Функции и компетенция органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:29, реферат

Описание

Местное самоуправление - форма народовластия, обеспечивающая организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется в городах, районах, посёлках и на других территориях.
Правовую основу организации местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации; федеральное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления; областное законодательство; уставы (положения) о местном самоуправлении.

Содержание

Введение_____________________________________________________________3
1. Функции муниципального управления.
1.1. Понятие и сущность функций муниципального управления.______________5
1.2 Классификация функций управления.__________________________________7
1.3. Природа функций муниципального управления.________________________11
2. Компетенция органов местного самоуправления.
2.1. Разграничение предметов ведения между органами государственной власти субъекта и местного самоуправления.____________________________________17
3. Правовое содержание функций органов муниципального управления._______22
Заключение.__________________________________________________________24
Список использованной литературы._____________________________________25

Работа состоит из  1 файл

Реферат ГИМУ 2 семестр.docx

— 44.34 Кб (Скачать документ)

К общим функциям муниципального управления, например, относятся:

1. Прогнозирование, программирование и планирование социально - экономического развития территориального образования и контроль выполнения планов и программ. Образуется на базе основных функций «планирование» и «контроль и учёт». Реализуется экономическим органом государственного или муниципального управления.

2. Организация деятельности  органа государственного и муниципального  управления. Образуется на базе  основной функции «организация».  Реализуется руководителями органа  управления и их аппаратом.

3. Контроль цен и тарифов.  Образуется на базе основной  функции «контроль и учёт».  Реализуется отделом цен.

4. Учёт записи актов  гражданского состояния. Образуется  на базе основной функции «контроль  и учёт». Реализуется отделом  ЗАГСа.

5. Регулирование функционирования  хозяйства территориального образования.  Образуется на базе основной  функции «регулирование, координирование». Реализуется руководителями органа  государственного или муниципального  управления обшей компетенции.

Приведёнными общими функциями  муниципального управления не ограничивается их состав. Полный их перечень определяется для каждого уровня муниципального управления на основе компетенции органов управления, устанавливаемой соответствующими законодательными актами.

Кроме общих функций муниципального управления, как выше указывалось, конкретные функции включают частные функции, посредством которых осуществляется управление отраслями хозяйства  соответствующей территории.

В качестве частных функций  муниципального управления рассматривается  управление здравоохранением, управление образованием, управление социальной защитой населения и т.п. При  этом каждая частная функция образуется на базе всей совокупности основных санкций, посредством которых обеспечивается перевод соответствующей отрасли  хозяйства в заданное состояние.

Общие и частные функции  муниципального управления реализуются  соответствующими органами муниципального управления. Кроме того, эти органы управления выполняют также вспомогательные  функции, направленные на организационное, информационное, правовое, делопроизводственное, финансовое, хозяйственное обеспечение  деятельности органа управления.

На основании вышеизложенного, заключаем, что под термином «функция муниципального управления» понимается комплекс однородных работ либо по осуществлению управления соответствующим  территориальным образованием в  целом (общая функция) или отдельной  отраслью хозяйства (частная функция), либо по обеспечению деятельности органа управления (вспомогательная функция).

Функции муниципального управления служат основой для формирования организационной структуры и  процесса муниципального управления соответствующим  территориальным образованием.

От функций муниципального управления необходимо отличать функции  органов и структурных подразделений  муниципального управления.

Под функцией органа или  структурного подразделения муниципального управления понимается комплекс однородных работ, направленный на достижение цели органа или структурного подразделения.

 

 

1.3. Природа функций муниципального управления.

В муниципальном праве  в неявной форме функции управления отождествляются со следующими основными  направлениями деятельности:

1) Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

2) Управление муниципальной  собственностью, финансовыми средствами  местного самоуправления;

3) Обеспечение комплексного  развития территории местного  самоуправления;

4) Обеспечение удовлетворения  потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

5) Охрана общественного порядка;

6) 3ащита интересов и  прав местного самоуправления, гарантированных  Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами.

1) Обеспечение участия населения в решении вопросов местного самоуправления.

Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение  населением муниципального образования  вопросов местного значения. Поэтому, важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для  эффективного участия граждан осуществлении  местного самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся:

а) наличие выборных органов  местного самоуправления;

б) использование в муниципальной  деятельности институтов прямой демократии;

в) наличие материально-финансовой базы для вопросов местного значения. Участие населения муниципального образования в решении местных дел осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно.

Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.

Представительный орган  местного самоуправления избирается на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

Нормы муниципального права  закрепляют институты и формы  прямой демократии, посредством которых  население привлекается к решению  вопросов местного значения, а также осуществляет контроль за деятельностью выборных и иных органов местного самоуправления.

Право на участие в осуществлении  местного самоуправления граждане реализуют  также посредством индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления и к должностным  лицам местного самоуправления.

Гражданам гарантируется  равный доступ к муниципальной службе.

Развитие институтов муниципальной  демократии обеспечивает тесную связь  выборных органов и должностных  лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению.

Последовательная реализация принципа гласности в муниципальной  деятельности служи важным условием обеспечения активного участия  населения в решении вопросов местного значения, контроля за работой  органов местного самоуправления.

2) Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

Каждое муниципальное  образование в соответствии с ч.1 статьи 132 Конституции РФ имеет муниципальную собственность и местный бюджет. Население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.

Права собственника в отношении  имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной  собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных  законами субъектов Российской Федерации  и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать  в аренду, а также отчуждать  в установленном порядке.

Несомненно, что реализация этих и иных полномочий, связанных  с осуществлением рассматриваемой  функции, должна осуществляться в интересах  населения муниципального образования, служить удовлетворению его потребностей.

3) Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Статья 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к ведению местного самоуправления вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение  эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создай необходимых условий жизни и отдыха граждан.

Функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляется, прежде всего, посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчёты об их исполнении. Осуществляя данную функцию, органы местного самоуправления должны учитывать и интересы развития территории субъекта Российской Федерации в целом.

Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования - необходимое условие успешного решения вопросов местной жизни, достижения целей местного самоуправления.

4) Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесённых к ведению муниципальных образований.

К основным целям муниципальной  деятельности относится улучшение  условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности  населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что  предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.

Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают  соответствующие муниципальные  предприятия, учреждения, организации  и службы. Органы местного самоуправления занимаются вопросами организации, содержания и развития муниципальных  учреждений дошкольного, основного  общего и профессионального образования; муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации  и др. Закон также возлагает на органы местного самоуправления вопросы организации снабжения населения топливом; утилизации и переработки бытовых отходов; транспортного обслуживания населения и т.п.

Во - вторых, муниципальные  органы обязаны создавать условия  для жилищного и социально - культурного  строительства; для обеспечения  населения услугами торговли, общественного  питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации  зрелищных мероприятий и т.д. Кроме  того, органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и  содействие занятости населения; противопожарную  безопасность в муниципальном образовании.

В - третьих, органы местного самоуправления регулируют вопросы, относящиеся  к данной области муниципальной  деятельности. Представительные органы местного самоуправления принимают  общеобязательные правила по этим вопросам местной жизни.

В - четвёртых, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых  предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и  свобод граждан, обеспечению стабильного  правового режима муниципального образования.

5) Охрана общественного порядка.

Статья 132 Конституции Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.

Общественный порядок - это  составная часть правопорядка в  нашем обществе, важный элемент правовой основы жизнедеятельности граждан. Поэтому, успешное осуществление данной функции местного самоуправления выступает одним из условий решения общегосударственной задачи обеспечения законности, укрепления правопорядка в Российской Федерации. Органы местного самоуправления организуют и содержат муниципальные органы охраны общественного порядка, осуществляют контроль за их деятельностью.

В обеспечении охраны общественного  порядка на территории муниципального образования принимают участие  комиссии, функционирующие при местной  администрации: административные, по делам  несовершеннолетних, наблюдательные. Кроме того, возможно и участие  населения в реализации данной функции  путём создания народных дружин, использования  других форм общественной самодеятельности граждан.

6) Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством.

В Российской Федерации действует  система государственных гарантий местного самоуправления, включая право  на судебную защиту. Зашита прав местного самоуправления - это важная сторона  государственной деятельности.

Органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями  в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные  полномочия на судебную и иные формы  зашиты интересов и прав местного самоуправления в случае их игнорирования  и нарушения. Всё это даёт основание  выделить в качестве функции местного самоуправления деятельность граждан  и органов местного самоуправления по защите интересов и прав муниципальных  образований, их населения.

Одной из организационных  форм, с помощью которой осуществляется функция зашиты интересов и прав местного самоуправления, являются ассоциации и союзы муниципальных образований. Они образуются в целях координации  деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления  своих прав и интересов.

Этот перечень «основных  направлений деятельности» следовало  бы дополнить ещё и таким направлением как обеспечение условий рационального  природопользования в муниципальном  образовании.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что функции управления (понимаемые как основные направления  управленческой деятельности), осуществляемые на муниципальном уровне, исключительно  разнообразны: в этом ещё раз можно  убедиться, проанализировав приведённый  выше перечень вопросов, отнесённых законом  к ведению местного самоуправления.

Информация о работе Функции и компетенция органов местного самоуправления