Организационно-правовые основы бюджетной системы России и бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:36, контрольная работа

Описание

В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства сочетает в себе черты унитарного, федеративного и даже конфедеративного государства. Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны, необходимая реформа налогово-бюджетных взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти, но реформа не революционная , а эволюционная, предполагающая поэтапное решение конкретных задач, такие как: в использовании бюджетных ресурсов нет экономической эффективности, потому что у региональных и особенно местных властей отсутствуют стабильные доходные источники, а распределение финансовой помощи наказывает регионы, повышающие собственные доходы и сокращающие нерациональные расходы; не достигается социальная справедливость, поскольку финансовая поддержка регионов не имеет четкой стратегии критериев выравнивания межрегиональных различий; разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы является нестабильным.

Содержание

1 Понятие и функции бюджета как экономической категории
2 Организационно-правовые основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления
3 Принципы построения бюджетной системы
4 Бюджетная классификация в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

бюджетное право РФ.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

Построение бюджетной системы  также зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство - форма государственного устройства, при которой государственные  образования или административно-территориальные  образования, входящие в государство, имеют собственную государственность  и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Для России как федеративного государства  характерно трехуровневое строение ее бюджетной системы. Таким образом, бюджетное устройство России характеризуется наличием трех уровней бюджетного управления и бюджетной деятельности:

- федеральный уровень бюджетного  управления (здесь расположены федеральный  бюджет и федеральные внебюджетные фонды),

- региональный уровень бюджетного  управления (здесь расположены бюджет  субъектов Федерации и региональные  внебюджетные фонды),

- муниципальный уровень бюджетного  управления (здесь расположены местные  бюджеты).

Свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет. Например, консолидированный бюджет России представляет собой совокупность федерального бюджета, всех региональных и местных бюджетов. В свою очередь, под консолидированным бюджетом субъекта Федерации понимается совокупность регионального бюджета и бюджетов всех расположенных на территории соответствующего субъекта Федерации муниципальных образований. (5)

Бюджетные отношения формируются  в процессе функционирования бюджетной  системы, т.е. в ходе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации своих задач.

Таким образом, бюджетное устройство государства наиболее целесообразно  рассматривать с комплексных, государствоведческих и экономико-правовых позиций. Тем более что, будучи экономическими по своей природе отношениями, бюджетные отношения непосредственным образом определяются политикой государства, осуществляются строго в правовых рамках, а сам бюджет может существовать только в правовой форме.

Бюджетные компетенции и полномочия федеральных органов государственной  власти закреплены в Конституции  РФ и в Бюджетном кодексе РФ.

В области регулирования бюджетных  правоотношений к полномочиям РФ относятся:

(1) установление общих принципов  организации и функционирования  бюджетной системы РФ;

(2) разграничение налогов и других  доходов между уровнями бюджетной  системы, а также распределение  в порядке межбюджетного регулирования  доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

(3) разграничение полномочий по  осуществлению расходов между  бюджетами разных уровней бюджетной  системы РФ;

(4) определение основ составления  и рассмотрения проектов бюджетов  всех уровней бюджетной системы РФ, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;

(5) определение основ формирования  доходов, осуществления расходов  из бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ;

(6) определение основ осуществления  государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

(7) установление порядка составления  в рассмотрения проекта федерального  бюджета, утверждения и исполнения  федерального бюджета, осуществления  контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

(8) составление и рассмотрение  проекта федерального бюджета,  утверждение и исполнение федерального  бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

(9) установление федеральными законами  порядка осуществления заимствований  РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления, управления долгом РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

(10) осуществление государственных  заимствований РФ и предоставление  кредитов иностранным государствам, а также управление государственным  долгом РФ;

(11) установление порядка формирования  доходов федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

(12) осуществление расходов федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

(13) установление порядка и условий  предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам;

(14) предоставление финансовой помощи  и бюджетных ссуд из федерального  бюджета бюджетам субъектов Федерации  и местным бюджетам;

(15) установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

(16) установление минимальных государственных  социальных стандартов, норм и  нормативов финансовых затрат  на единицу предоставленных государственных  или муниципальных услуг;

(17) утверждение бюджетной классификации РФ и другие.

Полномочия федеральных органов. Бюджетным кодексом РФ регламентируются также полномочия федеральных органов  власти в сфере формирования бюджетных  доходов и средств целевых  бюджетных фондов.

Установлено, что новые виды доходов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ. Федеральные органы законодательной власти могут также устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ. (8)

Полномочия субъектов Федерации. Органы государственной власти субъектов  Российской Федерации наделены бюджетными правами в соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ.

Субъекты Российской Федерации  вправе издавать свои законодательные  акты, регламентирующие бюджетные правоотношения на подведомственной территории. В  области регулирования бюджетных  правоотношений к ведению субъектов Федерации относятся:

(1) установление порядка составления  и рассмотрения проектов бюджетов  субъектов Федерации, утверждения  и исполнения региональных бюджетов, осуществления контроля за их  исполнением и утверждения отчетов  об исполнении бюджетов субъектов Федерации;

(2) составление и рассмотрение  проектов бюджетов РФ и консолидированных  бюджетов субъектов Федерации,  утверждение и исполнение бюджетов  субъектов Федерации, осуществление  контроля за их исполнением  и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

(3) распределение доходов от  региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации  между бюджетом субъекта Федерации  и местными бюджетами;

(4) определение порядка направления  в бюджет субъекта Федерации  доходов от использования собственности  субъекта Федерации, доходов от  налогов и сборов субъекта  Федерации, иных доходов бюджета  субъекта Федерации;

(5) разграничение полномочий по  осуществлению расходов между бюджетом субъекта Федерации, порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации;

(6) определение порядка и условий  предоставления финансовой помощи  и бюджетных ссуд из бюджета  субъекта Федерации местным бюджетам;

(7) предоставление финансовой помощи  и бюджетных ссуд из бюджета  субъекта Федерации местным бюджетам;

(8) установление порядка и условий  предоставления бюджетных кредитов  и другое.

Органы исполнительной власти субъектов  Федерации могут предоставлять  налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Федерации о бюджете. Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Федерации в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Федерации, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Федерации и размера государственного долга субъекта РФ, установленных Бюджетным кодексом РФ.

Правовой основой функционирования местных бюджетов в Российской Федерации  являются:

* Конституция РФ 1993 г.;

* Бюджетный кодекс РФ 2007 г.;

* Закон РФ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. (новая редакция).

В Конституции РФ (ст. 132) зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы.

Вопросы местных бюджетов нашли отражение в ст. 15 Налогового кодекса РФ, где установлены виды местных налогов и сборов.

Бюджетный кодекс РФ. Компетенция  органов местного самоуправления в  бюджетной сфере определена в  ст. 9 Бюджетного кодекса РФ, в которой  к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесены:

* установление порядка составления  и рассмотрения проектов местных  бюджетов, утверждения и исполнения  местных бюджетов, осуществления  контроля за их исполнением  и утверждения отчетов об их  исполнении местных бюджетов;

* составление и рассмотрение  проектов местных бюджетов, утверждение  и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их  исполнением и утверждение отчетов  об исполнении местных бюджетов;

* определение порядка направления  в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

* определение порядка и условий  предоставления финансовой помощи  и бюджетных ссуд из местных  бюджетов;

* предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

* определение порядка осуществления  муниципальных заимствований;

Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие  в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Решения этих органов реализуются органами местного самоуправления в пределах, переданных им в качестве компенсации средств.

Орган местного самоуправления - распорядитель денежных средств. Составление, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.

Исполнительные органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Информация о работе Организационно-правовые основы бюджетной системы России и бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления.