Государственная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 01:31, реферат

Описание

В то же время стали проявляться и негативные стороны безработицы. О них можно говорить бесконечно долго. Это и рост преступности, и существенный отток средств из государственного бюджета на различные социальные выплаты (пособия, материальная помощь и др.).
Возникла необходимость снижения уровня безработицы, доведение его до общеевропейского. А для этого необходима разработка действенной государственной политики содействия занятости населения в РФ. Действующая на данный момент политика занятости далека от совершенства, поэтому в стране ведется работа по ее усовершенствованию.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3
1 Проблема занятости в современной России……………………..……..5
2. Законодательное регулирование политики занятости………..……….8
3. Содержание и уровни политики занятости………………….………..11
4. Деятельность органов Государственной службы занятости……...…15
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………..…………..19

Работа состоит из  1 файл

гос политика рф.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………...…..3

1 Проблема занятости в современной России……………………..……..5

2. Законодательное регулирование политики занятости………..……….8

3. Содержание и уровни политики занятости………………….………..11

4. Деятельность органов Государственной службы занятости……...…15

Заключение………………………………………………………………..18

Список используемой литературы…………………………..…………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Введение

В 1991 году наша страна вступила в новый этап своего развития, начался постепенный переход от плановой к рыночной экономике. В связи с этим появился ряд новых и обострились уже имеющиеся проблемы, являющиеся следствием несовершенства экономики.

Одной из основных проблем стала проблема безработицы. В СССР была четко налажена система обеспечения кадрами государственных предприятий (распределение)  и безработица отсутствовала:  каждый гражданин имел право  на труд. Но это достижение, отличающее  советскую экономику, которым  так гордились все советские  партийные руководители, было утрачено с распадом Союза.

В процессе решения  вопросов занятости населения многие государства из бывших республик  СССР столкнулись с практически  одинаковыми проблемами.

Формирование  новых экономических отношений, демократизация общества потребовали  по-новому регулировать деятельность в области обеспечения занятости населения.

Перед новыми руководителями государства встала проблема катастрофического  роста безработицы. Массовые увольнения и сокращения рабочих и служащих государственных предприятий повлекли за собой массовое высвобождение рабочей силы, которая и пополняла рады безработных.

Поначалу появление  безработных благотворно повлияло на развитие экономики: вместо неспособных  нормально работать, попавших под  сокращение, на производстве остались грамотные и ответственные работники, повысилась эффективность производительного труда. Изменился и сам подход к работе: люди стали «держаться за место» боясь быть уволенными. 

В то же время  стали проявляться и негативные стороны безработицы. О них можно  говорить бесконечно долго. Это и рост преступности, и существенный отток средств из государственного бюджета на различные социальные выплаты (пособия, материальная помощь и др.).

Возникла необходимость снижения уровня безработицы, доведение его до общеевропейского. А для этого необходима разработка действенной государственной политики содействия занятости населения в РФ. Действующая на данный момент политика занятости далека от совершенства, поэтому в стране ведется работа по ее усовершенствованию. 

        

        

          

           

         

       

        

          

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 


 

1. Проблема занятости в современной России.

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась  не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена  задач преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования  растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно существовала безработица.

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы.

Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно - административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межнациональных отношений в регионах страны - все это привело к усилению межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения. Это негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы.

Эмиграция населения  в страны дальнего зарубежья в  основном охватывает высококвалифицированные  кадры, специалистов, способных выдержать  конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и  массового высвобождения людей  из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения.

Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение  договорных обязательств по поставкам  продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Возрождение многоукладной  экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле. В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда  спрос на рабочую силу совпадает  с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет  нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества  факторов, главные из которых  изменение  форм собственности, ликвидация нерентабельных  и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. 


 

2.Законодательное регулирование политики занятости.

Одной из функций  органов исполнительной власти на всех уровнях

(федеральном,  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости  населения, поиск путей снижения  безработицы и сглаживание ее  последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.

Политика занятости  — это совокупность мер прямого  и косвенного воздействия на социально-экономическое  развитие общества в целом и каждого  его члена в отдельности и  мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

Состояние рынка  труда, как и социально-трудовых отношений в целом, зависят в  определенной степени от уровня эффективности  правового регулирования, от реального  соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.

Всестороннее  изучение и умелое применение опыта  борьбы с безработицей в периоды  экономического спада в других странах  мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала. 

В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций .

Гражданам РФ принадлежит  исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность и т.п.).

Правовую основу регулирования указанных общественных отношений обеспечивают:  Конституция  Российской Федерации;  Кодекс законов  о труде Российской Федерации;  Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.;  Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1991 г.;  Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»» от 24 ноября 1995 года;  Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон

Российской Федерации  «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996 г; Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г.;  Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон

Российской Федерации  «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.; Федеральный  закон «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 ноября 1999 г. и др.

Каждый из указанных  законодательных актов регулирует строго определенную сферу общественных отношений, включая и социально-трудовые отношения.

Так же, в соответствии с Постановлением Правительства Российской

Федерации от 8 мая 1996 года № 570 «О Федеральной целевой  программе содействия занятости  населения Российской Федерации  на 1996-1997 годы» и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 768 «О

Комплексной программе  мер по созданию и сохранению рабочих  мест на 1996- 2000 годы», в стране осуществлен ряд мер, касающихся регулирования рынка труда. Однако, как свидетельствуют данные статистического учета по рынку труда и состоянию безработицы, существенных сдвигов в сторону улучшения ситуации не достигнуто. Именно поэтому в РФ необходимо проведение эффективной политики занятости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3.Содержание и уровни политики занятости.

В соответствии с действующим законодательством  о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:  развитие людских ресурсов для труда;  обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;  создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;  поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;  обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;  предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;  сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;  координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;  координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними; o международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.

Информация о работе Государственная политика РФ