Государственная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 01:31, реферат

Описание

В то же время стали проявляться и негативные стороны безработицы. О них можно говорить бесконечно долго. Это и рост преступности, и существенный отток средств из государственного бюджета на различные социальные выплаты (пособия, материальная помощь и др.).
Возникла необходимость снижения уровня безработицы, доведение его до общеевропейского. А для этого необходима разработка действенной государственной политики содействия занятости населения в РФ. Действующая на данный момент политика занятости далека от совершенства, поэтому в стране ведется работа по ее усовершенствованию.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3
1 Проблема занятости в современной России……………………..……..5
2. Законодательное регулирование политики занятости………..……….8
3. Содержание и уровни политики занятости………………….………..11
4. Деятельность органов Государственной службы занятости……...…15
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………..…………..19

Работа состоит из  1 файл

гос политика рф.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

Существуют три  уровня программ обеспечения занятости  населения:  федеральный или общегосударственный,  субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д. — всего 89 программ);  местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Каждая из этих программ состоит из четырех крупных блоков: аналитического (сбор статистической и аналитической информации о занятости, установление актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне государства в целом);  программно-целевого (формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости);  ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов);  организационно-координирующего (организация, контроль и, при необходимости, координация выполнения программы).

Политика занятости  на федеральном уровне включает определение  совокупности правовых, экономических, организационных мер и нормативных  актов, необходимых для создания и регулирования отношений между субъектами рынка труда, а также определение меры допустимых социально-экономических последствий перехода к рынку в сфере занятости — предельно допустимый уровень и продолжительность безработицы, размеры квот и стимулирование приема на работу социально незащищенных групп населения, минимально допустимый объем бюджетных средств на выплату пособий, целесообразный уровень переподготовки и создания общественных работ. Политика занятости предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские и региональные программы занятости. Определяются территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. С целью реализации политики занятости на всей территории России формируется Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения.

Главными направлениями политики занятости на федеральном уровне сегодня становятся: преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объемов производства, инфляцией и имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест; o сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего, на градообразующих предприятиях;  создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики; o обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения; o дополнительное содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством; смягчение последствий долговременной безработицы.

Основная задача политики государства по экономике  и поддержке занятости — сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие  места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.

Кроме того политика занятости федерального уровня предусматривает  создание системы правового регулирования  и организации межгосударственных отношений со странами СНГ и другими зарубежными государствами по поводу миграционного обмена и пенсионного обеспечения в случаях добровольного и вынужденного переселения, по вопросам найма и социальной защиты при выезде на временные заработки или откомандирование на работу в другое государство, т.е. к функциям федерального уровня относится выработка правовых норм, обеспечивающих включение России как равноправного партнера в международный рынок труда.

На региональном уровне политика занятости означает содействие полной, продуктивной работе и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд на территориях, находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня (республики, края, области, автономной области, автономного округа, р-на и города). Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется  в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и  местных программ содействия занятости  населения, учитывающих особенности  демографического и социально-экономического развития территорий.

Обычно региональные программы занятости населения  делятся на три уровня:  республиканская  проблема занятости населения, которая  содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики; областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня, например, выделение городов приоритетного развития;  районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда. 
 
 
 
 


 

4.Деятельность органов Государственной службы занятости.

 Для реализации  государственной политики в области  занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.

 В связи  с этим, нового определения потребовало  понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.

Соответственно  нужно решать проблему организации  учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в  такой ситуации вынуждено.

 Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

 Государственная  служба занятости является структурой  специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

 Функции службы  занятости многообразны:

- анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

- учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по

вопросам трудоустройства;

- консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и

работодателей о возможностях получения работы и обеспечения

рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к  профессиям и

работникам;

- оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а

работодателям - в подборе необходимых работников;

- организация профессиональной подготовки, переподготовки и

повышения квалификации граждан в учебных центрах  службы занятости

или других учебных  заведениях, оказание помощи в развитии и

определении содержания курсов обучения и переобучения;

- оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

- регистрация безработных и оказание им в пределах своей

компетенции помощи;

- оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки

граждан, трудоустройство  которых требует получение новой

профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

- выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по

безработице и  приостановление выплаты этих пособий;

- подготовка предложений и заключений об использовании труда

иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе

межправительственных  соглашений и лицензий;

- разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

В настоящее  время статус безработного получают около 65 – 70% незанятых граждан, обращающихся в службу занятости. Среди безработных  почти 35% составляет молодежь в возрасте от 16 до 29 лет. Столь значительный процент молодежи среди лиц, получающих статус безработных, свидетельствует о том, что государство не владеет ситуацией с подготовкой молодежи к вступлению в трудовую жизнь, и может помочь ей лишь предоставив те льготы, которые предусмотрены законодательством для безработного населения.

Таким образом становиться ясно, что форма активной работы с безработными требует корректировки. Первоочередные усилия органов службы занятости  необходимо направлять на наименее защищенные категории безработных – молодежь, инвалидов и лиц, проживающих в сельской местности. 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Заключение.

Итак, проблема разработки действенной политики занятости  остро стоит перед правительством РФ. Действующая в настоящее время  политика занятости далека от совершенства и не дает желаемых результатов.

Вместе с тем  в деле повышения занятости безработных граждан России далеко не все резервы исчерпаны. Прежде всего, необходим эффективный механизм налогообложения, который наряду с государственным оздоровил бы и негосударственный сектор экономики. Во-вторых, в стране существует ряд общегосударственных проблем, решение которых можно было бы совместить с повышением занятости населения, а также с расширением поля общественных работ (строительство дорожной сети, экологическая очистка окружающей среды, озеленение городов и восстановление нарушенных парково-рекреационных зон мегаполисов и др.). Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений.

Всестороннее  изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации.

Таким образом, наблюдается поиск выхода государства из сложившегося тяжелого положения на рынке труда. Заметна некоторая активизация этой работы с привлечением иностранного капитала и мирового опыта. 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы:

1. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2010.

2. Костаков В.  «Рынок труда в демографическом  разрезе (прогноз)»//    Экономика и жизнь, 2009 г №25.

3. Курс экономики: Учебник./ Под ред. Б. А. Райзберга. – ИНФРА-М, 2007.

4. Лукьянов В., Ларпье А. «Диверсия для безработных»// Социальная защита, 2008..

5. Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование: учеб. пособие.- М.:, 2011.

6. Л. И. Абалкин Экономическая энциклопедия; – М.: ОАО «Экономика», 2009.

7. Н. Ю. Иванова Экономическая статистика. – М.: ИНФРА-М, 2007.

8. .  А. Ф. Зубкова Экономика  труда:  – М.: 2008.

9. Н.А.  Волгина, Ю.Г. Одегова Экономика  труда . – М.: «Экзамен», 2010.

18

 



Информация о работе Государственная политика РФ