Местное самоуправление в РФ: функции, предметы ведения, основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:47, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в выявить предметы ведения местного самоуправления, рассмотреть перспективы развития местного самоуправления.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• рассмотрение теоретических основ местного самоуправления;
• выявление предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления;
• раскрытие основных тенденций развития местного самоуправления.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы местного самоуправления в России 5
1.1. Понятие, принципы, особенности организации местного самоуправления ……............................................................................................5
1.2. Функции местного самоуправления ................................................11
2. Предметы ведения и полномочия органов местного самоупраления... .. 13
2.1. Общее понятие предметов ведения местного самоуправления …………………………….…………………………………….. .........................13
2.2. Правовое регулирование предметов ведения органов местного самоуправления 16
2.3 Понятие полномочий органов местного самоуправления и форма их реализации 17
3.Основные тенденции развития местного самоуправления в России ……………………….……….. ….......................................................................20
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

kursovayu_GMU.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

    Одной из основных задач проводимой в стране реформы федеративных отношений и местного самоуправления было установление такого разграничения полномочий, при котором интересы граждан были бы на первом месте, а публичные услуги были бы максимально доступны для них.

    Это позволяет говорить о следующей конструкции взаимоотношений гражданина и всех уровней публичной власти. Вопросы, имеющие общефедеральное значение, естественно, должны решаться федеральными органами государственной власти. Вопросы, которые требуют концентрации сил и ресурсов (включая финансовые) в субъекте Федерации, должны решаться региональной властью. В первую очередь это вопросы социальной политики, оказания мер социальной помощи отдельным категориям граждан, проживающих в соответствующих субъектах Российской Федерации. Это относится также и к координации деятельности муниципальных образований и осуществлению межмуниципальных программ в ряде сфер (например, в области физической культуры и спорта). Иными словами, вопросы региональной власти - это те вопросы, где нет необходимости ежедневно опекать гражданина.

    И лишь те вопросы, которые непосредственно  касаются гражданина в его повседневной жизни, должны решать органы местного самоуправления. Это позволит осуществлять действенный контроль гражданами за предоставлением им публичных услуг.

    Необходимо  заметить, что в начале проведения муниципальной реформы органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  во многом отказались от нее, и их полномочия в сфере местного самоуправления были значительно ограничены. Хотя Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был предусмотрен достаточно большой переходный срок (более двух лет), не все субъекты Российской Федерации оказались готовы к его вступлению в силу в полном объеме с 2006 г.

    Поэтому был принят Федеральный закон  от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ. Им были внесены  изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", который теперь в полном объеме вступает в силу с 1 января 2009 г. До этого срока устанавливается переходный период. В переходный период законом субъекта Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений. Принятие указанных Законов субъектов Российской Федерации осуществлялось до 1 января 2006 г. С 1 января 2006 г. до окончания переходного периода указанные Законы субъектов Федерации принимаются не позднее чем за три месяца до начала очередного финансового года и не могут быть изменены в течение финансового года.

    Таким образом, субъектам Российской Федерации  предоставлено право на достаточно длительное время самостоятельно решать вопрос о законодательном определении  порядка решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в переходный период. При этом может быть предусмотрено решение вопросов местного значения низового звена местного самоуправления (вновь образованных поселений) органами местного самоуправления муниципальных районов.

    На  практике не всегда удается осуществить точное исполнение запланированных реформ. Не стала здесь исключением и муниципальная реформа. Этим в том числе объясняются неоднократные изменения и дополнения Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

    Существенное  изменение организации деятельности местного самоуправления, предусмотренное  новым Федеральным законом, потребовало  внесения соответствующих изменений  в федеральные законы, регламентирующие деятельность местного самоуправления в смежных отраслях. Это прежде всего касается финансового, налогового, земельного, гражданского законодательства и др. Итогом этой работы должно стать создание достаточной финансово-экономической базы местного самоуправления в Российской Федерации.

    Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается весьма большое увеличение регламентации  отдельных аспектов местного самоуправления муниципальными правовыми актами. Но далеко не все муниципальные образования (особенно небольшие) обладают достаточными возможностями для должной подготовки муниципальных правовых актов. Поэтому со стороны государства необходим комплексный подход к этой проблеме, в том числе особое внимание необходимо уделять обучению и подготовке кадров, финансовому обеспечению. Необходима также здесь и консультационная помощь субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям со стороны федеральных органов государственной власти и научных центров, включая разработку модельных актов для местного самоуправления.

    Также федеральным и региональным органам  государственной власти целесообразно  разрабатывать модельные (типовые) муниципальные правовые акты городского округа, муниципального района, поселения. В данных документах в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных и региональных законов должны содержаться необходимые положения по решению вопросов местного значения, оптимизации взаимоотношений органов и должностных лиц местного самоуправления, что будет способствовать более результативному участию населения муниципального образования в решении вопросов местного значения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В настоящее время Россия находится  в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

     На  современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.

Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

     Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.  Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

     Современная модель организации местного самоуправления, в отличии от централизованной системы  управления способствует приближению  власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

     Функции местного самоуправления – это основные направления деятельности органов  или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению поставленных целей и задач. Иногда функции именуются вопросами местного значения. В функциях местного самоуправления выражается его сущность, та роль, которую органы местного самоуправления играют при решении вопросов местного значения, удовлетворении потребностей населения и повышения качества его жизни, а также развитии муниципального образования.

    Одной из основных задач проводимой в стране реформы федеративных отношений  и местного самоуправления было установление такого разграничения полномочий, при котором интересы граждан были бы на первом месте, а публичные услуги были бы максимально доступны для них.

    Это позволяет говорить о следующей  конструкции взаимоотношений гражданина и всех уровней публичной власти. Вопросы, имеющие общефедеральное значение, естественно, должны решаться федеральными органами государственной власти. Вопросы, которые требуют концентрации сил и ресурсов (включая финансовые) в субъекте Федерации, должны решаться региональной властью. В первую очередь это вопросы социальной политики, оказания мер социальной помощи отдельным категориям граждан, проживающих в соответствующих субъектах Российской Федерации. Это относится также и к координации деятельности муниципальных образований и осуществлению межмуниципальных программ в ряде сфер (например, в области физической культуры и спорта). Иными словами, вопросы региональной власти - это те вопросы, где нет необходимости ежедневно опекать гражданина.

    И лишь те вопросы, которые непосредственно  касаются гражданина в его повседневной жизни, должны решать органы местного самоуправления. Это позволит осуществлять действенный контроль гражданами за предоставлением им публичных услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Конституция Российской Федерации, 2003 г.
  2. Чиркин В. Е. Государственное и муниципальное управление. - М.: “Юрист”, 2004. – 21с.  
  3. Кутафин О. Е., Фадеев В.И. Муниципальное право. Учебник. 2-е изд. перераб и дополн. - М.: Юрист, 2004. – 559 с.
  4. Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000. - 383с.
  5. Бондаря Н.С. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. / Под ред. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юнити; Закон и право. 2003. – 559с.
  6. Ковешников Е.М., Дубинин А.В. Муниципальное право России. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 176с.
  7. Верещагин, Д.А. Основы госслужбы в Российской федерации / Д.А., Верещагин. – СПб.: «Герес», 2007. – 210с.
  8. Федеральный закон РФ № 131-ФЗ от 23 июня 2004 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  9. Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов. – М.: Юридическая литература, 1998. – 8с.
  10. ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления” №131-ФЗ от 6 октября 2003. – Ст.1
  11. Уткин Э.А.,  Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. – М.:  ЭКМОС, 2001. -  71с.
  12. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации.- М.: Юрист, 2004.- 42с.
  13. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. – Саратов: Форум, 2007.– 15с.
  14. Козлова Ю.М., Попова Л.Л. Административное право.- М.: Юристъ, 2002. – 12с.
  15. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: Изд-во "Проспект", 2004. - 17 – 18с.
  16. Дмитриева Ю.А. Муниципальное право.- М.: Изд-во "Эксмо", 2005. – 120с. 
  17. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. – Саратов:Форум, 2007.– 100с.
  18. Кутафин О.Е. Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: Учебник. – М.: Юрист, 2000. – 228с.

Информация о работе Местное самоуправление в РФ: функции, предметы ведения, основные тенденции развития