Опыт реализации государственной политики в бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание

Исходя из этих данных, можно определить цели и задачи данной работы. Целью данного исследования является - комплексный анализ системы государственного регулирования в области управления высшим профессиональным образованием. Поставленные для этого задачи следующие: изучение теоретических основ высшего профессионального образования; изучение государственной политики в области ВПО; комплексный анализ деятельности органов управления по реализации государственной политики в сфере образования; выявление проблем и предложение методов их решения.
Объект исследования - государственная система управления высшим профессиональным образованием. Субъект исследования - деятельность государственных органов в вопросах реализации государственной программы в сфере образования.

Работа состоит из  1 файл

Российская политика в области высшего образования.docx

— 51.23 Кб (Скачать документ)

В сфере образования Российской Федерации роль правительства заключена  в реализации трех основных правил:

Выполнение государством функции руководящего органа власти для единой системы образования  России;

Выполнение государством функции владельца уровней образовательной  системы;

Выполнение функций единой территориальной системы.

К официальным информационным ресурсам государственных органов  в области образования относят:

    • Сайт Министерства образования и науки РФ (далее Минобрнауки).
    • Сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее Роспатент).
    • Сайт Федерального Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.
    • Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Модернизация системы  образования нацелена на создание мощного  аппарата в области развития системы  образования в целом. На данном этапе  в России определены следующие приоритеты образования:

Обеспечение гарантий государства  РФ в сфере доступности начального, среднего и высшего образования;

Создание основы для увеличения качества общего российского образования;

Создание почвы для  повышения качества профессионального  российского образования;

Создание социально эффективных  экономических взаимоотношений  в сфере образования;

Контроль над получением работниками данной сферы высокой  квалификации;

Контроль над развитием  образования.

Управление системой высшего  профессионального образования - это нормативное урегулирование качества деятельности образовательных учреждений разного уровня. Управление системой образования в России выполняет ряд функций:

Функцию регулятора власти для общей системы образования.

Функцию начальника разных уровней и составов образовательной  системы;

Функцию совокупности образовательных  учреждений на огромной территории государства.

Статья 28 Закона "Об образовании", согласно которой, в области образования  РФ в лице ее федеральных органов  государственной власти и органов  управления образованием принадлежит:

Создание и выполнение функций федеральной политики в  области системы образования;

Нормативное урегулирование взаимоотношений в области системы  образования;

Разработка и внедрение  разноплановых программ развития системы  образования с учетом специфических  особенностей.

Создание муниципальных  государственных органов управления системой образования, а также ведомственных  органов управления ВПО, руководство  образованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Современные реформы  в сфере высшего профессионального  образования

 

 

На 2012 год в России проходит развитие многоуровнего высшего образования в соответствии с Болонским процессом. Данную реформу высшего российского образования называют - "болонская" реформа. Реформа вызвала массовое обсуждение, разносторонни мнения о ней. Многие авторы утверждают, что реформа призвана не улучшить качество российского образования, а устранить советские принципы, старую систему образования в России.

9 октября 2003 года Правительство  Российской Федерации ободрило  проект реформы согласно Болонскому  процессу. Теперь высшее образование  в России разделилось на разные  уровни - магистратура, бакалаврат и т.д. Болонская реформа меняет сроки обучения. Обучение в бакалаврате составит 3-4 года, магистратуре - 1 или 2 года. В специалитете так и придется обучаться 5 лет, это остаётся неизменным. Каждый из уровней высшего образования теперь имеет отдельный специальный государственный стандарт, утверждающий работу данного уровня и специальные правила итоговой аттестации. Лицензирование и государственная аттестация проводится отдельно. Болонский процесс организован с целью создания единой системы образования Европы. Это еще один шаг к мировому сообществу. Глобальной для России проблемой многие считаю течение двух независимых и абсолютно противоположных проблем: внедрение и формирование Болонской реформы и медленное осмысление социальной реальности. Болонская реформа шагает стремительными шагами, а действующая реальность в российской образовании остается неизменной.

Поэтому стремление России к уровню европейского Союза формирует  еще ряд проблем. Рассмотрим реформу  с разных ракурсов. Проводя анализ многочисленных публикаций на тему Болонской  реформы, можно сказать, что основное внимание реформирования направлено на 2 стороны: формирование в системе российского образования системы двух уровней и формирование порядка проведения ЕГЭ.

8 мая 2010 года Президент  России Д.А.Медведев утвердил  Федеральный Закон № 83, который  олицетворяет реформу Бостонского  процесса. Согласно данному законодательству  значительная масса бюджетных  заведений России в сфере высшего  профессионального образования  переводится на инновационную систему финансирования -то есть с этого времени не получает обязательное государственное финансирование. Утвержденная президентов РФ документальная инициатива вызвала массовые всплески негативных эмоций среди родителей студентов и педагогов ВУЗов.

Общество современной  страны борется с Бостонской реформой, с отменой бюджетного финансирования. В первую очередь, против выступают сами студенты, преподаватели ВУЗов и родители студентов во всех городах России.

Сегодня можно сказать, что  реформа Бостонского процесса в  России неэффективна. К примеру, Европейский законодательный проект по глобальному продвижению под аббревиатурой ОПВО (Global Promotion Project), Управленческий комитет Совета Европы по Высшему образованию и исследованию (the Council of Europe Steering Committee for Higher Education and Research), Международное образование (Education International), а также более элементарные и привычные инструменты,UNESCO-CEPES, OECD (IMHE, AHELO…) и различные семинары практически не используются. Не использует Россия и целую сеть маркетинга согласно бостонскому процессу, информационные ресурсы. Реформы образования в России малообеспеченны всегда были предварительными исследованиями. Никогда не проводились опросы общественности, решения всегда были административно-государственными. Это еще один минус системы образования России. Что же являет собой в реальности реформа образования согласно Бостонскому процессу? Во-первых, четкая концепция реформы отсутствует. Мало того - отсутствует организация, руководящая Бостонским процессом, осуществляющая контроль над течением реформы. Следовательно, нет и места, куда бы могли стекаться критические отзывы, предложения о работе, результаты деятельности и т.д. Еще в 2003 году, после принятия проекта реформы, массовый всплеск интереса к данной теме вызвал массу однозначных публикаций и материалов. Все они сводились к одному - реформа нужна, она эффективна, проблем в России много, но проводить реформу надо. Из этого и вышло - проблематику российского образования никто не изучил, а лишь оговорили особенности и методы внедрения реформы в учреждения страны. В России платное образование активно заменяет бюджетное (бесплатное образование). Независимый институт социальной политики в 2004 году провел ряд социальных исследований, результатом анализа которых стали два научных труда: "Высшее образование в России: правила и реальность" и "Доступность высшего образования в России". Публикации 2004 года выпуска. В документах оговорены следующие проблемы:

Несправедливость правил поступления в высшие учебные  заведения.

Некорректность правила  оплаты за высшее образование.

Неформальные практики в  области образования.

Нарушение правил ЕГЭ.

В России за годы проведения реформы сформировалось два течения "ЗА" и "ПРОТИВ" Бостонской реформы. Команда "ЗА" утверждает, что реформа  успешна и крайне эффективна. Обозначают острую необходимость реформы российского  образования. Лидер активации - А.Фурсенко, Министр науки и образования Российской Федерации(2004-2012). Глава утверждает, что основным является переход к системе образования двух уровней, вследствие которой студенты имеют право продолжать обучение в странах ЕС. Сторонниками "ЗА" стали популярнейшие ВУЗы России. Это МГИМО, РУДН и т.п. Течение "ПРОТИВ" Бостонской реформы олицетворяют члены Комитете по образования и науке, ряд ВУЗов России, студенты. Команда "ПРОТИВ" утверждает, что внедрение реформы утратит все традиции образования нашего государства. Лидер течения - Алесей Чернышев, заместитель председателя Комитета по образованию и науке. Несмотря на все перечисленное, ВУЗы страны находятся в позиции: "Казнить нельзя помиловать", или "Деваться некуда". Иными словами, учреждения высшего образования находятся во власти административных решений государства и вынуждены подчиняться установленными регламентам и законам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Опыт реализации государственной политики в бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

 

3.1 Мероприятия по реализации  политики в сфере образовательных  учреждений высшего профессионального  образования

 

8 мая 2010 года вошел  в силу Федеральный Закон №  83 "о внесении изменений в  отдельные законодательные акты  Российской Федерации в связи  с совершенствованием правового  положения государственных (муниципальных)  учреждений". Этот закон вызвал  всплеск отзывов, массу статьей  в СМИ, возмущение русского  народа. Дело в том, что ФЗ  №83 - это закон о коммерциализации  бюджетных учреждений. Иными словами,  с лета 2012 года бюджетным учреждениям  высшего профессионального образования  грозит исчезновение. Учреждения  должны буду работать на коммерческой  основе. Принятие ФЗ было обусловлено  необходимостью упорядочить нормативно-правовую  базу в области образования.  Были внесены различные изменения  в такие законодательные основы, как: Гражданский, Бюджетный, Налоговый  кодексы, в некоторые ФЗ РФ. До 1 июля этого года период  обозначен - переходным. В пояснительной записке к ФЗ №83 было внесено предложение о создании в России казенных учреждений. Это государственные муниципальные учреждения, которые по статусу не отличаются от бюджетных (муниципальных) учреждений. Но данные учреждения будут иметь ограничения в своих правах - доход от деятельности будет зачисляться в соответствующий бюджетный орган.

Бюджетные учреждения теперь перестают быть получателями бюджетных  средств. Финансирование теперь представляет собой субсидии на выполнение задания  государственного уровня. Доходом деятельности и финансирования станут платные  услуги учреждения и плата за пользование  имуществом.

В данном законе есть и плюсы  и минусы. Явным плюсом считают  снижение или даже исчезновение коррупции  в заведениях. Государство таким образом хочет повысить эффективность государственного сектора образования, сектора бюджетных учреждений, в то же время сократив его. С экономической стороны это правомерно, так как привлекутся источники финансирования со стороны и сократятся издержки.

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в третьей статье отражает этот принцип государственной  политики - предоставление студентам  ВУЗов свободы в академическом  смысле. Имеется ввиду, что студенты сами могут выбирать тему своей работы или исследования, проводить анализ своими методами и т.д.

О реализации Федерального Закона №83 существует множество дискуссий. Закон затрагивает бюджетную  сферу образования, но вызывает массовые всплески эмоций во всей отрасли. Государством этим законом дает возможность развития бюджетных учреждений, а пользу или  убыток принесут эти изменения целиком зависит от нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность муниципальных и региональных учреждений.

При реализации закона необходимо провести принятие ряда документов. На федеральном уровне РФ определены их перечни. Органы исполнительной власти для государственных образовательных  учреждений уточняют или утверждают:

Перечень государственных  образовательных услуг.

Порядок определения расходов и затрат.

Требования к качеству государственных услуг.

Финансирование государственных  заданий.

Государственные задания.

Контроль над исполнением  государственных заданий.

Перечень государственных  услуг - это основа для финансирования учреждения. Если, например, образовательной  услуги нет в перечне, или она  имеет формулировку общего вида - "образование" - то совершенно невозможно будет ее профинансировать законным образом.

К мероприятиям реализации ФЗ № 83 в области создания высших бюджетных учреждений нового типа относятся:

Разработка Устава учреждения и его утверждение распорядителем.

Зачисление изменений  сводного реестра.

Переоформление лицевых  государственных счетов учреждения.

Основные мероприятия  в области бюджетных учреждений утверждены в Письмах N 02-03-07/4336, N 42-7.4-05/5.3-701 - в виде перечней. Данные подходы  должны быть осуществлены в виде двух важных этапов:

- Этап первый - с 1 января 2011 года по 1 июля 2012года.

- Этап второй - после июля 2012 года.

Первый этап называют переходным. Новые бюджетные учреждения создаются на существующей базе старых ВУЗов и по сути реорганизацией не являются. Постановление Правительства от 20.01.2010 года регламентирует порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений в области бюджетных высших образовательных заведений. Решение об изменении типа учреждения оформляется согласно статье 17 и содержит:

Наименование учреждения, на базе которого создается учреждение нового типа.

Наименование бюджетного учреждения, которое создается.

Наименование федерального органа исполнительной власти, которые  осуществляет функцию учредителя.

Информация о работе Опыт реализации государственной политики в бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования