Местное самоуправление в РФ: функции, предметы ведения, основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:47, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в выявить предметы ведения местного самоуправления, рассмотреть перспективы развития местного самоуправления.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• рассмотрение теоретических основ местного самоуправления;
• выявление предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления;
• раскрытие основных тенденций развития местного самоуправления.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы местного самоуправления в России 5
1.1. Понятие, принципы, особенности организации местного самоуправления ……............................................................................................5
1.2. Функции местного самоуправления ................................................11
2. Предметы ведения и полномочия органов местного самоупраления... .. 13
2.1. Общее понятие предметов ведения местного самоуправления …………………………….…………………………………….. .........................13
2.2. Правовое регулирование предметов ведения органов местного самоуправления 16
2.3 Понятие полномочий органов местного самоуправления и форма их реализации 17
3.Основные тенденции развития местного самоуправления в России ……………………….……….. ….......................................................................20
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

kursovayu_GMU.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По  дисциплине: «Система государственного и   муниципального управления»

На  тему: «Местное самоуправление в РФ: функции, предметы ведения, основные тенденции развития» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Магадан

2011

 

      СОДЕРЖАНИЕ: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Управление  городом осуществляется местными органами власти, которые не входят в систему  органов государственной власти. Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя, принципы которого закреплены в Конституции РФ и в федеральных законах. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные и исполнительные органы, которые наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Задача органов местного самоуправления – рационально управлять объектами управления с целью удовлетворения потребностей населения и повышения их жизненного уровня.

     Управление  городом становится все более  сложным и менее надежным: решение острых городских проблем традиционными методами управления все чаще не дает удовлетворительных результатов. Дефекты в системе управления городом могут привести к снижению качества жизни горожан, к застою, или даже к регрессу городского развития и деградации городской среды. Городское управление должно обеспечивать социально-экономическое развитие и соответствовать сложности самого города как объекта управления.

     Особую  актуальность данной проблемы на современном  этапе придают следующие обстоятельства:

     - необходимость преодоления существующей  политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;

     - потребность  в  развитой органов правоохраны в субъектах Российской Федерации.   Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти, осуществление ими правоохраны, а также их взаимодействия с органами внутренних дел;

- острота проблемы укрепления российской государственности, и роли местного самоуправления в системе правоохраны. Демократическая система власти способна сохранить централизованное государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных структур управления.

     Цель  курсовой работы состоит в выявить предметы ведения местного самоуправления, рассмотреть перспективы развития местного самоуправления.

     В соответствии с указанной целью  поставлены и решаются следующие задачи:

     • рассмотрение теоретических основ местного самоуправления;

     • выявление предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления;

     • раскрытие основных тенденций развития местного самоуправления.

    Объектом  исследования является: муниципальное самоуправление в РФ

    Предмет: функции, предметы ведения, основные тенденции развития местного самоуправление в РФ.

 

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
    1. Понятие, принципы особенности организации местного самоуправления 

     Местное самоуправление в России имеет глубокие корни, которые уходят в догосударственные образования восточных славян с их патриархальным самоуправлением. Традиции вечевого самоуправления отмечают первые русские летописи в древнейших городах – избрание (приглашение на княжение) главного должностного лица города.

     Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое по-разному трактуется в разных источниках. Так, в Европейской Хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г. под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения1.

     В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций2. Новый Федеральный закон определяет местного самоуправления не через «деятельность населения», а через «форму осуществления народом своей власти». Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ст. 3 Конституции Российской Федерации.

     Местным самоуправлением называется организация  власти на местах, предполагающая самостоятельное  решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной  собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти3.

     Началом становления местного самоуправления в Российской Федерации считается  принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, признавшей местное  самоуправление одной из основ конституционного строя и установившей принципиальные положения о местном самоуправлении, соответствующие сложившимся общемировым традициям и Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1999 г.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Государством гарантируется организационная обособленность органов муниципальной власти, признается и защищается муниципальная собственность. Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, обжаловать в суде решения и действия органов местного самоуправления, самостоятельно решать вопросы местного значения, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

     В Конституции Российской Федерации  перечислены важнейшие вопросы  местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.

     Положения Конституции Российской Федерации, определяющие основные принципы осуществления местного самоуправления, явились результатом осмысления отечественного опыта организации местной власти с учетом сформулированных в Европейской Хартии местного самоуправления принципов законности, децентрализации управления, самоорганизации граждан, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем наиболее эффективно их реализовывать, при максимальном приближении к потребителям услуг.

     Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это обозначает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.

     Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой позитивной ответственности, которая обозначает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов.

     Местное самоуправление функционирует на основе определенных принципов. Принципы (лат. principium – первоначало, основа) – это основополагающие начала, закономерности, отношения взаимосвязи между элементами.

     Принципы  местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов местного самоуправления4. Выделяют два вида принципов местного самоуправления:

  • Принципы общие – начала, характерные не только для системы местного самоуправления, но и для всей системы государственной власти в целом. К ним относятся: принцип народовластия, демократии, законности, гласности и т.д.
  • Принципы специальные – начала, характерные только для системы местного самоуправления, позволяющие говорить о ее единстве и уникальности. К ним относятся:

     1) принцип самостоятельности;

     2) принцип ответственности органов  и должностных лиц местного  самоуправления перед населением  муниципального образования, государством  и юридическими лицами;

     3) принцип социальной направленности  деятельности местного самоуправления;

     4) принцип сочетания коллегиальности  и единоначалия;

     5) принцип государственной поддержки  местного самоуправления и другие.

     Принцип самостоятельности является наиболее важным в организации и осуществлении местного самоуправления. Под самостоятельностью в российском законодательстве понимается, во-первых, организационная самостоятельность органов местного самоуправления. Данное положение закреплено в конституционном требовании: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»5. Во-вторых, население муниципального образования самостоятельно в определении структуры собственных органов местного самоуправления. В-третьих, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В-четвертых, понятие самостоятельности предполагает экономическую самостоятельность местного самоуправления. В Российской Федерации и она обеспечивается прежде всего наличием муниципальной собственности. Наконец, финансовую самостоятельность местного самоуправления обусловливают наличие местного бюджета, внебюджетных фондов, местные налоги и сборы, право органов местного самоуправления на участие в кредитных отношениях.

     Вторым  по значимости является принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Ответственность – неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженных в санкциях правовых норм. Выделяют ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

     Принцип гласности – принцип, основные требования которого:

     1) обеспечение информированности  граждан о решениях органов  государственной власти и органов  местного самоуправления;

Информация о работе Местное самоуправление в РФ: функции, предметы ведения, основные тенденции развития