Основные принципы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:14, реферат

Описание

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………3
1.1. Понятие и система местного самоуправления в России………………………………………4
1.2. Принципы местного самоуправления……………………………………………………………7
1.3. Функции местного самоуправления……………………………………………………………...9
2.1. Нормативно-правовые акты федерального уровня…………………………………………..11
2.2. Нормативные правовые акты субъектов российской федерации…………………………..17
2.3. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления…….19
Заключение ……………………………………………………………………………………………..24
Список литературы ……………………………………………………………………………………25
Вопрос 2………………………………………………………………………………………………….26
1. Возрождение местного самоуправления в 1990-1995 гг………………………………………..26
2. Развитие местного самоуправления в 1995-2003гг……………………………………………..33
Заключение …………………………………………………………………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

зачет.docx

— 115.78 Кб (Скачать документ)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

 

 

 

ЗАЧЕТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Муниципальное управление»

 

Вопрос 1. Основные принципы и законы МСУ

 Вопрос 2.  Реформы МСУ в 90-х годах XX века.

 

 

 

Выполнил: студент  дистанционной формы обучения

БАННОВА НАТАЛЬЯ  ВАЛЕРЬЕВНА

89247551482, nataly132009@rambler.ru

Проверил_________________________________

Оценка_____________ Подпись______________

 

 

Улан-Удэ

2012

 

Содержание

Стр

Первый вопрос…………………………………………………………………………………………3

Введение …………………………………………………………………………………………………3

1.1. Понятие и система местного  самоуправления в России………………………………………4

1.2. Принципы  местного самоуправления……………………………………………………………7

1.3. Функции местного самоуправления……………………………………………………………...9

2.1. Нормативно-правовые акты федерального уровня…………………………………………..11

2.2. Нормативные правовые акты субъектов российской федерации…………………………..17

2.3. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления…….19

Заключение  ……………………………………………………………………………………………..24

Список  литературы ……………………………………………………………………………………25

Вопрос 2………………………………………………………………………………………………….26

1. Возрождение местного самоуправления в 1990-1995 гг………………………………………..26

2. Развитие местного самоуправления в 1995-2003гг……………………………………………..33

Заключение  …………………………………………………………………………………………….45

 

 

 

Введение

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Особую  актуальность данной проблемы на современном  этапе придают следующие обстоятельства:

- необходимость  преодоления существующей политической  напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;

- потребность   в  развитой органов правоохраны  в субъектах Российской Федерации.   Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти, осуществление ими правоохраны, а также их взаимодействия с органами внутренних дел;

- острота  проблемы укрепления российской  государственности, 
и роли местного самоуправления в системе правоохраны.  
Демократическая система власти способна сохранить централизованное 
государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при 
наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных 
структур управления;

Понятие местного самоуправления, система его  органов, связь этих органов с  населением и центральными органами власти, правоохранительными органами исследовали еще русские правоведы начала XX века. А.Д.Градовский, И.И.Евстихиев, Н.И.Лазаревский, М.И.Свешников и др. Одни русские юристы определяли самоуправление как новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании делами, в вверенными местным административным органам.

 

 

1. Общая характеристика местного  самоуправления в России

1.1. Понятие и система местного самоуправления в России

 

Конституция Российской Федерации (ст. 12) закрепляет один из важнейших элементов  основ конституционного строя - местное  самоуправление, которое выступает  самостоятельной формой осуществления  народом принадлежащей ему власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном  уровне впервые закреплено существование  независимой от государства системы  власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов  местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. определяет местное  самоуправление как признаваемую и  гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения  по решению непосредственно или  через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Приведенные выше формулировки позволяют  сделать вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления — широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению  вопросов местного значения, преодоление  сложившейся в годы Советской  власти традиции решения всех без  исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного  осуществления своей воли и интересов.

Институт местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает  граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и  местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет принципиальное положение о том, что многонациональный народ является единственным источником власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ говорится о том, что осуществление народовластия происходит в различных формах - непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления. В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается о местном самоуправлении (ст. 18, ч. 2 ст. 24, СТ.32, ст. 33).

Следует отметить, что современная  организация местного самоуправления создается в нашей стране не на пустом месте. Впервые местное самоуправление было сформировано в ходе реализации городских реформ Петра 1 (1699-1702 гг.). Принципиальные начала городского самоуправления были закреплены в Грамоте Екатерины  II на права и выгоды городам Российской империи (1785 г.) и получили свое дальнейшее развитие в Городовом положении 1870 г. Самоуправление, осуществлявшееся традиционно в России на уровне сельских общин, получило законодательное оформление при проведении земской реформы. В Положении о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.) достаточно последовательно реализовывалась идея решения населением многих задач губернского и уездного значения. К сожалению, местное самоуправление не было создано на низовом уровне — волости, а потому не достигло в конечном итоге своей цели. Положения Конституции РСФСР 1918 г., закрепившие полновластие Советов на всех уровнях, вплоть до села и поселка, разрушили, по существу, систему Российского самоуправления. И лишь в июле 1993 г. с принятием закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» стали складываться правовые основы современного механизма самоуправления. Они были дополнены положениями указа Президента России от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление в России, его система,  принципы организации  и деятельности должны формироваться  в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом, призванным установить общие принципы организации системы  органов местного самоуправления, что  в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Существенный вклад в возрождение  местного самоуправления, регламентацию  его сущности, организационных форм и полномочий внесла Конституция  России 1993 г. и принятый в развитие ее норм Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанный закон определил, прежде всего, систему местного самоуправления в России. Такая система включает в себя, на наш взгляд, законодательную  регламентацию и практическое осуществление:

территориальных пределов местного самоуправления, его разновидностей;

механизма местного самоуправления;

основных принципов местного самоуправления;

полномочий органов и должностных  лиц местного самоуправления;

гарантий осуществления местного самоуправления.

Принципиальным положением Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления» является указание на то, что его система  базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных образовании. Под муниципальными образованиями Закон (ст. 1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов местного самоуправления. Ими могут быть:

— городские и сельские поселения;

— части указанных поселений (районы городов, микрорайоны,

кварталы, улицы и т. п.);

— совокупности поселений, объединяемых общей территорией

(районы, уезды, сельские округа  — волости, сельсоветы и т.  д.).

Именно эти перечисленные виды территорий, отличающиеся во многом от официальных, административно-территориальных, образований, призваны способствовать населению в решении многообразных  вопросов местного значения. Закон (ст. 1) устанавливает, что к такого рода вопросам относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования. Понятно, что подобные вопросы могут быть решены как в рамках городов, районов, населенных пунктов, так и внутри и вне пределов этих территорий, но в складывающихся муниципальных образованиях.

 

 

1.2. Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления - это основополагающие начала и  идеи, лежащие в основе организации  и функционирования местного самоуправления.

1. Самостоятельность решения населением  всех вопросов местного значения.

В ст. 12 Конституции РФ гарантируется, что местное самоуправление в  пределах свих полномочий самостоятельно. Это значит, что органы местного самоуправления наделяются компетенцией, принадлежащей только им, свободны в осуществлении своих полномочий и несут за это ответственность. Никто не вправе вмешиваться в  решения вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать отменять или приостанавливать их решения, если они приняты в рамках закона.

Принцип самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение  также в ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ.

Вместе с тем самостоятельность  местного самоуправления ограничивается лишь вопросами собственного ведения. В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ реализация государственных полномочий, пере-

данных органам местного самоуправления, подконтрольна государству.

2. Организационное обособление  местного самоуправления в системе  управления обществом & государством.

Конституция РФ впервые закрепила  принципиальное положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти (ст. 12). Это также означает, что местное самоуправление в  пределах своих полномочий самостоятельно. В то же

время органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституция РФ).

Конечно, деятельность органов местного самоуправления, будучи инициативной и самостоятельной, не является абсолютно  независимой и обособленной от деятельности государственных органов. Ведь создание органов местного самоуправления и  их функции определены актами органов  государственной власти и они действуют в рамках общегосударственной политики.

3. Многообразие организационных  форм осуществления местного  самоуправления.

Как уже отмечалось, установление общих принципов организации  местного самоуправления относится  к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

В самих субъектах РФ закрепляются с учетом исторических и иных местных  традиций организационные основы и  различные формы осуществления  местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ). Кроме того, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Информация о работе Основные принципы местного самоуправления