Функции и компетенция органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:29, реферат

Описание

Местное самоуправление - форма народовластия, обеспечивающая организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется в городах, районах, посёлках и на других территориях.
Правовую основу организации местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации; федеральное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления; областное законодательство; уставы (положения) о местном самоуправлении.

Содержание

Введение_____________________________________________________________3
1. Функции муниципального управления.
1.1. Понятие и сущность функций муниципального управления.______________5
1.2 Классификация функций управления.__________________________________7
1.3. Природа функций муниципального управления.________________________11
2. Компетенция органов местного самоуправления.
2.1. Разграничение предметов ведения между органами государственной власти субъекта и местного самоуправления.____________________________________17
3. Правовое содержание функций органов муниципального управления._______22
Заключение.__________________________________________________________24
Список использованной литературы._____________________________________25

Работа состоит из  1 файл

Реферат ГИМУ 2 семестр.docx

— 44.34 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Компетенция органов  местного самоуправления.

2.1. Разграничение предметов  ведения между органами государственной  власти субъекта и местного  самоуправления.

Полномочия местного самоуправления – это строго очерченный и закрепленный нормами права (Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) за населением, выборными и иными  органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых  для реализации задач и функций  местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Все полномочия органов местного самоуправления, которые связаны  с предоставлением публичных  услуг гражданину, должны быть максимально  приближены к населению с тем, чтобы граждане могли максимально  контролировать их предоставление. Вопросы  социальной политики, оказание социальной поддержки, где прежде всего требуется  выделение финансовых средств и  нет необходимости ежедневно  опекать гражданина – это вопросы  субъектов Российской Федерации.

 

Компетенция органов местного самоуправления — предметы их ведения и полномочия, обусловленные вопросами местного значения и закрепленные уставами муниципальных образований. Выделяются несколько групп полномочий органов местного самоуправления.

В области бюджета и  финансов эти органы формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы; образуют внебюджетные фонды, определяют их статус и целевое назначение; учреждают  фонды для кредитования целевых  программ и мероприятий для решения  территориальных задач, в том  числе фонды социальной защиты, дотационные  фонды и др.

В области управления муниципальной  собственностью, взаимоотношений с  предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на подведомственной им территории местного самоуправления, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, определяют в соответствии с законодательством условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности; утверждают перечень объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия органа местного самоуправления; устанавливают в соответствии с законодательством порядок назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций; определяют условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и др.

В области земельных отношений  и охраны окружающей природной среды  органы местного самоуправления изымают (в том числе путем выкупа) земельные  участки для муниципальных нужд, устанавливают с учетом требований законодательства РФ правила землепользования и застройки территорий городских  и сельских поселений, обеспечивают реализацию местных программ использования  и охраны земель, а также осуществляют распоряжение земельными участками  на подведомственной им территории, определяют правила пользования природными ресурсами; выносят решения о  приостановлении строительства  или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм и др. (ст. 11 Земельного кодекса РФ).

В области строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи органы местного самоуправления утверждают правила  застройки населенных пунктов на подведомственной им территории; устанавливают  в соответствии с действующим  законодательством порядок продажи  и передачи жилья в собственность  граждан и организаций, сдачи  жилья в аренду; выдают разрешение на строительство всех объектов производственного  назначения; приостанавливают строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки; руководят транспортными организациями  и предприятиями, находящимися в  муниципальной собственности; контролируют обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и аэропортах; организуют работу предприятий связи; обеспечивают развитие радио и телевидения; организуют эксплуатацию коммунального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности; распределяют в установленном порядке муниципальный жилищный фонд; ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда; решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам.

В области социально-культурного  обслуживания населения органы местного самоуправления осуществляют управление всеми находящимися в их ведении  учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального  обеспечения, физкультурно-спортивными  учреждениями и др.

В области социальной защиты населения органы местного самоуправления обеспечивают проведение в жизнь  действующего законодательства о выплате  пенсий и пособий; выплачивают также  из собственных или привлеченных средств доплаты к пенсиям  и пособиям; организуют учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств  местного бюджета; распоряжаются средствами фонда социальной защиты населения; принимают меры, направленные на улучшение  жилищных, материальных и социально-бытовых  условий инвалидов, семей, потерявших кормильцев, престарелых граждан, нуждающихся  в обслуживании на дому. За счет местных  бюджетов органы местного самоуправления вправе: устанавливать льготы по оплате жилой площади, медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению, коммунальных услуг и по проезду на общественном транспорте; скидки со стоимости инвалидных средств передвижения, топлива, одежды, обуви и других вещей, необходимых  инвалидам, престарелым и иным гражданам, нуждающимся в социальной поддержке; предоставлять установленные законом  льготы и помощь, связанные с охраной  материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей. Они также принимают меры к  устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан, назначают опекунов и попечителей, контролируют выполнение ими своих обязанностей.

В области охраны общественного  порядка, прав и свобод граждан органы местного самоуправления обеспечивают на подведомственной им территории соблюдение законов, актов вышестоящих органов  государственной власти, охрану прав и свобод граждан, осуществляют контроль за исполнением их решений предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В пределах своей компетенции  налагают административные взыскания  на граждан и должностных лиц  за совершенные ими административные правонарушения; принимают меры, связанные  с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных  и других массовых общественных мероприятий; регистрируют общественные объединения  населения, органы территориального общественного  самоуправления, действующие на их территории, средства массовой информации, рассчитанные на население, проживающее  на подведомственной им территории; руководят  местными органами внутренних дел; создают  за счет собственных и привлеченных средств дополнительные подразделения  милиции; наблюдают за работой исправительно-трудовых учреждений, расположенных на подведомственной им территории; содействуют органам  суда, прокуратуры и юстиции в  их работе; обеспечивают выполнение законодательства о всеобщей воинской обязанности; руководят  гражданской обороной; вносят представления  в соответствующие органы о награждении  государственными наградами и присвоении почетных званий, решают и другие вопросы  местного значения. В случае стихийных  бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотии, пожаров, массовых нарушений общественного порядка  органы местного самоуправления осуществляют предусмотренные законом меры, связанные  со спасением и охраной жизни  людей, защитой их здоровья и прав, с сохранением материальных ценностей, поддержанием порядка, обеспечением деятельности предприятий, учреждений, организаций, организуют проведение противопожарных  мероприятий.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 132), Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 4—5) органы местного самоуправления могут наделяться законом  отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для  их осуществления материальных и  финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовое содержание функций органов муниципального управления.

Поскольку важнейшим средством осуществления  государственной власти является институт права, то государственное, конституционное  и административное отрасли права  регламентируют организацию и деятельность государственного механизма, определяя  структуру и компетенцию органов  государственного управления.

В связи с тем, что состав общих  и частных функций для каждого  уровня муниципального управления определяется на основе компетенции, устанавливаемой  законодательством, то этот состав функций  остаётся единым для каждого уровня управления.

Методы  науки муниципального управления обеспечивают преобразование компетенции органов  муниципального управления в функции  управления и на их основе построение структуры и процесса муниципального управления. Функция управления отождествляется  с компетенцией органа управления.

Компетенция органа управления является сложной  правовой категорией, структура которой включает предмет ведения, права и обязанности.

Под предметами ведения в юридической  литературе понимаются сферы общественной жизни, в которых действует орган  управления и в которых он юридически компетентен. Под сферами общественной жизни понимается среда, где действует  орган управления, т.е. круг ее деятельности.

Далее утверждается, что свои функции и  задачи органы управления реализуют  путём осуществления принадлежащих  им прав и обязанностей, которые  характеризуются как полномочия. Они реализуются на основе следующих  принципов:

1. Негативного регулирования (разрешено  всё, что не запрещено).

2. Субсидиарности (передача большего  числа функций управления объектами органами местного самоуправления).

3. Позитивного регулирования (регулирования  сверху).

Полномочия - это прежде всего: а) решение внутренних местных вопросов; б) решение функций  общегосударственных.

Проблемы  создания, функционирования и совершенствования  муниципального управления исследует  наука муниципального управления, которая  использует такие понятия, как цель, задача, функция, право, ответственность  органов управления, цель, задача, обязанность, право и ответственность работников этих органов.

Поскольку органы муниципального управления формируются  и действуют в соответствии с  законодательством, а законы создаются  на основе понятий юридической науки («компетенция», «полномочия»), возникает  необходимость соотнесения этих понятий с понятиями науки  муниципального управления («функция», «обязанность»), что позволит обеспечить правовое обоснование деятельности органов муниципального управления и их работников.

Поэтому, с позиции науки муниципального управления под термином «полномочия  органа управления» целесообразно  понимать совокупность функций органа управления и его прав; под термином «полномочия работника органа управления» - совокупность обязанностей работника  и его прав.

Содержание  функций и прав органа управления формируется на основе полномочий, устанавливаемых законодательными актами. Содержание обязанностей и  прав работников органа управления определяется на основе соответствующих функций  и прав органа управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Местное самоуправление как элемент политической системы общества свидетельствует  о том, что в России наряду с  интересами личности и государства  признаются и гарантируются местные  интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального образования. Местное самоуправление в Российской Федерации сегодня - единая система самоорганизации  и деятельности населения, состоящая  из институтов прямой и представительной демократии. Вышесказанное дает основание  утверждать следующее:

Принцип местного самоуправления признан Конституцией РФ и федеральным законодательством  в качестве одной из основ конституционного строя, демократического института  гражданского общества.

Конституцией  РФ и федеральным законодательством  право граждан на местное самоуправление гарантируется, что означает закрепление  стабильных принципов организации  местного самоуправления, самоорганизацию, самостоятельность в решении  вопросов местного значения, невхождение  в систему органов государственной  власти, установление компетенции преимущественно  законом и запрет на ее ограничение, право на судебную защиту местного самоуправления.

Граждане  и органы местного самоуправления наделены правом самостоятельно, т.е. не находясь в иерархических связях с какими-либо структурами, решать вопросы, отнесенные к их компетенции.

Деятельность  местного самоуправления исходит из интересов населения соответствующего муниципального образования. Речь идет о гражданах, проживающих на территории муниципального образования и реализующих  свое право осуществления местного самоуправления.

Эта деятельность учитывает исторические и иные местные традиции, что позволяет  строить местное самоуправление в соответствии с местной спецификой природно-географического, экономического характера.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской  Федерации. Гарант.2012.

2. Федеральный Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ(ред. от 10.06.2008)"Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации"(принят ГД ФС РФ 16.09.2003)

3. Постатейный комментарий  к Федеральному закону «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации»/ Под общ.ред.проф.В.И.Шкатуллы. М., 2005

4. Барабашев Г.В. Местное  самоуправление.. М., 1996.

5. Дмитриев Ю.А.Муниципальное  право Российской Федерации / Под ред. Дмитриева Ю.А. М., 2007.

6. Карчевская С. Финансовые  аспекты реформы местного самоуправления/ «Бюджет», 2006г., №8

Информация о работе Функции и компетенция органов местного самоуправления