Организационно-правовые основы бюджетной системы России и бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:36, контрольная работа

Описание

В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства сочетает в себе черты унитарного, федеративного и даже конфедеративного государства. Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны, необходимая реформа налогово-бюджетных взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти, но реформа не революционная , а эволюционная, предполагающая поэтапное решение конкретных задач, такие как: в использовании бюджетных ресурсов нет экономической эффективности, потому что у региональных и особенно местных властей отсутствуют стабильные доходные источники, а распределение финансовой помощи наказывает регионы, повышающие собственные доходы и сокращающие нерациональные расходы; не достигается социальная справедливость, поскольку финансовая поддержка регионов не имеет четкой стратегии критериев выравнивания межрегиональных различий; разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы является нестабильным.

Содержание

1 Понятие и функции бюджета как экономической категории
2 Организационно-правовые основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления
3 Принципы построения бюджетной системы
4 Бюджетная классификация в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

бюджетное право РФ.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Уральский Финансово-Юридический  институт

 

Кафедра государственно – правовых дисциплин

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Бюджетное  право»

На тему : Организационно - правовые основы бюджетной системы России и бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления.

 

   


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Выполнил: студент группы ЮФСПЗ  - 2609

                                                      Подкорытов Александр Сергеевич

                                            Проверил: Панов Сергей Федорович


                                                      Доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Екатеринбург  2012г.

Содержание 

 

1 Понятие и функции бюджета  как экономической категории

2 Организационно-правовые основы  бюджетного устройства РФ. Бюджетные  права органов государственной  власти и местного самоуправления

3 Принципы построения бюджетной  системы

4 Бюджетная классификация в  РФ

Заключение 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Принятие Государственной Думой  Закона о Федеральном бюджете  на 1997 год привлекло к проблеме бюджетной политики государства  пристальное внимание средств массовой информации. Со страниц газет и  журналов не сходили интервью и статьи влиятельных экономистов и политологов, споривших о достоинствах и недостатках нового бюджета, с телевизионных экранов доносились суждения о его неспособности решить стоящие перед государственными финансами проблемы. Мнения зачастую были настолько противоречивы, что захотелось разобраться самой в сложном бюджетном механизме и определиться в собственном отношении к главному финансовому документу страны на весь 1997 год - Государственному Бюджету. Именно поэтому при выборе темы для написания работы я остановился на проблеме совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации: по моему убеждению, этот вопрос наиболее полно вбирает в себя важнейшие проблемы современного бюджетного механизма.

Эти проблемы логично разделить  на две основные группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысить управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально - экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной  системы РФ

1 Понятие и функции бюджета как экономической категории

В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в её состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Необходимо подчеркнуть, что бюджет по-разному может рассматриваться  с экономических и юридических позиций. Согласно легальному определению, бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для предназначенных для финансовых обеспеченных задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических  задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет как основной финансовый план государства дает органам  власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходованная средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономическую отношения. Бюджет - категория, свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные  отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие  функции:

· перераспределение ВВП;

· государственное регулирование  и стимулирование экономики;

· финансовое обеспечение бюджетной  сферы и осуществление социальной политики государства;

· контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета - основная. Она проявляется через  формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяются до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие  одновременно и непрерывно стадии:

1. образование доходов бюджета,

2. использование бюджетных средств  - расходы бюджета.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ и органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

       В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и  другое. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель - формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов  являются вновь созданная стоимость  и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической  деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций государства  и местного самоуправления.

Через бюджеты расходы финансируются  бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств.

Таким образом, расходы бюджета  носят транзитный характер. В бюджете  только определяются размеры бюджетных  расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Одновременно с распределительной действует контрольная функция бюджета, которая предполагает возможность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств  для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, при правильном подходе  бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально  влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

 

2 Организационно-правовые основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления

На основании гл. 3 ст. 10 и 11 Бюджетного Кодекса РФ к бюджетам бюджетной системы относятся: (3)

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ,

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов,

Местные бюджеты, в т.ч. бюджеты  муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга,

Бюджеты городских и сельских поселений (В ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. №63-ФЗ).

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. (В ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. №63-ФЗ).

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства.

Бюджетное устройство определяет организацию  государственного бюджета и бюджетной  системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Главное звено финансовой системы  государства - это бюджетная система, которая определяет совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственно устройстве и правовых нормах.

Информация о работе Организационно-правовые основы бюджетной системы России и бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления.