Функции и компетенция органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:29, реферат

Описание

Местное самоуправление - форма народовластия, обеспечивающая организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется в городах, районах, посёлках и на других территориях.
Правовую основу организации местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации; федеральное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления; областное законодательство; уставы (положения) о местном самоуправлении.

Содержание

Введение_____________________________________________________________3
1. Функции муниципального управления.
1.1. Понятие и сущность функций муниципального управления.______________5
1.2 Классификация функций управления.__________________________________7
1.3. Природа функций муниципального управления.________________________11
2. Компетенция органов местного самоуправления.
2.1. Разграничение предметов ведения между органами государственной власти субъекта и местного самоуправления.____________________________________17
3. Правовое содержание функций органов муниципального управления._______22
Заключение.__________________________________________________________24
Список использованной литературы._____________________________________25

Работа состоит из  1 файл

Реферат ГИМУ 2 семестр.docx

— 44.34 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ «Государственного и Муниципального Управления»

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: «Система Государственного и Муниципального Управления»

На тему: «Функции и компетенция органов местного самоуправления»

 

Выполнил: студентка 

Гришакина О.С.

Курс____5_____

Отделение __заочное__

Проверил  преподаватель:

Киреева Макрина  Маликовна.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012г.

Содержание.

Введение_____________________________________________________________3

1. Функции муниципального управления.

1.1. Понятие и сущность функций муниципального управления.______________5

1.2 Классификация функций управления.__________________________________7

1.3. Природа функций муниципального управления.________________________11

2. Компетенция органов местного самоуправления.

2.1. Разграничение предметов  ведения между органами государственной  власти субъекта и местного  самоуправления.____________________________________17

3. Правовое содержание  функций органов муниципального управления._______22

Заключение.__________________________________________________________24

Список использованной литературы._____________________________________25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Местное самоуправление - форма  народовластия, обеспечивающая организацию  деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения  вопросов местного значения. Местное  самоуправление организуется в городах, районах, посёлках и на других территориях.

Правовую основу организации  местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации; федеральное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления; областное  законодательство; уставы (положения) о местном самоуправлении.

Экономическую основу местного самоуправления составляют природные  ресурсы (земля, её недра, воды, леса, растительный и животный мир); движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной  собственности; средства местного бюджета; государственная собственность, переданная местному самоуправлению для осуществления  отдельных государственных функций; иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения  соответствующей территории.

Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета, внебюджетных и валютного  фондов; средства на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной  власти; получаемые кредитные ресурсы, дотации и субвенции от органов  государственной власти, а также  средства органов территориального общественного самоуправления.

Основы организации и  деятельности органов местной исполнительной власти определены Конституцией Российской Федерации, указами Президента, конституциями  республик, нормативными правовыми  актами краёв, областей, автономных областей.

При этом субъектам Федерации  дано право самостоятельного решения  вопросов организации местного самоуправления в муниципальных образованиях.

Право собственного построения местных органов власти в муниципальных  образованиях регионов обусловливается  необходимостью учитывать в процессе управления местные условия, и в особенности природные, исторические, демографические, экономические. Только при учёте этих факторов местное самоуправление может быть эффективным. Кроме того, сами муниципальные образования отличаются разнообразием - разной величиной населённого пункта, разным положением в системе территориального разделения труда. Поэтому не может быть единообразия и в структуре, функциях и методах их управления, диапазон различий в муниципальных образованиях исключительно велик - от крупнейших городов, например, Москвы, Санкт-Петербурга, и других до небольших сельских населённых пунктов, районов. Естественно, разным муниципальным образованиям присущи и разные задачи управления, разный объём работы управленческого аппарата и отсюда различная структура, функции органов местной власти.

Вместе с тем в структуре  и функциях местных органов власти необходима определённая общая система. Она должна выражаться, прежде всего: в общих подходах к построению управленческих органов и разграничению  их функций. В местных органах  власти должны чётко выражаться две  формы - исполнительная и представительная, должны быть единообразие в их названиях  и чёткое разграничение их функций.

Понятие и сущность функций  муниципального управления освещены во многих научных исследованиях, монографиях, учебных пособиях, практических руководствах. Так, Федеральный Закон Российской Федерации «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» даёт понятие  местного самоуправления, характеристику предметов его ведения, устанавливает  ответственность органов местного самоуправления и его должностных  лиц, определяет порядок контроля за их деятельностью.

 

 

 

 

 

 

1. Функции муниципального управения.

1.1. Понятие и сущность функций муниципального управления.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной  деятельности.

Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе  народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Местное самоуправление, составляя  одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические  начала организации и осуществления  власти на местном уровне, муниципальное  самоуправление укрепляет основы народовластия.

Основанное на принципах  демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении  всех вопросов местного значения, местное  самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных  интересов, наиболее эффективной реализации социально - экономического потенциала самоуправляющихся территориальных  единиц.

Местное самоуправление, являясь  частью демократической системы  управления обществом и государством, через самостоятельное решение  вопросов местного значения реализует  также задачи по обеспечению жизненных  интересов населения, социальной защите граждан.

Функция является одной из основных категорий науки социального  управления.

В наиболее общей форме  функция управления определяется как  вид деятельности, с помощью которой  субъект управления оказывает воздействие  на управляемый объект.

В основе всего многообразия различных определений функций  управления лежат два подхода. Представители  первого рассматривают их как  результат исторического разделения труда в сфере управления, начало которому было положено Тейлором. Сторонники этого подхода под функцией управления понимают особый вид управленческой деятельности, продукт разделения труда  и специализации в сфере управления.

С точки зрения второго  подхода, функции управления рассматриваются  как составляющие стадии управленческого  процесса (выработка и принятие решения, организация, регулирование, корректирование, учёт и контроль), или цикла принятия и реализации решения.

В литературе по государственному управлению под функциями управления понимаются виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства  и его органов на общественные процессы, или как наиболее типичные однородные и чётко выраженные виды (направления) управленческой деятельности, служащие интересам достижения целей  управляющего воздействия.

В науке социального управления функция управления рассматривается  в качестве определённого вида работ  по управлению, отличающегося обособленностью, однородностью и повторяемостью, обеспечивающего выполнение соответствующих  социальных задач посредством адекватной ей организационной структуры управления.

Большое внимание, уделяемое  функциям управления в литературе по управлению, объясняется определяющим влиянием функций на структуру и  процесс управления. Отсюда, развитие теории функций управления по праву  рассматривается в качестве одной  из актуальных проблем науки социального  управления, тесно связанной с  организацией управленческой деятельности.

Понимание сущности функций  муниципального управления (собирательное  понятие) исходит из сущности муниципального управления. Поскольку (что уже отмечалось) управление довольно часто рассматривается  через деятельность, то в научной  и учебной литературе можно встретить  трактовку функций управления как  определённых видов труда, трудовой деятельности, отрасли работы в сфере  управления, элементов управленческого  процесса, стадий управленческого цикла  и т.д. и т.п. Функция управления - это реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние  на управляемое явление, отношение, состояние, на которое последние  реагируют и которое воспринимают.

 

 

1.2 Классификация функций управления.

Центральным вопросом учения о функциях управления является их классификация, т.е. состав, поскольку  на основе состава функций управления осуществляется формирование организационной  структуры и процесса управления.

Французский учёный и инженер  А. Файоль выделил с точки зрения предприятия административную функцию  и её составляющие виды деятельности (функции управления): прогнозирование, организацию, распорядительство, координацию, контроль.

В литературе по государственному управлению в качестве общих функций  государственного управления рассматриваются  организация, осуществление кадровой политики, планирование, регулирование, координация, контроль и учёт. При  этом выделяются подгруппы специфических  функций в сфере политики, экономики, социальных отношений, духовно - идеологической деятельности.

В литературе по социальному  управлению функции управления разделятся на социально - экономическую, социально - политическую, духовно - идеологическую и социальную.

Социально - экономическая  функция осуществляет регулирование  системы экономических отношений  через воздействие на отношение  собственности и распределение. Социально политическая функция, находясь в тесной связи с социально - экономической, отражает содержание политики и показывает, каким способом политика претворяется в жизнь. Духовно - идеологическая функция  управления осуществляет воздействие  на субъективные факторы поведения  человека через его сознание, проявляющееся  в виде социальных стремлений становящихся идеальной силой. Социальная функция  управления направлена на регулирование  отношений между отдельными общностями людей в соответствии с целями развития общества.

При рассмотрении ранее функций  в качестве системного понятия оно  было определено как свойство системы  в динамике, приводящее к достижению цели системы. Таким свойством может  быть только процесс. Отсюда можно сделать вывод о том, что реализация функций управления образует процесс управления, обеспечивающий достижение цели системы.

Под муниципальным управлением  понимается деятельность исполнительно - распорядительного органа по воздействию  на управляемый объект для его  перевода в состояние, соответствующее  цели территориального образования, на котором функционирует данный орган  и управляемый им объект, путём  организации и контроля исполнения актов органов власти и управления.

Такой перевод осуществляется посредством реализации цикла управления, включающего четыре стадии.

На первой стадии цикла  управления ставится цель определить параметры оптимального функционирования и развития управляемого объекта, т.е. определить модель его будущего состояния. Те работы, которые должен выполнить  субъект управления для достижения цели, составляют содержание функции  управления «планирование».

На следующей стадии цикла  управления должна быть достигнута цель: изменить организацию управляемого объекта таким образом, чтобы  она соответствовала найденным  параметрам его оптимального функционирования и развития, т.е. перевести управляемый  объект в новое, запланированное  состояние. Работы по достижению этой цели составляют содержание функции  управления «организация».

На последующей стадии цикла ставится цель сравнить новое  состояние управляемого объекта  с найденным оптимальным. Для  достижения этой цели осуществляются работы по функции «контроль и  учёт». Необходимость осуществления  этой стадии цикла управления определяется тем обстоятельством, что перевод  объекта в заданное состояние  происходит в течение определённого  промежутка времени. За это время  изменяются внешние и внутренние условия функционирования объекта, которые вызываются возникающими внутренними  и внешними возмущениями. Поэтому, на стадии контроля и учёта представляется возможным определить фактическое  состояние объекта управления после  его перевода в заданное состояние. В связи с тем, что возникающие  внешние и внутренние возмущения не позволяют достичь заданного  состояния объекта управления, возникает необходимость в осуществлении ещё одной стадии цикла управления.

На последней стадии цикла  управления требуется ликвидировать  рассогласование нового состояния  объекта управления с заданным. Эта  цель достигается посредством осуществления  работ по функции управления «регулирование и координирование».

Таким образом, работы по осуществлению  стадий управленческого цикла образуют функции управления: планирование, организация, контроль и учёт, регулирование и координирование.

Посредством реализации общих  функций осуществляется управление объектом в целом; с помощью частной  функции выполняется управление каждой подсистемой. Общая функция  образуется на базе одной или двух основных.

Информация о работе Функции и компетенция органов местного самоуправления