Государственная политика в сфере высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:02, реферат

Описание

К концу 19 в. (1898 г.) в России действовало 52 высших учебных заведений. В них обучалось 26 166 студентов. Основу высшего образования составляли 9 университетов с 16204 студентами (в том числе: 6,7 тыс. студентов на юридических, 5 тыс. на медицинских, 3,6 тыс. на физико-математических факультетах). Правда на территории современной России их насчитывалось только четыре (СПБ, Московский, Казанский и Томский).

Содержание

1. Историческая справка.
2. 90-е – первое десятилетие 21 в. годы в сфере высшего образования.
3. Замысел реформы. Опыт реализации Болонского процесса в Европе.
4. Закон о двухуровневом образовании: проблемы и пути их решения.

Работа состоит из  1 файл

Государственная политика в сфере высшего образования.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

Государственная политика в сфере  высшего образования.  

               План

  1. Историческая справка.
  2. 90-е – первое десятилетие 21 в. годы в сфере высшего образования.
  3. Замысел реформы. Опыт реализации Болонского процесса в Европе.
  4. Закон о двухуровневом образовании: проблемы и пути их решения.
 

1.  К концу 19 в. (1898 г.) в России действовало 52 высших учебных заведений. В  них обучалось 26 166 студентов. Основу высшего образования составляли 9 университетов с 16204 студентами (в том числе: 6,7 тыс. студентов на юридических, 5 тыс. на медицинских, 3,6 тыс. на физико-математических факультетах). Правда на территории современной России их насчитывалось только четыре (СПБ, Московский, Казанский и Томский).

   Кроме того, существовали 10 технических вузов-институтов (8 в России); ряд педагогических; пять военных и четыре духовных академий. Число вузов было весьма невелико, но ставка делалась на качество образования. Кроме того, российские вузы были включены в систему европейского высшего образования.

   Вузы  были преимущественно государственными. К 1917 г. появились  и 6 частных вузов (четырьмя женскими и двумя совместными инженерными). Ставка на качество образования применительно к техническим вузам сохранилась и в советское время.

      Сильной стороной советской  системы высшего  образования были: во-первых, наличие фундаментальной общенаучной и профессиональной подготовки; во-вторых, наличие определенных единых стандартов обучения; в-третьих, совмещение образовательных и воспитательных программ; в-четвертых, тесная связь науки, запросов производства и обучения в сфере подготовки кадров для предприятий Военно-промышленного комплекса. Следует отметить и более высокую, чем в среднем по стране оплату труда остепененных преподавателей вузов. Назовем и размер студенческих стипендий, позволяющих оплачивать питание на протяжении двух – трех недель. Все названное отражало конкретные направления социальной политики, в сфере высшего образования.

     Слабые  стороны советской  системы высшего  образования ─ хорошо известны. Это и перекос образования в сторону подготовки инженерных кадров, за счет экономического, юридического, политологического образования; идеологизация образования;  низкая оплата труда выпускников вузов.  Стратегическим упущением был низкий уровень взаимодействия высшей школы СССР и зарубежья. Для экономических, юридических, политологических, социологических, ряда других  специальностей; для уровня использования персональных компьютеров в вузах это оборачивалось отставанием на одно-два десятилетия.

     2. В 90-е годы ХХ в. произошло сначала падение, а затем стремительное увеличение числа вузов и количества студентов. Если в 1985 г. в вузах России обучались 3  млн. студентов, в  1990 г. ─  2,8 млн. студентов, то в 1993 г. ─ 2,6 млн. Однако, к 2009 г. картина стала иной.  Число государственных вузов выросло незначительно: с 548 в 1990 г. до 662 в 2009 г.,  однако число студентов увеличилось в 2,2 раза: с 2,8 млн. в 1990 г. до  6,2 млн. человек в 2008 г. Нагрузка на преподавателей, на аудиторные помещения резко возросла. Еще 1,3 млн.  студентов (1298 тыс.) в 2008 г. обучались в частных вузах. Но если в государственных вузах до 2009 г. более половины студентов (3,5 млн. из 6,2 млн.) обучались на очном отделении, то в частных ─ на очном в 2008 г. обучались только 28 % (313 тыс.). Студент частного вуза, как видно, преимущественно заочник. Специфика частных вузов заключается еще и в том, что доля обучающихся по специальностям и направлениям гуманитарных и социальных наук составляет более 95 %. Это означает, что частные вузы в России практически не готовят специалистов по техническим и точным наукам.

     Доступность профессионального  образования  стала выше. Из числа молодых людей 17 лет: в 2003 г. 48 % смогли поступить на очное отделение вузов; 22 % ─ в  техникумы, 12 % ─ в ПТУ. Т.о  82 % молодых  людей продолжили образование (в 2000 г. ─ 80 %). Ситуация в 2003-2009 гг. шла по нарастающей: в 2009 г. это показатель превысил 90 %.

     Но  это произошло  за счет расширения платности обучения, за счет нагрузки на семейные бюджеты‚ а в последние годы‚ связанные с демографической ямой‚  за счет снижения требований к абитурентам. Так в 2009 г. средний балл набранный первокурсниками‚ поступившими в педагогические вузы, составил 53 балла из 100 возможных1. Удельный вес бюджетных мест в вузах постоянно снижался и стал стабильным в 2008-2010 гг. в основном по демографическим причинам:  2008 – 41%‚ 2009 – 40 %‚ 2010 г. –42%.

      В чем причины фактически стихийного роста числа вузов и массива  студентов? В литературе отмечаются следующие причины:

    ─ движение России к постиндустриальному обществу;

    ─ культурная наследственность;

    ─ фактор получения прилично оплачиваемой работы;

    ─ бегство  от армии.

      Отсутствует, однако, весьма существенный фактор: погоня за прибылями и снижение контроля государства в сфере высшего образования. Вообще, снижение качества государственной политики в сфере высшего образования проявилась по ряду направлений. Регулирующая роль свелась к выдаче лицензий на образовательные услуги при символическом последующем контроле.

      Анализ  нормативно-правовой базы показывает: пятнадцать лет (1992 ─ 2006 гг.) ─ от закона 1992 г. «Об образовании», Конституции РФ 1993 г., новой редакции  закона «Об образовании» 1996 г. ─ шел процесс снижения уровня требований образовательной политики государства. Ступенями такого скольжения вниз стали:

    ─ снятие гарантии бесплатности с высшего  и послевузовского образования; лишение ранга обязательности общего образования в 1992 г.

    ─ 1993 г. – фактический отказ от обязательности полного общего образования;

    ─ снятие гарантии бесплатности со среднего профессионального образования;

    ─ декларативность  слов о системе личных государственных  образовательных кредитов; об оплате труда преподавателей вузов равной двукратной величине средней оплаты труда в промышленности.

    (Обратную  тенденцию можно наблюдать только с 2007 г.: с принятием ФЗ-194 от 21 июля 2007 г.‚ по которому восстанавливалась обязательность полного среднего образования).

   К этому можно добавить и низкие реальные расходы на высшее образование в России. Если в Западной Европе на обучение студента в начале 21 в. тратилось 5-6 тыс., США ─ 25 тыс. долларов, то в России – 600 дол.

   За 2002 ─ 2007 гг. стоимость образования  в России увеличилась в более  чем в два раза. Однако наступил предел возможностей немногочисленного  среднего класса в нашей стране для оплаты образовательных услуг. Лишь 10,8 % семей легко оплачивали высшее образование; 42,4 % ─ с большим трудом; для 44,8 % семей ─ оплата высшего образования недоступна2.

   Выход вузы видели в следующем3:

   – увеличение удельного веса заочного образования (в приеме 2009 г. впервые (не считая начала 60-х гг.) и в государственных вузах  число заочников превысило очников; в частных вузах доля зочников в приеме 2009 г. составила 80 %);

   – снижение требований к поступающим (заниженные критерии в самом ЕГЭ, прием «троечников», волны приема; льготники и целевой прием);

   – увеличение удельного веса платного обучения. Последнее направление становится едва ли не основным в работе высшей школы.

   Опыт  РКС показывает ряд путей решения  проблемы доступности высшего оборазования:

  1. Платность образования при доступности образовательных кредитов

      В США  ─ высшее образование платное (при этом, в государственных вузах  ─  оплата обучения в пять раз  ниже, чем в частных), но при эффективно действующей системе личных государственных образовательных кредитов (по закону о высшем образовании 1965 г.)‚ под низкий процент годовых и на длительный срок, при возможности невозвращения кредитов для представителей малоимущих семей. В 80- е годы 77 % американских студентов получали различные виды финансовой помощи. Заметим, что из 156 университетов США 60 % являются государственными. При этом прослеживается следующая особенность финансирования вузов США: 60 % расходов в государственных вузах берет на себя государство; 15 % оплата обучения студентами; 5 - 6 % – благотворительные пожертвования частных фирм, ассоциаций выпускников. Еще 20 % – вузы зарабатывают научными разработками. Выделим это последнее принципиальное положение. При этом на одного исследователя в вузе США расходовалось 182 тыс. дол. в год, в Германии 140 тыс., Англии ─ 100 тыс., в Китае ─ 45 тыс., в России ─ 11 тыс. 4

     2). Сохранение бесплатного высшего образования (Франция, Скандинавия, Чехия, Венгрия). Но возможности такого пути иссякают. Так в Швеции с 2011 г. вводится платное обучение в вузах.

     3) Невысокая плата (300-500 евро за год) за обучение в большинстве вузов (Германия, Италия, Испания, Польша). 

     Концепция - 2020, Концепция модернизации образования  в РФ на 2006-2010 гг. называют следующие пути обеспечения доступности высшего образования: законодательное оформление доли бюджетных мест; внедрение и оптимизация ЕГЭ; доведение размера стипендиидо величины прожиточного минимума ; ограничение размеров платности обучения; целевое направлениев учебные заведения; расширение практики выдачи образовательных кредитов; сближение содержания школьного обучения и программы приема в вузы; расширение практики поступления в вузы через олимпиады.

   Итоги развития высшего образования в России  в 90-е гг. – в начале 21 в. неоднородны. Появился (сохранился) ряд вузов, не уступающих европейским стандартам: ВШЭ, МГУ, МФТИ. Но очевидно и другое: рост числа откровенно слабых частных вузов; снижение качества обучения; коррупция. Не случайно эпицентром вузовского роста стали Москва и Тюменская область ─ регионы концентрации финансовых потоков.

     Проблемами  государственных вузов стали: бесконтрольный  рост филиалов и факультетов (пример УПИ ─ показательный); старение корпуса преподавателей; падение престижа аспирантуры;  работа студентов и аспирантов не по специальности. Аспирантура из важнейшей формы послевузовской подготовки интеллектуальной элиты превратилась в конвейер  по изготовлению кандидатских диссертаций. Вопросы качества и уровня образования отошли на второй план. В результате проверок исполнения вузами действующих аккредитационных показателей министерство образования и науки в 2009 г. установило, что своим статусам не соответствуют 48% университетов, 52% академий и 59 % институтов5.

     Государство  в сфере образования выполняет  три основных функции управления:

  1. регулирование всей сферы образования;
  2. выступает как учредитель;
  3. руководит через региональные министерства сферой образования в субъектах РФ.

    С 2007 г. заметно активизировалась политика государства по следующим направлениям

     – Развитие сферы образования получило организационную базу в форме Нацпроекта «Образование» и Федеральной целевой программы на 2006-2010 гг; Концепции модернизации образования в РФ на 2006-2010 гг. Аналогичные программы приняты и на региональном уровне. Ежегодно на сайте министерства выкладываются отчеты отраслевого министерства.

     – Государство наращивало объем расходов на высшее образование. За 2000-2008 гг. номинальные расходы на  образование по консолидированному бюджету выросли в 8 раз (реальные – в 3 раза). Доля расходов на образование в консолидированном бюджете РФ увеличилась за эти же годы с 9,7 % до 11,8 %‚ а в ВВП – с 2,9 % – до 4,1% в 2008 г6. (Франция и США – 5,6; Англия – 5,3%). Но: кризис не миновал сферы образования:  в 2010 г. этот показатель составит 3,9 %, в 2012 г.  – 3,4 % ВВП7. Расходы на высшее образование в 2000-2008 гг. росли еще более быстрыми темпами (по консолидированному бюджету – (практически полностью через федеральный бюджет): с 24 млрд. руб.  до 295 млрд. руб.‚ а удельный вес во ВВП – с 0,3 % до 0,6 %. Этот показатель даже вырос в 2009 г. до 0,8 %‚ но снизился в 2010 г. до  0,7 %. Однако этот показатель в 2-3 раза ниже чем в РКС.

     –произошло усиление требований к акредитации вузов. В  2009 г. исчезли 22 частных вуза. Министрством образования и науки  в 2010 г. подготовлен новый закон «Об образовании», где намечены пути улучшения состояния высшей школы. В нем сформулированы критерии типа вуза (академия, университет, институт, колледж); намечена новая аккредитация всех вузов по четким критериям8.;

     – государство  в 2000 –2010 гг. приостановило снижение доли бюджетных мест: стабилизировав показатель  418 мест на 1000 абитурентов. В результате, если в 2000 г. на бюджетные места поступило 50 % абитурентов, то в 2009 г. –63‚5 % всех абитуриентов9; а в 2010 г. – 62 %.

     – программа образовательных кредитов. Эту тенденцию подкрепляет приказ министра  образования и науки (декабрь 2009 г.) в котором прописаны условия льготного образовательного кредитования по 500 наиболее востребованным специальностям10. С 15 июня 2010 г. в 90 вузах стартовала программа кредитов. Государство выделило 750 млн.руб. на 10 тыс кредитных линий. Срок кредита – 15 лет под 5 процентов. Но пока только 0,1 % студентов-бюджетников получила такие кредиты («Известия» 18 мая 2010 г. С.7);

Информация о работе Государственная политика в сфере высшего образования