Система органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание

Цели исследования состоят, во-первых, в попытке возможно более полного системного анализа правовых аспектов сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, важнейшей составной части системы демократии в нашей стране. Во-вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, функций местного самоуправления. В-третьих, в выявлении особенностей реализации концептуальных положений и действующего законодательства в сфере местного самоуправления в условиях становления демократии в Российской Федерации, определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
Глава 2. ПОНЯТИЕ И ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 9
§ 1.Полномочия органов местного самоуправления в планово-финансовой деятельности и в области управления муниципальной собственностью 11
§ 2. Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения 13
§ 3. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства 16
§ 4. Полномочия местного самоуправления в области образования и здравоохранения 17
§ 5. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды 21
§ 6. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, и связи 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая раб..doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

 

§ 1. Полномочия органов местного управления в области планово-финансовой деятельности и в области управления муниципальной собственностью.

Закон «Об  общих принципах  организации  местного  самоуправления» относит принятие планов и программ развития муниципального образования к исключительному ведению представительного органа местного самоуправления. Действующее законодательство не определяет, на какой срок должны быть рассчитаны планы муниципального образования.

Планирование социально-экономического развития муниципальных образований  должно сочетаться и с региональными  планами и программами, которые  принимают органы государственной  власти субъектов Российской Федерации. Разработка и реализация планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований тесно взаимосвязаны с бюджетным процессом: формированием, утверждением, исполнением местного бюджета. Полномочия органов местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере устанавливаются Конституцией РФ, Федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами субъектов. При этом должны соблюдаться требования Европейской Хартии местного самоуправления. Конституция РФ (ст.132) закрепляет право органов местного самоуправления формировать, утверждать и  исполнять местный бюджет. Конституция связывает самостоятельное решение населением вопросов местного значения с самостоятельным владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью. И это оправданно, поскольку никакая самостоятельность действий и решений невозможна без имущественной базы10.

Более подробно экономические  основы местного самоуправления определены Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который отразил положения Европейской хартии местного самоуправления, рассматривающей местное самоуправление в качестве политического принципа построения и организации публичной власти на местах на основе самостоятельности территориальных сообществ в решении вопросов местного значения, децентрализации властных полномочий, вовлечения населения в процесс управления государством.

Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности. Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления.

Порядок и условия  приватизации муниципальной собственности  определяются населением непосредственно  или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью связаны также с процессом приватизации, который существенным образом влияет на формирование муниципальной собственности. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Деятельность органов  местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью предполагает осуществление ими иных прав собственника муниципального имущества. Органы местного самоуправления осуществляют правовое регулирование отношений, связанных с управлением и распоряжением муниципальной собственностью11.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, определяя в договорах и соглашениях условия использования передаваемых объектов. Они могут сдавать объекты муниципальной собственности в аренду, а также совершать с муниципальным имуществом иные сделки в соответствии с законом. Органы местного самоуправления, выступая от имени муниципального образования, должны эффективно использовать права собственника муниципального имущества.

 

§ 2. Полномочия в области социальной защиты населения.

 

 

            Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения  определяются рядом Федеральных законов. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации12. Социальная защита населения осуществляется системой специальных социальных служб.

Органы местного самоуправления несут ответственность за обеспечение  качества о доступности социального  обслуживания, за развитие муниципального сектора социального обслуживания, также обеспечивают контроль за соблюдением  качества социального обслуживания, как в муниципальном, так и в негосударственном секторе   социального обслуживания.  Органы местного самоуправления обязаны предоставлять учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания, местное самоуправление ведает строительством, содержанием, и организацией работы учреждений социального обслуживания населения.

Органы местного самоуправления могут устанавливать инвалидам дополнительные льготы по обеспечению жилой  площадью сверх тех, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и субъектами РФ. Утверждается перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное медицинское обслуживание.

Не меньше внимания уделяется  проблемам ветеранов. Органы местного самоуправления  участвуют в руководстве государственной службой  по делам ветеранов, осуществляют систему мер, которые направлены на обеспечение социальной защиты ветеранов. Решения по вопросам   социальной защиты ветеранов, деятельности общественных объединений ветеранов принимаются  органами местного самоуправления при участии представителей соответствующих органов представителей ветеранов.           Органы местного самоуправления также принимают участие в социальном обслуживании граждан пожилого возраста. Большую роль в практическом осуществлении этой деятельности играют муниципальные центры социального обслуживания. Эти центры являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания. Они создаются органами местного самоуправления, находятся в их ведении и осуществляют практическую деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

Органы местного самоуправления  осуществляют деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. В целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка13.

Мероприятия  по разработке и реализации местных целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства осуществляется  органами местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления. Одной из наиболее  важных сторон социальной защиты населения является социальная защита от безработицы.          Органы местного самоуправления  разрабатывают и реализуют программы повышения уровня занятости населения. Органы местного самоуправления могут принимать решения предусматривающие условия и порядок выплаты пособия по безработице.

Также они определяют для трудоустройства работодателями число граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирование отдельных видов работ для   трудоустройства таких граждан. В целях повышения уровня занятости населения  органы местного самоуправления   организуют общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту зданий, сооружений за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств.                                                                       

 

§ 3. Полномочия в области жилищного и коммунального хозяйства

 

 К ведению муниципальных  образований в области жилищного  и коммунального хозяйства относятся  следующие вопросы: 1)     содержание и использование муниципального жилищного фонда; 2)     создание условий для жилищного строительства; 3)     организация, содержание, развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации14.         

Деятельность органов  местного самоуправления в жилищной и коммунальной сферах направлена, прежде всего, на обеспечение социальных гарантий жилищных прав граждан. Часть 3 ст.40 Конституции РФ закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию жилищному строительству и его поощрению, как любых форм собственности, а также юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.

Органы местного самоуправления, реализуя свои полномочия в жилищно-коммунальной сфере, призваны решать следующие задачи. Во-первых, они должны стимулировать демонополизацию и развитие конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы. В этих целях муниципальные образования могут:

1. формировать органами местного самоуправления заказ на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения;

2. привлекать на равноправной основе организации различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг;

3.  организовывать систему расчетов за произведенные и потребленные  жилищно-коммунальные услуги на основе договоров.

Органы местного самоуправления должны осуществлять контроль за наличием и соблюдением условий договоров  между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями и потребителями услуг. Органы местного самоуправления должны совершенствовать систему управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Также органы местного самоуправления призваны стимулировать создание товариществ собственников жилья. Органы местного самоуправления должны устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения исходя из оценки реальных доходов граждан и затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенного пункта. Органы местного самоуправления, осуществляя эксплуатацию муниципального жилищного фонда, занимаются развитием объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу. Они обеспечивают бесперебойное коммунальное обслуживание населения.                              

 

§ 4. Полномочия в области образования и здравоохранения 

Полномочия в сфере образования  определены Федеральным законом  РФ ”Об образовании”, а также  другими нормативно правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов в данной сфере. Органы местного самоуправления в области образования располагают рядом исключительных полномочий. В их число входит планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной  политики в области образования. Органам местного самоуправления также принадлежит право на формирование местного бюджета в области расходов на образование, разработку и принятия нормативов финансирования системы образования, которые должны быть достаточными  для покрытия текущих расходов, которые связаны с образовательным процессом и эксплуатацией зданий15.

Органам местного самоуправления  принадлежит право на создание (ликвидацию) местных органов управления образованием, деятельность которых направлена на обеспечение государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования на уровне государственных нормативов. В соответствии действующими нормативами они принимают меры к обеспечению обучающихся стипендиями, местами в общежитии, льготным питанием, и иными видами льгот и материальной помощи. Органам местного самоуправления также принадлежит исключительное право: на обеспечение гражданам возможности выбора образовательного учреждения, в котором они хотели бы получать образование; на создание (ликвидацию) и реорганизацию муниципальных образовательных учреждений. Также в исключительном ведении  органов местного самоуправления находятся вопросы строительства зданий муниципальных образовательных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий, ввода дополнительных налогов и сборов, которые могут стимулировать развитие образование в данном регионе. 
           Органы местного самоуправления принимают меры по созданию кадетских школ, которые имеют своей целью подготовку несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Также они оказывают поддержку общественным объединениям, которые ведут работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Органы местного самоуправления имеют право выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности в случае наделения их соответствующими  полномочиями законодательством субъекта РФ.

Согласно действующему законодательству к полномочиям органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения, прежде всего, относится контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан, включающего положения Конституции РФ, Федеральных законов, нормативных актов Министерства Здравоохранения РФ, министерств здравоохранения субъектов РФ. Органы местного самоуправления осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья путем охраны окружающей среды, создания благоприятных условий труда и отдыха, производством и реализацией доброкачественного питания и предоставлением населению медицинской помощи. Органы местного самоуправления осуществляют формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения, к которой относятся находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические организации, аптечные учреждения, учреждения судебно- медицинской экспертизы. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за обеспечение доступности населению гарантированного объема медицинской помощи и за развитие муниципальной системы здравоохранения. Органы местного самоуправления обязаны организовывать первичную медико-социальную помощь и обеспечить ее доступность населению, при этом они должны непременно контролировать соблюдение стандартов качества оказываемой медицинской помощи16.

Информация о работе Система органов местного самоуправления