Основные теории местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:14, курсовая работа

Описание

Исследование происхождения и сущности любого социального явления должно начинаться с анализа той его фазы, на которой оно возникает и демонстрирует свои потенциальные возможности, а в дальнейшем и ведущие признаки.
Целью курсовой работы является рассмотрение предпосылок, условий возникновения и существенных признаков теорий местного самоуправления.
Задачей курсовой работы является попытка осветить основные теоретические взгляды на понятие местного самоуправления и особенности различных теорий местного самоуправления, а также попытка определения теории, оказавшей наибольшее влияние на формирование современного местного самоуправления.

Работа состоит из  1 файл

мест самоупр.docx

— 51.54 Кб (Скачать документ)

 

Введение

Исследование происхождения и  сущности любого социального явления  должно начинаться с анализа той  его фазы, на которой оно возникает  и демонстрирует свои потенциальные  возможности, а в дальнейшем и  ведущие признаки.

Генезис и становление местного самоуправления связаны с формированием централизованных государств. Самоуправленческие и государственные начала общественного управления следовали в общем русле изменений социально-экономических и политических процессов, переплетаясь и синтезируясь в единый институционально-нормативной комплекс публичной власти.

История идей формирования системы регламентирования местного самоуправления свидетельствует о том, что в процессе развития государственности возникали различные теории местного самоуправления, которые по-разному объясняли его политико-правовую природу. Данные теории историчны, поскольку они создавались на основе практического опыта как отдельно взятого государства, так и группы стран и различались по способу формирования местных учреждений, по характеру и количеству дел, им подведомственных, а также по характеру взаимоотношений с центральной властью.

Актуальность темы данной курсовой работы определяется огромной ролью  местного самоуправления в экономической  и политико-правовой жизни общества, в становлении институтов демократического государства. Так, в современной  России местное самоуправление поднято  на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами  почти все стороны демократической  организации местной жизни, местное  самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать государственную власть, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

Целью курсовой работы является рассмотрение предпосылок, условий возникновения и существенных признаков теорий местного самоуправления.

Задачей курсовой работы является попытка  осветить основные теоретические взгляды  на понятие местного самоуправления и особенности различных теорий местного самоуправления, а также  попытка определения теории, оказавшей  наибольшее влияние на формирование современного местного самоуправления.

 Понятие местного  самоуправления, система его органов,  связь этих органов с населением  и центральными органами власти  исследовали еще русские правоведы начала XX века. А.Д.Градовский, И.И.Евстихиев, Н.И.Лазаревский, М.И.Свешников и др. Одни русские юристы определяли самоуправление как новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании делами, в вверенными местным административным органам. Другие утверждали, что самоуправление - результат столкновения разных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью правительства. В трудах современных ученых С. А. Авакъяна, В. М. Баглая, О. Е. Кутафина, В. И. Фадеева и др. рассматриваются    вопросы    осуществления    отдельных    полномочий органов местного самоуправления, предметов ведения.

Структура органов местного самоуправления является предметом  исследования  В.В.Володина,  В.Л.Ясюнуса,  Ю.А.Тихомирова,  А.Широкова, С.Юрковой и др.

 

 

 

 

 

 

    1. Основные теории и концепции местного самоуправления в РФ и за рубежом

 

Термин "местное самоуправление" впервые получил юридическое  закрепление в Законе СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" 1990 г. Согласно данному Закону местное  самоуправление должно было осуществляться в границах административно-территориальных  единиц, а в качестве основы местного хозяйства закреплялась коммунальная собственность.

Затем понятие "местное  самоуправление" было применено  в Декларации о государственном  суверенитете РСФСР, принятой I Съездом  народных депутатов 12 июня 1990 года. Провозглашая цель создания правового демократического государства, Декларация подразумевала  реформирование всего государственного механизма и создания на местах новой  власти - местного самоуправления.

В Конституцию РСФСР термин "местное самоуправление" был  включен в 1991 году. Законом РСФСР  от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном  самоуправлении в РСФСР" местное  самоуправление отождествлялось с  деятельностью представительных органов - местных Советов народных депутатов - и образуемых ими исполнительных органов власти.

До Конституции 1993 года органы местного самоуправления рассматривались  в качестве органической части системы  государственной власти. С принятием  Конституции РФ, определившей роль местного самоуправления в системе  управления делами государства, как  способа и формы народовластия  на муниципальном уровне, утвердились  современные конституционные основы местного самоуправления.

На разных этапах развития отечественной и зарубежной истории  термины "муниципальное управление", "местное самоуправление" понимались по-разному - в зависимости от роли государства и места муниципального управления в обществе. Разные подходы к природе муниципального управления позволили создать различные теории местного самоуправления. Под теориями местного самоуправления понимаются отечественные и зарубежные учения о возникновении и эволюции муниципального управления (местного самоуправления) как децентрализованной формы управления, а также теоретические концепции местного самоуправления. В мировой истории наиболее были распространены такие теории, как теория свободной общины, общественная теория самоуправления, государственная теория управления, теория дуализма муниципального управления, а также хозяйственная, политическая, юридическая и другие теории.

Считается, что впервые  идеи организации общинного управления были выражены французским политическим деятелем Турэ в 1790 году. Именно он сформулировал такие основные понятия, как:

1) понятие об общинных  делах, присущих по своей природе  муниципальному управлению изначально;

2) понятие о делах государственных,  которые передаются государством  органам местного самоуправления1.

Впоследствии эти идеи нашли отражение в Конституции Бельгии и получили развитие в различных теориях муниципального управления и самоуправления.

Наиболее полные определения  местного самоуправления стали появляться в середине XIX века одновременно в  России и ряде зарубежных стран. Одним  из первых, кто сформулировал целостную  концепцию самоуправляемых общин, был французский государственный  деятель, историк и литератор  А. де Токвиль. Центральной идеей в концепции Токвиля является мысль о том, что первоначальным источником власти в стране является не государство в лице своих представительных органов, а индивиды, добровольно объединившиеся в общины и сами управляющие своими собственными делами. Центральное правительство рассматривалось как своеобразная сдерживающая инстанция, к помощи которой следует прибегать лишь в крайних случаях, когда личная инициатива представителей общины бессильна. А. де Токвиль, высоко оценивая общественные свободы, в своей книге "Демократия в Америке" писал: "Общинные институты играют для установления независимости ту же роль, что и начальные школы для науки; они открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой. Без общинных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свобод она так и не приобретет. Скоропреходящие страсти, минутные интересы, случайные обстоятельства могут создать лишь видимость независимости, однако деспотизм, загнанный внутрь общественного организма, рано или поздно вновь появиться на поверхности" 2.

В связи с проведением реформы местного самоуправления в Российской Федерации достаточно много внимания уделяется зарубежному опыту организации местной власти, и в частности зарубежным моделям местного самоуправления.

Модель местного самоуправления - это система горизонтальных и  вертикальных взаимосвязей между субъектами местного самоуправления. Впервые местное  самоуправление было юридически оформлено  в Риме в первом веке до нашей  эры. В настоящее время практически  каждая страна имеет свою модель местного самоуправления. Основными зарубежными  моделями по праву считают англосаксонскую  и континентальную модели местного самоуправления.

Англосаксонская модель местного самоуправления - современная зарубежная система местного самоуправления, возникшая  в Великобритании и действующая  в настоящее время в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Для нее характерны следующие черты:

1) децентрализация управления;

2) многоуровневость модели местного самоуправления (существование двух, а иногда и трех уровней местного самоуправления);

3) высокая степень автономии  различных уровней власти;

4) четкое определение  компетенции органов каждого  уровня;

5) выборность ряда должностных  лиц местного самоуправления;

6) полномочия органов  местного самоуправления определяются  на основе позитивного принципа  правового регулирования (принцип  inter vires). Принцип inter vires (от лат. действовать в пределах своих полномочий) получил свое воплощение в правиле Дилона. Это правило предоставления полномочий местным органам власти, по которому муниципальные органы вправе делать лишь то, что им прямо разрешил закон (разрешено лишь то, что прямо предписано);

7) отсутствие на местах  контролирующих органов, представителей  центральной власти;

8) осуществление косвенного  контроля с помощью финансовых  рычагов и через судебные органы;

9) муниципализация многих  служб (например, передача служб  из частного сектора в ведение  муниципалитета) и т.п.

Континентальная модель местного самоуправления - это современная  зарубежная модель местного самоуправления, возникшая во Франции и действующая  в настоящее время в Континентальной  Европе, во Франции, Африке, Латинской  Америке, на Ближнем Востоке. Для  данной модели характерны следующие  основные черты:

1) высокая степень централизованного  управления;

2) многоуровневость модели местного самоуправления;

3) подчинение нижестоящего  уровня власти вышестоящему уровню;

4) отсутствие четкого  определения компетенции органов  каждого уровня (бывает, что одни и те же вопросы в одних регионах решают выборные органы местной власти, а в других - представители государственной власти);

5) сочетание выборности  и назначаемости местных органов  власти;

6) принцип ultra veries (от лат. действовать с превышением полномочий), воплотившийся в правиле негативного регулирования. Правило негативного регулирования - правило предоставления полномочий местным органам власти, согласно которому муниципальным органам разрешены все действия, прямо не запрещенные законом и не относящиеся к компетенции других органов (разрешено все то, что не запрещено);

7) сочетание государственного  управления и местного самоуправления  в пределах одних административно-территориальных  единиц;

8) осуществление прямого  контроля за деятельностью местных органов власти с помощью контролирующих органов;

9) муниципальная служба  рассматривается как разновидность  государственной службы.

Остальные зарубежные модели - немецкая, итальянская, японская и  т.п. рассматриваются как смешанные  формы англосаксонской и континентальной  моделей местного самоуправления, т.к. в них присутствуют признаки и  той и другой системы и, кроме  того, собственные особенности.

Например, Германия является федеративным государством, поэтому  структура государственного управления состоит из трех независимых уровней: федеральное управление, земельное  управление и коммунальное управление. Каждый из уровней власти обладает собственным автономным кругом задач.

Коммунальное управление, в свою очередь, также подразделяется на три уровня: общинное, районное и  надрайонное. Местное самоуправление означает выполнение местными органами в соответствии с законом под свою ответственность собственные и возложенные на них государственные задачи. Общины являются главным субъектом коммунального управления. Задачи, стоящие перед органами управления общин, подразделяются на два вида:

1) собственные задачи. К  ним относятся как обязательные  задачи (например, строительство и  эксплуатация школьных зданий, пожарная  охрана, содержание дорог, санитарный  надзор), так и добровольные (в  том числе строительство объектов  социально-культурного назначения: библиотек, музеев, домов престарелых,  спортивных площадок и т.п.);

2) задачи, делегированные  органами государственной власти.

Таким образом, местные органы власти выполняют функции и как  институты самоуправления, и как  государственные органы в рамках делегированных им полномочий.

В ряде стран Латинской  Америки (Аргентине, Мексике, Колумбии, Бразилии) существует иберийская модель местного самоуправления. В странах  с социалистическим строем (Куба, КНР) сохранилась советская модель местного управления. В развивающихся странах (Индия, Малайзия, Кения) получило свое распространение прямое государственное  управление на местах. В мусульманских  странах система местного самоуправления основана на религиозном подходе.

Различны также и способы  формирования местных органов власти. Наибольшее распространение получили следующие организационные формы:

Информация о работе Основные теории местного самоуправления