Функции местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:26, реферат

Описание

Несмотря на срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент России. Например, в послании 2006 года Президент России В.В. Путин подчеркивает, что «в течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления». Для организации местного самоуправления должны быть «единые правила, поскольку Россия - единая страна», отметил президент. Вместе с тем, глава государства подчеркнул, что «должно быть учтено «все многообразие» регионов и территорий».

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
§1. Законодательные основы местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . 5
§2. Предметы ведения местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
§3. Понятие функций местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
§4. Функции местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Работа состоит из  1 файл

реферат по МСУ (функции мсу) печать.docx

— 30.47 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

§1. Законодательные основы местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . 5

§2. Предметы ведения местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

§3. Понятие функций местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

§4. Функции местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . 12

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Самоуправлять - значит самим устанавливать, корректировать, изменять правила и нормы функционирования и развития общества и отдельных его структур: предприятий, организаций, поселений и д.р

Самоуправление  с внешней стороны характеризуется  обособленностью, автономией по отношению  к воздействию извне.

Самоуправление  с внутренней стороны понимается как самоуправление, соучастие, взаимодействие в управлении, совместная деятельность по управлению. Участвуя в управлении, человек наиболее полно может  проявить свою инициативу, творческую активность, политическую и гражданскую  зрелость, социальную ответственность.

 Действительным, эффективным может быть самоуправление, если становление его идет "снизу", а не "сверху" Самоуправление  как движение "снизу" предполагает  достаточно высокий уровень самосознания, самооценки личности Стремление  личности к самоуправлению складывается  из многих факторов:

а) существование  потребности в самореализации. Самореализация даже в отдельной, конкретной сфере  деятельности неизбежно приводит к  осознанию общих целей и задач, взаимосвязи и взаимообусловленности  общего и частного;

б) степень  информированности личности о целях, программах, перспективах развития данного  коллектива;

в) наличие  конкретной установки на участие  в управлении. Она может формироваться  как самой личностью, так и  целенаправленно обществом.

 Не  принимая участия в управлении, человек отчуждается от общих  целей и задач, обнаруживает, что  за него все решается и навязывается "сверху", он чувствует себя "винтиком" в большом механизме,  а не тем, кто может помочь  этому механизму отлажено и  бесперебойно работать. Поэтому самоуправление выступает важнейшим фактором формирования социально активной и ответственной личности.

Современное самоуправление в России находится  на стадии становления. Этот процесс  шёл на протяжении, по меньшей мере, десяти лет и довольно динамично  продолжается сегодня.

Несмотря  на срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих  посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент  России. Например, в послании 2006 года Президент России В.В. Путин подчеркивает, что «в течение длительного времени  федеральная власть практически  не уделяла внимания проблемам местного самоуправления». Для организации  местного самоуправления должны быть «единые правила, поскольку Россия - единая страна», отметил президент. Вместе с тем, глава государства  подчеркнул, что «должно быть учтено «все многообразие» регионов и территорий».

Целью данной работы является раскрытие темы: «Функции местного самоуправления».

Поставленная  цель потребовала решения следующих  задач: проанализировать суть и понятие местного самоуправления; изучить принципы и функции самоуправления.

 

 

§1.Законодательные основы местного самоуправления.

В России развитие местного самоуправления привело  к земской(1864г.) и городской (1870г.) реформам, которые создали децентрализованную систему местного самоуправления. На местном уровне существовало как самоуправление, так и государственное управление, между которыми нередко возникали разногласия. Социалистическое государство уничтожило местное самоуправление, установив жесткую централизованную систему управления.

Его возрождение  началось с принятием в 1990г. союзного, в 1991г. российского законов о местном  самоуправлении. Эти указы прекращали деятельность прежних местных Советов, а их функции временно возлагали на исполнительные органы в системе местного самоуправления. 28 августа 1995г Президентом был подписан ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который определил роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, установил общие принципы организации местного самоуправления в РФ.

Однако  со временем выявился ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы  местного самоуправления. В связи  с этим с 2003г. начала проводиться  реформа всей системы; новый ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г. вступил в силу в  основных положениях с 1 января 2006г.

Основные  положения нового закона направлены на изменение принципов территориальной  организации местного самоуправления. Единые принципы организации для  всех субъектов РФ позволяет реализовать на местном уровне новую систему межбюджетных отношений между субъектами РФ и муниципальными образованиями. Законодательно определяется процедура передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, исключающая возникновение не финансируемых мандатов и предусматривающая необходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления, по эффективному исполнению указанных полномочий.

Правовая  база местного самоуправления была существенно  укреплена с принятием в 1996г. федеральных  законов «Об обеспечении конституционных  прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»  ( в редакции от 22 июня 1998г.), « Об основах муниципальной службы в РФ» (в редакции от 25 июля 2002г.). В большинстве субъектов РФ приняты собственные законы.

Конституция РФ содержит специальную главу о  местном самоуправлении из четырех  статей (ст.130-133). Однако ряд положений  входит в число основ конституционного строя (ст.12), а кроме того, содержится в ст. 8, 9. 15, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 68 Основного  закона.

§2. Предметы ведения местного самоуправления.

Пределы самостоятельности органов местного самоуправления относительны и должны выражаться в разграничении полномочий и сфер компетенции властей центра и мест, то есть в обособленности круга дел, предоставленных местному самоуправлению.

Смысл ст. 12 Конституции РФ не в том, что  местное самоуправление не входит в  систему государственной власти и отделено от нее. Это означает лишь, что для муниципальной власти определено свое поле деятельности, свои полномочия и строго определенные функции в государстве. Все вышеперечисленное определено в ст. 6 Закона.

Согласно  этой работе в ведении муниципальных  образований находятся вопросы  местного значения, а также отдельные  государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

К вопросам местного значения относятся:

1) принятие  и изменение уставов муниципальных  образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью;

3) местные  финансы, формирование, утверждение  и исполнение местного бюджета,  установление местных налогов  и сборов, решение других финансовых  вопросов местного значения;

4) комплексное  социально-экономическое развитие  муниципального образования;

5) содержание  и использование муниципальных  жилищного фонда и нежилых  помещений;

6) организация,  содержание и развитие муниципальных  учреждений дошкольного, основного  общего и профессионального образования;

7) организация,  содержание и развитие муниципальных  учреждений здравоохранения, обеспечение  санитарного благополучия населения;

8) охрана  общественного порядка, организация  и содержание муниципальных органов  охраны общественного порядка,  осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование  планировки и застройки территорий  муниципальных образований;

10) создание  условий для жилищного и социально-культурного  строительства;

11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

12) регулирование  использования водных объектов  местного значения, месторождений  общераспространенных полезных  ископаемых, также недр для строительства  подземных сооружений местного  значения;

13) организация,  содержание и развитие муниципальных  энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

14) организация  снабжения населения и муниципальных  учреждений топливом;

15) муниципальное  дорожное строительство и содержание  дорог местного значения;

16) благоустройство  и озеленение территории муниципального  образования;

17) организация  утилизации и переработки бытовых  отходов;

18) организация  ритуальных услуг и содержание  мест захоронения;

19) организация  и содержание муниципальных архивов;

20) организация  транспортного обслуживания населения  и муниципальных учреждений, обеспечения  населения услугами связи;

21) создание  условий для обеспечения населения  услугами торговли, общественного  питания и бытового обслуживания;

22) создание  условий для деятельности учреждений  культуры в муниципальном образовании;

23) сохранение  памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной  собственности;

24) организация  и содержание муниципальной информационной  службы;

25) создание  условий для деятельности средств  массовой информации муниципального  образования;

26) создание  условий для организации зрелищных  мероприятий;

27) создание  условий для развития физической  культуры и спорта в муниципальном  образовании;

28) обеспечение  социальной поддержки и содействие  занятости населения;

29) участие  в охране окружающей среды  на территории муниципального  образования;

30) обеспечение  противопожарной безопасности в  муниципальном образовании, организация  муниципальной пожарной службы.

Из вышеперечисленного следует, что местное самоуправление располагает полномочиями двоякого рода. Во-первых, закрепленными за ним  полномочиями решать вопросы местного значения, причем не все, а строго определенные вопросы (другие могут решаться на смежных  территориях, совместно, иными органами). Во-вторых, отдельные государственные полномочия, которые передаются местному самоуправлению органами исполнительной власти. Порядок их передачи регулируется особым образом, установленным в ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и п. 4 ст. 6 и ст. 38 комментируемого Закона.

Названные полномочия отражают самостоятельность  местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации. Предметы ведения местного самоуправления регулируются в конституциях и других законодательных актах  субъектов Российской Федерации. Все это – довольно широкий, но открытый перечень, который включает в себя вопросы, требующие разного рода решений: а) принятие конкретных актов, обозначенных в законе (подп. 1); б) издание актов в целях регулирования тех или иных отношений (подп. 12); в) осуществление серии материально-технических и юридических действий (подп. 15); г) управление процессом развития с помощью комплекса средств – издания актов, организационных, финансовых и иных действий (подп. 16); д) совершение конкретных действий (подп. 11); е) стимулирование, содействие деятельности муниципальных организаций (подп. 22, 25, 26, 27). Условия, порядок и формы взаимодействия органов государственной власти республик, области и др. с органами местного самоуправления определяются на основе закона или договора. Таким же образом происходит и наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями, причем не всеми, а лишь отдельными, которые в конкретно-определенный период целесообразно передать названным структурам. Критерием для отбора вопросов служит возможность их более эффективного решения путем децентрализации.

Государственные органы заключают с органами местного самоуправления договоры и соглашения о передаче конкретных полномочий. В них указываются: а) цель передачи, б) сроки передачи, в) взаимные обязательства сторон, г) материальные и финансовые средства, передаваемые для выполнения этих полномочий, д) ответственность сторон, е) порядок «отзыва» переданных полномочий. Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями может быть проведено и на основе законов субъектов Федерации.

§ 3. Понятие функций местного самоуправления.

Под функциями  местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.

Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.

Основанное  на принципах демократии и децентрализации  власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.

Информация о работе Функции местного самоуправления