковых пределах потребности  непроизводственной сферы, на какой  бы территории ни функционировали ее учреждения.

К централизованным государственным  доходам помимо бюджетных относят  ресурсы государственных внебюджетных фондов социального страхования, пенсионного, фонда занятости, фонда медицинского страхования.

Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных  доходов, выступает стоимость общественного  продукта (частично - национального  богатства), которая на разных этапах и стадиях распределения предстает  в разных финансовых формах. Так, объектом распределения на государственных  предприятиях выступает выручка  от реализации продукции и такие  ее составные части как прибыль, заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и др. В качестве объекта бюджетных  отношений могут рассматриваться  такие формы, как прибыль и  заработная плата, налоговые платежи  с которых являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь  объектом государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных  бедствий и т.п.) в качестве источника  государственных доходов может  выступать ранее накопленное  национальное богатство. Аккумуляция  государственных доходов в этом случае осуществляется через использование  переходящих остатков бюджетных  средств, направляемых на покрытие расходов, продажу золотого запаса, платную  приватизацию государственного имущества  и т.п.

Все источники государственных  доходов можно разделить на две  группы: внутренние и внешние.

К внутренним доходам - относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним доходам - относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Состав государственных  доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство  аккумулирует необходимые ему денежные средства.

В условиях рыночной экономики  основными методами мобилизации  государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы  и эмиссии. Соотношение между  этими методами неодинаково в  разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих  социальных противоречий и т.д.

Совокупность всех видов  государственных доходов, формируемых  разными методами, образует систему  государственных доходов. Система  государственных доходов призвана решать не только фискальные, но и экономические  задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать  ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система  государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования - предприятий (объединений, организаций).

Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы государственной  власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые  льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и  т.д. И, наконец, с помощью налогов  решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения  лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической  политики и т.п.

Информация о работе Особенности бюджетной политики России