Организационно-правовые основы бюджетной системы России и бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:36, контрольная работа

Описание

В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства сочетает в себе черты унитарного, федеративного и даже конфедеративного государства. Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны, необходимая реформа налогово-бюджетных взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти, но реформа не революционная , а эволюционная, предполагающая поэтапное решение конкретных задач, такие как: в использовании бюджетных ресурсов нет экономической эффективности, потому что у региональных и особенно местных властей отсутствуют стабильные доходные источники, а распределение финансовой помощи наказывает регионы, повышающие собственные доходы и сокращающие нерациональные расходы; не достигается социальная справедливость, поскольку финансовая поддержка регионов не имеет четкой стратегии критериев выравнивания межрегиональных различий; разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы является нестабильным.

Содержание

1 Понятие и функции бюджета как экономической категории
2 Организационно-правовые основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления
3 Принципы построения бюджетной системы
4 Бюджетная классификация в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

бюджетное право РФ.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

Исполнительный орган местного самоуправления может вносить в  исполнительный орган власти субъекта РФ предложение по изменению и  уточнению проектируемых вышестоящим органом власти бюджетных нормативов и показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются в исполнительном органе власти субъекта РФ. (11)

Так, финансовые органы муниципальных  районов получают от финансовых органов  субъектов РФ:

* предполагаемые изменения отчислений по закрепленным за местными бюджетами доходам;

* порядок формирования регионального  фонда финансовой поддержки муниципальных  образований и распределение  его средств;

* субвенции в дотации, предполагаемые  к передаче местным бюджетам.

Орган местного самоуправления - распорядитель  бюджетных средств - распределяет бюджетные  средства по подведомственным получателям  бюджетных средств. Он

(1) составляет бюджетную роспись,  распределяет лимиты бюджетных  обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет;

(2) определяет задания по предоставлению  муниципальных услуг для получателей  бюджетных средств с учетом  нормативов финансовых затрат;

(З) утверждает сметы доходов  и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

(4) осуществляет контроль за  использованием бюджетных средств  подведомственными получателями  бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств  как орган исполнительной власти, а также должностные лица распорядителя  бюджетных средств отвечают:

* за целевое использование выделенных  в их распоряжение бюджетных  средств;

* достоверность и своевременное  представление установленной отчетности  и другой информации, связанной  с исполнением бюджета;

* своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств;

* своевременное представление  бюджетной росписи и лимитов  бюджетных обязательств по подведомственным  получателям и распорядителям  бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;

* утверждение смет доходов и  расходов подведомственных бюджетных  учреждений;

* соответствие бюджетной росписи  показателям, утвержденным решением  о бюджете;

* эффективное использование бюджетных  средств.

Получатели бюджетных средств - это бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Получатели бюджетных средств  имеют право на:

* своевременное получение и  использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;

* своевременное доведение уведомлений  о бюджетных ассигнованиях и  лимитах бюджетных обязательств;

* компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

* своевременно подавать бюджетные  заявки или иные документы,  подтверждающие право на получение  бюджетных средств;

* эффективно использовать бюджетные  средства в соответствии с  их целевым назначением и др.

3 Принципы построения бюджетной системы

Бюджетная система РФ основана на ряде принципов:

1. Принцип единства бюджетной  системы РФ означает единство  правовой базы, денежной системы,  форм бюджетной документации, логики  бюджетного процесса, санкций за  нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджетных средств.

2. Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ означает  закрепление соответствующих видов  доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов  предполагает

А) право законодательных органов  государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс,

Б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством  РФ,

В) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов,

Г) право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления  расходования средств соответствующих бюджетов, финансирования дефицитов соответствующих бюджетов,

Д) право использования доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами  бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.

5. Принцип сбалансированности бюджета  означает, что объем предусмотренных  расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего покрытия расходов  предполагает покрытие всех бюджетных  расходов общей суммой доходов  бюджета и поступлений из источников  финансирования его дефицита, которые  не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

8. Принцип гласности означает

А) обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления,

Б) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

9. Принцип достоверности бюджета  предусматривает обеспечение надежности  показателей прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства  выделяются в распоряжении конкретных  получателей бюджетных средств  с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. (4)

 

4 Бюджетная классификация в РФ

Важнейшей составляющей устройства бюджетной системы является бюджетная классификация, которая является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Определение структуры кодов бюджетной  классификации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной  классификации являются едиными  для бюджетной системы РФ в  соответствии с настоящим Кодексом, и осуществляются Министерством финансов РФ.

Ввиду исключительной сложности бюджета  как экономической категории  используются различные виды классификации.

1. Классификация доходов бюджетов  РФ является группировкой доходов  бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники их формирования. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

2. Функциональная классификация  расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в т.ч. на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и ее субъектов, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Ко второму относятся подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. К третьему уровню относится классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая их финансирование по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. На четвертом - детализируются направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

3. Экономическая классификация  расходов бюджетов РФ является  группировкой расходов бюджетов  всех уровней по их экономическому  содержанию.

4. Классификация источников финансирования  дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

5. Ведомственная классификация  расходов федерального бюджета  представляет собой группировку  расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджета, их перечень утверждается федеральным законом.

Расходы федерального бюджета по главным  распорядителям бюджетных средств  по разделам, подразделам, целевым статьям  и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

6. Ведомственная классификация  расходов бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов представляет  группировку расходов бюджетов  соответствующего уровня и отражает  распределение бюджетных ассигнований  по главным распорядителям бюджетных  средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации.

Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ, распорядителей средств местных бюджетов соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Таким образом, бюджетная классификация  доходов и расходов бюджетов РФ, источников финансирования дефицитов  бюджетов является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В своем нынешнем виде  российская система бюджетного  устройства сочетает в себе  черты унитарного, федеративного  и даже конфедеративного государства. Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны, необходимая реформа налогово-бюджетных взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти, но реформа не революционная , а эволюционная, предполагающая поэтапное решение конкретных задач, такие как: в использовании бюджетных ресурсов нет экономической эффективности, потому что у региональных и особенно местных властей отсутствуют стабильные доходные источники, а распределение финансовой помощи наказывает регионы, повышающие собственные доходы и сокращающие нерациональные расходы; не достигается социальная справедливость, поскольку финансовая поддержка регионов не имеет четкой стратегии критериев выравнивания межрегиональных различий; разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы является нестабильным. Возможность ежегодного изменения нормативов отчислений от федеральных налогов дестимулирует региональные и местные власти развивать экономическую и налоговую базу территорий; распределение финансовой помощи регионам, а внутри регионов – муниципальным образованиям остается субъективным. Значительная часть финансовой помощи вообще распределяется без утверждения в соответствующем бюджете. “ Формализованная” же часть финансовой поддержки фактически ореинтируется на восполнение превышения расходов над доходами; самое же главное в том, что у региональных и местных властей в рамках действующей системы нет достаточных стимулов и заинтересованности проводить рациональную, “прозрачную” и ответственную бюджетную политику.

Информация о работе Организационно-правовые основы бюджетной системы России и бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления.