Система органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание

Цели исследования состоят, во-первых, в попытке возможно более полного системного анализа правовых аспектов сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, важнейшей составной части системы демократии в нашей стране. Во-вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, функций местного самоуправления. В-третьих, в выявлении особенностей реализации концептуальных положений и действующего законодательства в сфере местного самоуправления в условиях становления демократии в Российской Федерации, определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
Глава 2. ПОНЯТИЕ И ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 9
§ 1.Полномочия органов местного самоуправления в планово-финансовой деятельности и в области управления муниципальной собственностью 11
§ 2. Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения 13
§ 3. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства 16
§ 4. Полномочия местного самоуправления в области образования и здравоохранения 17
§ 5. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды 21
§ 6. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, и связи 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая раб..doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ           3

 

Глава 1.  СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6                              

Глава 2. ПОНЯТИЕ И ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ       9

§ 1.Полномочия органов  местного самоуправления в планово-финансовой деятельности и в области управления муниципальной собственностью         11

§ 2. Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения                 13

§ 3. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства                16

§ 4. Полномочия местного самоуправления в области образования и здравоохранения                  17

§ 5. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды                 21

§ 6. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, и связи         24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                  27

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В курсовой работе рассмотрена  тема «Полномочия органы местного самоуправления». Актуальность  темы  исследования  определяется   огромной   ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя.

    Одним из  важнейших направлений развития  современной российской государственности  остается оптимизация организации  деятельности органов местного  самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом.

       Актуальность  исследования и разрешения проблем  становления местного самоуправления  в России обусловлена также факторами, связанными с федеративной природой нашего государства и переносом всей тяжести правового регулирования местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко не однозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления и в ряде случаев не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории, с нерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями как в регионах, так и в стране в целом, с отсутствием согласованного разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Предметом исследования являются органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации, их полномочия и меры воздействия.

Объектом исследования выступают структура, ответственность, полномочия органов местного самоуправления, уяснения их места и роли в системе народовластия. Исследованию подверглись проблемы совершенствования функциональных и компетенционных аспектов деятельности муниципальных органов, а также предпосылки и условия эффективности местного самоуправления, форм и видов ответственности в механизме местного самоуправления и системы государственных гарантий его осуществления.

Цели исследования состоят, во-первых, в попытке возможно более полного системного анализа правовых аспектов сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, важнейшей составной части системы демократии в нашей стране. Во-вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, функций местного самоуправления. В-третьих, в выявлении особенностей реализации концептуальных положений и действующего законодательства в сфере местного самоуправления в условиях становления демократии в Российской Федерации, определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений. Эти цели предопределили конкретные задачи исследования:

-    проанализировать  особенности и проблемы реализации  федерального законодательства, законодательства  субъектов Федерации о местном самоуправлении в современных условиях;

-   исследовать роль  и значение местного самоуправления  в системе управления РФ;

-    исследовать  принципы организации местного  самоуправления, их отражение в  действующем законодательстве, влияние на формирование основ местного самоуправления;

-   раскрыть многофункциональный  характер местного самоуправления  как территориальной организации  публичной власти;

-  выявить роль и  место отдельных государственных  полномочий в объеме компетенции  органов местного самоуправления;

Реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть, прежде всего, созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания1.

Теория всегда связана  с практикой, и именно потребность  практики определяет актуальность теоретических исследований.

Проблемы, посвященные  функционированию органов местного самоуправления широко представлены в  литературе. Ряд периодических изданий  подробно освящают недостатки и перспективы деятельности органов местного самоуправления («Законность», «Конституционное и муниципальное право», «Российская юстиция», «Закон»,  «Государство и право»). 

Совершенно очевидно, что действующее законодательство об органах местного самоуправления нуждается в существенной ревизии, особенно на уровне специальных законов. Сегодня остро ощущается необходимость в неспешной, вдумчивой работе с привлечением большого числа специалистов, теоретиков и практиков, чтобы провести действительно основательный анализ и обобщение законодательного материала, посвященного органам местного самоуправления2.

 

 

 

 

Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Определение системы  местного самоуправления для муниципального образования очень важно, так  как оно включает в себя совокупность организационно-правовых форм самоуправления в данном муниципальном образовании, посредством которых населением и осуществляется местное самоуправление. В своей совокупности эти формы образуют систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни. Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что она основана на демократических принципах организации местного самоуправления в РФ.

Система  местного самоуправления строится с учетом  ее роли в обществе и в государстве, а также с учетом исторических традиций. Также единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления, а также в том, что все ее организационные формы находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.

К формам прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления отнесены: - Местный референдум - Муниципальные выборы - Собрания граждан - Обращение граждан в органы местного самоуправления - Территориальное общественное самоуправление - Другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.          

По всей видимости, именно совокупность этих норм и будет составлять систему местного самоуправления в нашей стране. Но нужно знать, что  законодатель только обозначил эти формы, а выбирать конкретную систему нужно будет жителям муниципального образования. Порядок муниципальных выборов определяется законом субъекта Российской Федерации3. Порядок назначения и проведения местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации4. Но к настоящему моменту в субъектах Российской Федерации, к сожалению пока не наработан весь комплекс законов необходимый для регулирования вопросов касающихся местного самоуправления.

Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.  Далее в статье 130 Конституция определяет самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, владении и распоряжении муниципальной собственностью. В статье 132 устанавливается, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Также часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации устанавливает, что “органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями”5. Причем реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Государственные полномочия (Ведение Российской Федерации и совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) перечислены в статьях 71-72 Конституции Российской Федерации. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления прописаны в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» Что касается полномочий местного самоуправления то  Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» устанавливает, что в ведении муниципальных образований находятся:

- Правовое регулирование  вопросов организации местного  самоуправления в субъектах Российской  Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом

- Правовое регулирование  прав, обязанностей и ответственности  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и их должностных лиц в области  местного самоуправления в случаях  и порядке, установленных федеральными законами.

- Правовое регулирование  прав, обязанностей и ответственности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления по предметам  ведения субъектов Российской  Федерации, а также в пределах  полномочий органов  государственной власти  субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения  Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

  Государство признает за муниципальными образованиями определенную совокупность полномочий, необходимых для решения вопросов местного значения. В частности Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, устанавливает, что  местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, также Конституция содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления.  
         Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций  местного самоуправления на территории муниципальных образований7. Полномочия местного самоуправления реализуются непосредственно населением муниципальных образований, именно за населением признается право на осуществление местного самоуправления и население, не зависимо от его численности  не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Именно населению принадлежит право выбирать свои представительные органы местного самоуправления, выражать свою волю на местном референдуме, определять структуру органов местного самоуправления, выступать с инициативой установления и изменения границ муниципального образования, отзывать, выражать недоверие, досрочно прекращать полномочия выборных органов, выборных должностных лиц. Это значит, что именно население муниципального образования играет исключительно важную роль в реализации полномочий местного самоуправления.          

Полномочия местного самоуправления могут реализовываться органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления определяют пределы  самостоятельного решения населением вопросов местного значения.  Полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами, а также иными актами муниципальных образований. 

 Следствием реализации  своих полномочий местным самоуправлением  является возникновение, изменение, прекращение правомочий органов и должностных лиц местного самоуправления, а также прав и обязанностей других юридических лиц и граждан. Полномочия местного самоуправления можно разделить две группы:

  1. Полномочия, которые признает за муниципальными образованиями государство, и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
  2. Отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться местного самоуправления. Наделение отдельными государственными полномочиями может осуществляться в форме их передачи или делегирования. Передача представляет собой способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления8.

Делегирование - это предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или  бессрочно.

Наделение полномочиями должно, как это прямо предусмотрено Конституцией, сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важное, новое для практики условие, гарантирующее, во-первых, само осуществление полномочий, а во-вторых, продолжение выполнения местным самоуправлением присущих ему главных функций.

Еще одно условие, связанное  с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, заключается в возможности контроля со стороны государства за их реализацией9. Такой контроль, по общему правилу, означает возможность соответствующих государственных органов давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий, оценивать принимаемые ими решения с точки зрения не только законности, но и целесообразности, а также отменять при необходимости такие решения или приостанавливать их. Передавая органам местного самоуправления государственные полномочия, соответствующий орган государственной власти может установить порядок контроля за решениями органов местного самоуправления.            

Информация о работе Система органов местного самоуправления