Опыт реализации государственной политики в бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание

Исходя из этих данных, можно определить цели и задачи данной работы. Целью данного исследования является - комплексный анализ системы государственного регулирования в области управления высшим профессиональным образованием. Поставленные для этого задачи следующие: изучение теоретических основ высшего профессионального образования; изучение государственной политики в области ВПО; комплексный анализ деятельности органов управления по реализации государственной политики в сфере образования; выявление проблем и предложение методов их решения.
Объект исследования - государственная система управления высшим профессиональным образованием. Субъект исследования - деятельность государственных органов в вопросах реализации государственной программы в сфере образования.

Работа состоит из  1 файл

Российская политика в области высшего образования.docx

— 51.23 Кб (Скачать документ)

Введение

 

 

Сфера высшего профессионального  образования (далее - ВПО) с 90-ых годов  прошлого века находится в процессе постоянной реорганизации. Это происходит с той поры, когда явной стала  проблема необходимости в муниципальном  управлении высшим профессиональным образованием. В свою очередь, эта потребность  возникла в связи с тем, что  назрели следующие проблемы: проблема создании общей образовательной  базы, проблема необходимости воспитания нового поколения в целях сохранения ценностей, проблема создания развитой системы образования на новом  уровне и проблема повышения роли образования в жизни россиян.

Российская Федерация  на современном этапе значительно  отстаёт от стран европейского союза  в степени эффективности системы  высшего образования. Россия имеет  поистине богатый генетический фонд, ресурсный материал, научно-технический  потенциал работников. Все это  дает большую возможность России выйти на должный уровень в  мировом сообществе. А сыграть  эту роль возможно лишь при достижении высокого качества вузовского и послевузовского  образования. Для этого необходимо координировать весь потенциал России в области образования государственными органами, использовать всю мощь страны целенаправленно и эффективно.

Особое значение на мировом  уровне имеют научные, технические  и инновационные работы. Этому  нужно уделить особое внимание, так  как научная база образования  России оставляет желать лучшего.

Практически не изучается  вопрос бюджетного образования. Повсеместно  практикуется платное ВПО, которое  доверия на должном уровне не внушает. Каждый второй институт перешел на смешанное образование - имеет бюджетные и платные кафедры. По статистическим данным, в РФ бесплатно обучается около 45 % студентов ВПО. Это очень и очень низкие показатели.

В современном мире информационного  прогресса, автоматизированных технологий и инноваций в Российской Федерации  происходит процесс модернизации образовательной  сферы под лозунгами национального  приоритетного проекта "Образование", стартовавшего в 2005 году под руководством Президента РФ. Проект является муниципальной  реформой образования. Его основными  направлениями являются: внедрение  в школах Интернета, внедрение школьных автомобилей, поддержка талантливых  учеников, масштабное стимулирование инноваций в сфере ВПО и  т.п.

Поэтому возникла необходимость  исследования проблем муниципального управления образованием, исследования педагогических условий работы и  системы высшего профессионального  образования на всех уровнях, что  объясняет актуальность данной темы.

Исходя из этих данных, можно  определить цели и задачи данной работы. Целью данного исследования является - комплексный анализ системы государственного регулирования в области управления высшим профессиональным образованием. Поставленные для этого задачи следующие: изучение теоретических основ высшего профессионального образования; изучение государственной политики в области ВПО; комплексный анализ деятельности органов управления по реализации государственной политики в сфере образования; выявление проблем и предложение методов их решения.

Объект исследования - государственная  система управления высшим профессиональным образованием. Субъект исследования - деятельность государственных органов в вопросах реализации государственной программы в сфере образования.

 

 

1 Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере высшего образования

 

1.1 Понятие высшего образования,  его роль в современных условиях

 

В современном мире Высшее профессиональное образование - это  не только норма жизни, но и необходимое  условие успешного существования.

Высшее образование (далее - ВПО) - это верхний уровень (этап) получения образования, следует  за средним образованием. ВПО не является бесплатным общим этапом образования. Высшее образование человек получает исходя из своих личных интересов  и финансовых возможностей, своего интеллектуального опыта.

Получают ВПО в университетах, институтах, колледжах и академиях, а также в их филиалах. Данные названия в современном мире могут  трактоваться по-разному в странах  мира.

В Российской Федерации, согласно Федеральному Закону "Об образовании", сфера образования объявлена приоритетной, то есть, преимущественной. Право каждого гражданина РФ закреплено Конституцией.

Роль ВПО на данном этапе  очень высока. Это обусловлено  стремлением РФ к уровню стран  мирового сообщества, к уровню развития стран Европейского Союза. К примеру, в США в бюджетных учреждениях обучаются 77% американцев. В РФ это значение значительно ниже. В мире сфера образования признана приоритетной, а ВПО - неразделимый фактор успешной карьеры и формирования стабильной развитой экономической системы государства. Исходя из этого, можно понять, что способность конкурировать со странами ЕС возможна лишь после формирования национальной государственной политики в этой области на должном уровне.

Сфера высшего и послевузовского  образования стала выдвигаться  в конце ХХ века на первый план общественной жизни России. Это качественно  нашло отражение в ее стремительном и неконтролируемом развитии за последние годы. Это можно доказать простым примером - согласно статистическим данным, за последние 10 лет высшее образование в России получили такое число граждан, которое не получали за всю историю развития системы в нашем государстве.

Например, исследуя данные прошлых  лет, статистические данные организации  ЮНЕСКО фиксируют, что количество студентов  выросло с 437,1 млн. человек в 1960 году до 840,3 млн. человек в 1990 году. Сократилось  число неграмотных людей.

Система управления профессиональным образованием - целостная организационная  структура.

Все дальше распространяется мнение о том, что высшее образование  вовсе не является причиной благополучия и успешной карьеры человека. Высшее образование можно в прямом смысле купить. Все это лишний раз подтверждает низкое качество управления системой управления образованием и высокий  уровень развития коррупции в  сфере образования. Но факт остается фактом - довольно сложно достичь существенных успехов в жизни, не имея высшего  образования, карьерный рост на определенном этапе остановится и потребует  получения ВПО в требуемой  области.

Тем не менее, высшее профессиональное образование в России - ведущий  принцип социального и финансового прогресса. В сфере ВПО на данный момент задействовано огромное число человек - примерно 51 миллион преподавателей ВУЗов и более одного миллиарда учащихся. Это лишний раз подтверждает высокую роль ВПО в жизни россиян. Чтобы понять роль системы высшего образования в России и за рубежом, рассмотреть следующие данные, опубликованные в средствах массовой информации.

Данные о мировой конкурентоспособности говорят о том, что наиболее высокий рейтинг у США и Швейцарии. Россия занимает 63 место в рейтинге, что далеко не хороший результат. Одной из важных составляющих международного рейтинга является характеристика системы образования исследуемой страны, т. к. обнаружена весомая зависимость между уровнем развития системы образования и мировой конкурентоспособностью, что, в свою очередь, позволяет занимать стойкую конкурентную позицию в международном мировом рейтинге стран. Российская Федерация в рейтинге развития системы высшего образования занимает 46 место. Это говорит о достаточно высоком качеств образовательных услуг России, позиция довольно конкурентоспособна, но все это важно лишь при сохранении конкурентоспособных позиций в будущем.

Стандарты традиционного  общего образования в России практически  остаются высокими, что проявляется, в первую очередь, в более высоком  охвате населения образованием, общей  грамотности взрослого населения  страны, сохранении высокой доли людей  с высшим образованием, значительными  бюджетными расходами на него.

Опыт зарубежных стран  свидетельствует о том, что конкурентоспособность системы образования - это мощный действенный фактор прогрессирование системы образования, который позволяет путем различных методов решить проблемы системы образования и выйти на новый уровень в мировом просветительском пространстве стран.

Модернизация системы  высшего образования России, способный  предусматривать рост открытости системы, регламентирует внесение существенных изменений. На современном этапе  это касаемо легкого доступа  к рынку национальных услуг образования  среди зарубежных учебных учреждений мира, имеющих развитую научно-техническую  и материальную базу, финансовые активы для разработок новейших способов организации  учебы. Следовательно, это приведёт к повышению конкурентного давления на со всех сторон, и тогда среди факторов внутренней среды конкуренции нужно будет выделить проблематику ухудшения демографии стран и увеличение числа учебных заведений, предлагающих образовательные услуги в России разного уровня.

Пребывание России на 46 месте  в рейтинге развития системы высшего  образования и повышения квалификации показывает возможность обеспечения  достаточно высокого качества образовательных  услуг (при условии сохранения завоеванных  ранее позиций в будущем), позволяющих  достигать высокого уровня конкурентоспособности  отечественной рабочей силы.

Положительные качества системы  высшего образования России:

1.Подготовка кадров ведется  по всем направлениям.

2.По качеству подготовки  специалистов занимает высокие  позиции в мировом сообществе.

3.Внушительный фундамент  подготовки специалистов по естественно-гуманитарным  дисциплинам.

4.Глубокая тесная связь  теории с практикой.

Итак, необходимо сократить  существующую разницу между Россией  и странами Европейского Союза.

 

1.2 Политика в сфере высшего образования: принципы, нормы, цели, ресурсы

 

Государственная политика Российской Федерации в области высшего  профессионального образования - это  сформированный и утвержденный государством свод нормативных и законодательных  актов, практических действий в сфере  общего российского образования  и воспитания, в сфере образования  взрослого поколения страны.

Нормативной базой в области  Российского образования являются следующие документы:

Национальная доктрина образования  Российской Федерации (до 2025г).

Федеральная программа развития образования на период 2011-2015г.

Концепция модернизации российского  образования на период до 2010 года. Концепция  раскрывает общие принципы государственной  политики образования в России, определенные Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и развитие в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, включая Федеральную программу развития в области образования.

Национальный проект "Образование". Он вступил в силу 5 октября 2005 года указом Президентов РФ В.В.Путиным  с целью ускорения модернизации в развитии образования Российской Федерации.

Основами любой политики и деятельности являются нормативные  акты, законы и стандарты.

Образовательная государственная  политика - это целостная национальная система государственных стандартов и процессов в сфере регулирования  образованием страны. Цели политики таковы:

- Повышение качества образовательных  услуг до должного уровня.

- Рост смысла гуманизации общества в целом.

- Рост этических ценностей  и культуры государства.

- Научно-технический прогресс.

- Социальное развитие.

- Повышение эффективности  экономики страны методом повышения  квалификации кадров.

Итак, давайте детально рассмотрим особенности национального приоритетного  проекта "Образование".

Инновационные программы  высших учебных заведений России находятся под поддержкой государства - это один из принципов работы проекта. Государственная поддержка осуществляется и в сфере учреждений среднего профессионального и начального образования. Также, согласно проекту "Образование", часть средств  государства направлена на глобальную модернизацию материальной и технической  базы, на внедрение в университеты автоматизированных инновационных  системы, на внедрение системы Интернет-ресурсов. Проект направлен реализовать связь  между учреждениями высшего порядка. Все действия в области модернизации сферы образования направлены на установление связей с экономикой государства, например, планируется масштабное открытие школ бизнеса по России. Ряд задач направлены на решение проблем низкой квалификации кадров и персонала.

Существенный раздел посвящен Интернетизации. Развитие и внедрение интернет-технологий позволит сравнять условия работы и учебы педагогов и школьников, студентов. Распространение данных элементов позволит РФ выйти на новый уровень в мировом сообществе.

Поставки оборудования и  материалов сделают учебу эффективнее  и современнее. Что напрямую повысит  квалификацию выпускаемых кадров. Одним  из направлений национального приоритетного  проекта "Образование" является модернизация системы образования России. Она  предполагает новую систему оплаты труда педагогов высшего, начального и среднего образования, внушительное повышение доходов преподавателей, улучшение качества соответствующих  условий для возможности получения  высшего образования вне зависимости  от места проживания и финансового  статуса.

Информация о работе Опыт реализации государственной политики в бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования