Государственная политика в сфере высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:02, реферат

Описание

К концу 19 в. (1898 г.) в России действовало 52 высших учебных заведений. В них обучалось 26 166 студентов. Основу высшего образования составляли 9 университетов с 16204 студентами (в том числе: 6,7 тыс. студентов на юридических, 5 тыс. на медицинских, 3,6 тыс. на физико-математических факультетах). Правда на территории современной России их насчитывалось только четыре (СПБ, Московский, Казанский и Томский).

Содержание

1. Историческая справка.
2. 90-е – первое десятилетие 21 в. годы в сфере высшего образования.
3. Замысел реформы. Опыт реализации Болонского процесса в Европе.
4. Закон о двухуровневом образовании: проблемы и пути их решения.

Работа состоит из  1 файл

Государственная политика в сфере высшего образования.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

     – государство рекомендовало переводить студентов-платников на вакантные места на бюджетном отделении.

     –По инициативе президента Д.А.Медведева с 2010 г. начинается процесс сохранения юридических специальностей только в профильных вузах. 

     Позитивные сдвиги прослеживаются. В вузы Рособразования в 2009 г. 62 % абитуриентов поступили на общих основаниях‚ 29 % – по целевому приему‚ 6 % – как победители олимпиад‚ 3% –в качестве льготников. В планах на 2010 г. доля целевого набора сокращена до 20 %11. Дискуссия по роли и итогам ЕГЭ выявили как негативные‚ так и позитивные результаты‚ нуждающиеся в научном осмыслении 12. Сказанное не отменяет того факта‚ что ЕГЭ в действительности выступает как важнейший механизм, обеспечивающий более высокий уровень социальной доступности высшего образования.

   Последние полтора десятилетия принесли  первую  волну компьютеризации  процесса обучения; создание новых учебников; начало чтения новых курсов.  Высшее образование перестраивалось с учетом мировых тенденций, требований рыночной экономики. По сути, рождались новые вузы‚ новая вузовская политика и идеология‚ и наша УРАГС тому пример.

     Эти меры только обозначили намерения на позитивные перемены‚ с точки  зрения качества и доступности образования.

   Но  ясно одно: социально-экономический и социально-психологический кризис в стране не мог не отразиться на качестве системы высшего образования.

   Замысел реформы. Вхождение России в Болонский процесс имело вполне определенную цель: поднять планку нашего высшего образования до мирового уровня. Российское высшее образование должно стать частью формирующейся в Европе единой образовательной системы, основанной на общих принципах функционирования. Это предполагает один из двух путей:

    1.  Полное и бездумное принятие  всего того, что имеется в европейском образовании.

    2. Учет  лучших достижений ряда ведущих   европейских университетов  при  сохранении традиций отечественного  высшего образования, в первую  очередь его фундаментальности  и глубины.

          Собственно  говоря, в соответствии с Болонской  конвенцией предусматривается реализация к 2010 г. следующих основных направлений:

    ─ переход  на двухуровневую структуру (бакалавр-магистр) высшего образования. Магистерская степень должна обеспечивать доступ к аспирантуре;

    ─ введение системы легко сравнимых академических степеней за счет внедрения единого приложения к диплому выпускников вузов Европы;

    ─ принятие единой системы учета трудоемкости учебного процесса в кредитах;

    ─ повышение  мобильности студентов и преподавателей вузов; повышение эффективности  образовательных технологий;

    ─ снижение барьеров между университетским  и неуниверситетским сектором высшего образования.

      Выделим‚  как основополагающие‚  два тезиса Болонской конвенции: о построении экономики  знаний и  доступности высшего образования, вызванные соображениями социальной справедливости.

3. 19 июня 1999 г.  29 министров образования стран Европы  в Болонье подписали совместное заявление и приняли документ, провозгласивший становление европейского  образовательного пространства. «Зоны европейского высшего образования».  2010 г. рассматривался как срок завершения реализации этого мегапроекта13. Наша страна официально вступила в болонский процесс в сентябре 2003 г. Между тем, к концу 2010 г., по мнению специалистов, Европа весьма далека от решения сформулированных в Болонье задач. Почему?

1. Рост  многомиллионной армии студенчества  привел к непосильным расходам стран ЕС. С конца 90-х гг. государствам Европы пришлось пойти на непопулярные меры: сокращение государственного финансирования высшего образования (в сравнении с концом 80-х гг. оно сократилось на 30 %; введение оплаты обучения в ряде стран. Например, в Великобритании с 1998 г.; в начале 21в. частичную оплату обучения внедрили вузы Германии.

       Но как это выглядит в реальности? Есть высокопрестижные вузы, где плата за обучение относительно высока. Но в сравнении с зарплатами граждан оплата обучения посильна. Например, в большом количестве вузов Германии до осени 2007 г. плата взималась за проживание, проезд и питание (190 евро в семестр) и только с осени 2007 г. стала взиматься плата в 300 евро на младших и 500 евро на старших курсах. Это в среднем 10 ─ 15 % месячной зарплаты. Не изменилось положение и в кризисном 2009 г.

2. Наука, поддерживающая  вузы, столкнулась  с проблемой эффективности раньше, чем высшая школа, и в настоящее время даже фундаментальные исследования (в том числе посредством грантов) оказались вписаны в рыночную экономику. Это позволяет создавать группы преподавателей и студентов для решения конкретных проблем, которые выдвигает бизнес, власть, интересы армии, производства. В таком случае, необходимость реализации инновационных потенциалов может теснее сблизить процесс исследований и образовательный процесс. Здесь необходимы совместные действия университетов, бизнеса, национальных и региональных властных структур, по поиску заказов и собственным предложениям научно-практических разработок, позволяющих зарабатывать средства вузам и исполнителям. Это же позволит решить еще одну проблему. У выпускника вуза появляется опыт конкретной практической деятельности. Т.е. научно-производственная кооперация в сфере высшего образования опирается на ожидание взаимной выгоды сторон в процессе подготовки кадров. Бизнес и власть ждут новейшей научно-технической информации. Вузы ─ дополнительной финансовой поддержки собственным исследованиям, расширения стипендиальных фондов для бакалавров, магистров, преподавателей, а также гарантии  трудоустройства своих выпускников.  Говоря проще, дипломники должны решать в своей работе проблему, в которой заинтересована та или иная фирма или властная структура. Должен осуществляться и взаимообмен персоналом и информацией. В ряде стран в ученые советы университетов включают представителей бизнеса.

     Основная  тенденция высшего образования  в мире ─ перестройка университетского образования в направлении большей ориентации на запросы рынка образовательных услуг и промышленности; на расширение системы контрактов между вузами и заинтересованными инстанциями. В настоящий момент мобильность европейских студентов относительно низкая: в начале 21 в. только 2,3 % европейских студентов обучались в другой стране. Во многом это связано с,  во-первых, введением платности обучения; во-вторых, конкуренция с вузами США затруднительна в силу ряда причин (например, более выгодные условия обучения, возможность трудоустройства и высоко -развитым дистанционным образованием). Главное заключается в следующим. Сам Болонский документ являет собой лишь декларацию о намерениях и вовсе не основан на международном праве. Исходя из  этого, как ЕС в целом, таки страны участники Болонского процесса не связаны по отношению к нему обязательствами правового характера. Очевидно, что  2010 г. явно не окажется заключительным итогом болонского процесса. Таким образом, болонский процесс предстает лишь как одна из составляющих комплексного подхода к реформированию высшей школы. Он не самоцель, а лишь элемент в цепи усилий по построению экономики знаний.

       Конкретный  путь улучшения системы образования  демонстрирует Приоритетный Национальный проект (ПНП) «Образование».  ПНП «Образование» включает пять направлений: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии».

       ПНП «Образование» включает оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на реализацию программ развития не менее 30 вузам (на общую сумму 20 млрд. руб.) и 6 000 школ (на общую сумму 6,0 млрд. руб.), активно внедряющим инновационные образовательные программы. В 2007 г. в Екатеринбурге победителями конкурса стали УРГУ и УПИ. В 2006 ─ 2007 гг. почти 20 % школ УРФО в рамках нацпроекта получили грант в размере миллиона рублей 14.

       Формирование инфраструктуры инновационного образования предусматривает: развитие центров трансферта технологий, создаваемых на базе государственных научных центров РФ, высших учебных заведений, институтов РАН и отраслевых институтов; реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности; создание системы внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти для поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

       По  направлению «Создание национальных университетов и бизнес -школ мирового уровня» основными мероприятиями являются: создание в 2008 г. в России двух университетских центров на 30 тыс. мест каждый - в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес -школ по 500 мест каждая в городах Москва и Санкт-Петербург. На эти цели из федерального бюджета было выделено 3,0 млрд. руб. в 2006 г. и 6,0 млрд. руб. в 2007 г.; привлекаются средства субъектов РФ и частных инвесторов. Весной 2010 г. должно было завершиться создание Уральского федерального университета. Федеральные университеты должны стать центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня. Однако‚ создание федеральных университетов идет по команде сверху‚ без учета мнения вузовских преподавателей и администрации.

       Переход на двухуровневую систему для  России, совершается согласно нового федерального закона «О внесении изменений  в отдельные законодательные акты РФ в части установления уровней высшего профессионального образования» (принят Государственной Думой 11 октября 2007 г.; подписан президентом 24 октября 2007 г.) говорит о следующем: прием граждан на конкурсной основе производится отдельно для обучения по программам бакалавриата, подготовки специалистов, и программам магистратуры;  среднее профобразование может быть получено и в вузах; разрешаются ускоренные программы обучения; сроки обучения бакалавриата, подготовки специалистов, и программам магистратуры, соответственно, 4 года,5  и 6 лет;  прием по старым правилам в вузы продлится до 2010 г.

     Текст нового закона вызвал у специалистов и политиков ряд вопросов:

1. Переход  на бакалавриат предполагает  уменьшение количества учебных дисциплин и часов на них.

2. Дополнительную  нагрузку на рынок труда, куда  как минимум  на год раньше  придет массив бакалавров. В России  не сложился рынок, на котором  был бы востребованы  бакалавры.  В европейской трактовке бакалавриат  ─ эта ступень образования, предполагающая, что человек полностью готов к самостоятельной профессиональной деятельности на рынке труда. Следовательно, образовательные программы должны строиться на базе сужения преподавания за счет специализации профильных курсов. Такой подход противоречит традициям российской и советской высшей школы.

3. Подготовка  бакалавров в Европе базируется  на наличии 12-13 летней школы‚ где 13 класс, по сути, подготовительный курс к вузу.

4. Увеличение  разрыва между университетскими  и неуниверситетскими вузами, поскольку большинство последних просто не получат от министерства разрешения  на подготовку магистров.

5. Сокращение  количества преподавателей вузов  в силу сокращения  аудиторной нагрузки. Европейские стандарты высшего образования уже сегодня предполагают соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов на уровне 1: 3. Наш отказ от классического соотношения 1:1 пока не проработан как технологически (отсутствие достаточного числа компьютерных классов, посадочных мест в библиотеках, недостаток учебной литературы), таки ментально: отечественный студент без неусыпного контроля над ним не будет заниматься. 

6. Кредитная  система для студентов может  заслонить систему государственных образовательных стандартов. Последние должны оставаться.

7. Переход на двухуровневую систему для России по оценке ряда специалистов (ректор МГУ, МВТУ) вызывает тревогу, поскольку эта схема не подходит для инженерного и медицинского образования. 

       8. С первого курса, точнее, уже  при поступлении в вуз, студент  должен выбрать   для себя форму и содержание обучения сроком 4 года или 6 лет. Но пока готовы идти в бакалавры только 5 % опрошенных студентов. Однако в законе нет упоминания и численности магистрантов. Есть и такая проблема: по данным газеты «Известия» от 26 октября 2007 г. полное финансирование на подготовку по трем направлениям получат 20 элитных вузов. Еще 200 – на два уровня. Остальные 800 –только на подготовку бакалавров.

         К  2009 г.  только 11% вузов России занимались  подготовкой бакалавров, 3‚7% магистров, а 87‚3% продолжали заниматься подготовкой специалистов. В этом во многом  заключается показатель готовности высшей школы к переменам. В 2009 г. впервые министерство образования и науки  установило контрольные цифры приема: 79 тыс.чел.  на бакалавриат; 34 тыс. –в магистратуру.414 тыс. –на специалитет15.

       Выделим и такую проблему: выпускники учреждений профессионального образования, имея высокий образовательный потенциал, недостаточно привлекательны для работодателей из-за отсутствия опыта работы или несоответствия профессиональной квалификации. Около трети выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования не находят работу по специальности (в кризисный период на рынке труда около 40%). Качество подготовки специалистов в ряде учреждений профессионального образования продолжает отставать от требований, предъявляемых современным производством товаров и услуг. Расходы на профессиональное образование на предприятиях Свердловской области возросли в 2009 году по сравнению с 2007 годом на 10%, но составляют примерно 0,33 % к фонду оплаты труда, в то время как для расширенного воспроизводства рабочей силы необходимо около 1-1,5%. Уровень взаимосвязи образования, науки и бизнеса не отвечает задачам инновационного развития16.

Информация о работе Государственная политика в сфере высшего образования