Местное самоуправление в РФ: функции, предметы ведения, основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:47, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в выявить предметы ведения местного самоуправления, рассмотреть перспективы развития местного самоуправления.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• рассмотрение теоретических основ местного самоуправления;
• выявление предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления;
• раскрытие основных тенденций развития местного самоуправления.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы местного самоуправления в России 5
1.1. Понятие, принципы, особенности организации местного самоуправления ……............................................................................................5
1.2. Функции местного самоуправления ................................................11
2. Предметы ведения и полномочия органов местного самоупраления... .. 13
2.1. Общее понятие предметов ведения местного самоуправления …………………………….…………………………………….. .........................13
2.2. Правовое регулирование предметов ведения органов местного самоуправления 16
2.3 Понятие полномочий органов местного самоуправления и форма их реализации 17
3.Основные тенденции развития местного самоуправления в России ……………………….……….. ….......................................................................20
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

kursovayu_GMU.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

    4. Организация, содержание и развитие  муниципальных служб: предприятий  и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах.

    Муниципальные образования организуют, содержат и  развивают муниципальные учреждения образования, здравоохранения. К их ведению относится создание условий для деятельности учреждений культуры, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.

    Муниципальные образования создают условия  для организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.

    В ведении муниципальных образований  находятся также:

    • содержание и использование муниципальных жилищного  фонда и нежилых помещений;
    • создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
    • создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
    • организация, содержание и развитие муниципальных служб:

                       энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения                населения и муниципальных учреждений топливом;

    • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
    • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
    • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
    • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
    • организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
    • организация и содержание муниципальной информационной службы;
    • создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
    • организация и содержание муниципальных архивов;
    • обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
    • охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
    • обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

    5. Осуществление контроля за соблюдением  правовых актов муниципального образования, участие в контроле за соблюдением законодательства на территории муниципального образования.

    Муниципальные образования обеспечивают контроль за соблюдением своих уставов, общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования. В ведении муниципальных образований находятся вопросы контроля за использованием земель на территории муниципального образования. Муниципальные образования участвуют в охране окружающей среды на территории муниципального образования, а также осуществляют иную контрольную деятельность в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований.

    В ведении муниципальных образований  находятся также отдельные государственные  полномочия.

    Органы  местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Вместе с тем они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 

      1. Правовое  регулирование предметов  ведения

органов местного самоуправления 

    Вопросы правового регулирования предметов  ведения местного самоуправления, как  показывают зарубежный опыт, а также дореволюционная отечественная практика, могут решаться по-разному.

    Государство может установить для местного самоуправления, например, как это сделано во Франции, обязательные расходы, которые должны быть предусмотрены в местном  бюджете для решения тех или иных местных вопросов, а также запрещенные расходы. Расходы, которые для органов местного самоуправления носят во Франции обязательный характер, определяются Коммунальным кодексом.

    К ним относятся:

  • расходы на содержание персонала;
  • на содержание и на поддержание в хорошем состоянии коммунальных сооружений (коммунальных дорог, кладбищ, станций по очистке сточных вод и др.);
  • на создание, организацию и работу определенных государственных служб и др.

     Запрещенными  расходами для коммун являются те, что противоречат законодательству. Например, расходы, которые вторгаются в области, запрещенные для вмешательства со стороны коммун (дипломатия, национальная оборона и др.), расходы, которые противоречат местному общественному интересу (например, расходы, представляющие чисто частный интерес).

    Расходы, которые не являются ни обязательными, ни запрещенными, относятся к категории  “необязательных расходов”. Содержание этой категории разнообразно, ибо  оно меняется в зависимости от финансовых возможностей коммун. Например, коммуны вправе оказывать или не оказывать помощь предприятиям, увеличивать расходы на социальные нужды и т.д.

    В дореволюционной России практика правового  регулирования предметов ведения  законных органов характеризовалась  следующим.

    Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” содержит достаточно обширный перечень вопросов местного значения, которые отнесены к ведению муниципальных образований. Однако этот перечень не является исчерпывающим. Он может быть расширен законами субъектов Российской Федерации, относящими к вопросам местного значения и иные вопросы, которые муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

    Конкретный  перечень вопросов местного значения, относящихся к ведению муниципального образования, закрепляется в его уставе.

    Законами  субъектов Российской Федерации  разграничиваются предметы ведения  муниципальных образований в  том случае, если в границах территории муниципального образования (например, района) имеются другие муниципальные  образования (города, поселки, станицы и т.д.).

    Предметы  ведения между городским муниципальным  образованием и внутригородскими муниципальными образованиями, если таковые имеются, разграничиваются уставом города.

    Органы  государственной власти не вправе принимать  к своему рассмотрению и решать вопросы, отнесенные к ведению местного самоуправления: осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. 

      1. Понятие полномочий органов местного самоуправления и форма их    реализации

    Полномочия  выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления определяются, в соответствии с законодательством  о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований, а также  иными нормативными правовыми актами муниципальных образований (например, регламентом представительного органа местного самоуправления и др.). Большинство полномочий местного самоуправления реализуются органами и должностными лицами местного самоуправления, составляя их компетенцию.

    Полномочия  местного самоуправления определяют пределы  самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью.

   Следствием  их реализации являются возникновение, изменение, прекращение правомочий органов и должностных лиц местного самоуправления, а также прав и обязанностей предприятий, учреждений, организаций, иных юридических лиц и граждан.

   Полномочия  местного самоуправления можно подразделить на две группы:

    1. “Собственные”  полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признает за муниципальными образованиями государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

    2. Отдельные  государственные полномочия, которыми, могут законом наделяться органы местного самоуправления.

   Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется, согласно закону, только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом соответствующим законом определяются условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления данных полномочий.

    Органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

    Органы  местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

    Муниципальные органы самостоятельно решают вопросы  местного значения. Эта самостоятельность по-разному реализуется ими в соответствующих сферах, но в главном она предполагает, что органы местного самоуправления в рамках, установленных законом, действуют свободно, исключается санкционирование, подтверждение или отмена актов, принятых ими в пределах ведения. В интересах дела данные органы координируют свою деятельность с органами государственной власти и иными муниципальными органами.

    Органы  местного самоуправления могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде. Согласно упомянутому Федеральному закону они вправе в установленном порядке совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, любые сделки; создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации; определять цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, регулировать цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждать их уставы, назначать и увольнять руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивать отчеты об их деятельности; использовать собственные материальные и финансовые средства при размещении муниципальных заказов на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту социальной инфраструктуры и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 
 

    В целях разрешения имеющихся проблем Президентом Российской Федерации в 2002 г. была создана Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Комиссией были подготовлены проекты федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

    Принятие 6 октября 2003 г. новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" стало значительным этапом в развитии правовых основ местного самоуправления в России. По существу, данный Федеральный закон стал основой проведения широкомасштабной реформы местного самоуправления в Российской Федерации.

Информация о работе Местное самоуправление в РФ: функции, предметы ведения, основные тенденции развития