Основные принципы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:14, реферат

Описание

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………3
1.1. Понятие и система местного самоуправления в России………………………………………4
1.2. Принципы местного самоуправления……………………………………………………………7
1.3. Функции местного самоуправления……………………………………………………………...9
2.1. Нормативно-правовые акты федерального уровня…………………………………………..11
2.2. Нормативные правовые акты субъектов российской федерации…………………………..17
2.3. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления…….19
Заключение ……………………………………………………………………………………………..24
Список литературы ……………………………………………………………………………………25
Вопрос 2………………………………………………………………………………………………….26
1. Возрождение местного самоуправления в 1990-1995 гг………………………………………..26
2. Развитие местного самоуправления в 1995-2003гг……………………………………………..33
Заключение …………………………………………………………………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

зачет.docx

— 115.78 Кб (Скачать документ)

В то же время представляется, что  без эффективного местного самоуправления такая страна как Россия с ее колоссальной территорией и огромной дифференциацией  условий не в состоянии успешно  развиваться как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе. Только местное самоуправление как  один из уровней управления страной, приближенный к населению, в состоянии  решать разнообразные проблемы российских городов, включая проведение реформы  ЖКХ, управление социальной сферой и  др.

Практика реализации переходных положений  закона выявила еще ряд проблем. Одной из наиболее серьезных из них  является кадровая. В результате реформы к 355 тыс. ныне работающих в РФ муниципальных служащих должно добавиться еще как минимум 150 тыс. Между тем, работа на муниципальной службе требует от служащего определенного уровня знаний и навыков. Во многих сельских поселениях страны такие кадры имеются не в достаточном количестве, подготовка же новых будет длиться достаточно долго. Весьма схожие проблемы возникли и с депутатским корпусом: из избранных 56 тыс. депутатов муниципальных собраний далеко не все в достаточной мере разбираются в вопросах муниципального, гражданского, бюджетного и налогового законодательства, что является необходимым условием полноценного функционирования представительных органов муниципальных образований.

Финансовые, организационные и  правовые проблемы оказались столь  велики, что поставили под вопрос возможность начала функционирования новой модели местного самоуправления с 1 января 2006 г. (первоначальный срок вступления в действие Закона). В этих условиях федеральными органами власти было принято сложное и неоднозначное решение о переносе срока введения Закона в действие. Данная поправка была поддержана Президентом РФ и приобрела статус Федерального закона №129-ФЗ в редакции 2005 года.

В результате этих изменений  вступление в силу нового Закона о  местном самоуправлении было отложено с 1 января 2006 г. до 1 января 2009 г. Промежуток между этими датами должен стать переходным периодом. В переходный период органы государственной власти субъектов РФ должны разработать законы, определяющие объем полномочий, передаваемых в муниципалитеты на переходный период. Объем этих полномочий может меняться (но не чаще чем раз в год) путем принятия новых законов субъекта РФ, регулирующих тот же вопрос, не позднее, чем за три месяца до начала очередного финансового года. При этом в переходный период по решению органов государственной власти субъекта допускается передача вопросов местного значения вновь образованных поселений органам местного самоуправления муниципальных районов.

 

Заключение

Россия изначально была государством сильно централизованным. И если рассматривать  власть публичную как сложное  понятие, в которое входит и муниципальная, и государственная власть, то, безусловно, последняя занимала значительно  более весомые позиции, не только, не спеша делиться своими функциями, но и стараясь распространить свое влияние на сферу муниципальной  власти. Таким образом территориальная организация местной власти практически на всех этапах истории зависела от власти центральной.

В настоящее время Россия находится  в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

На современном этапе, в условиях действия новой Конституции в  России созданы реальные возможности  для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной  экономической ситуацией, не устоявшейся  системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских  традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием  «ощущения» стабильности непосредственного  участника формирования органов  местного самоуправления - населения.

Современная модель организации местного самоуправления, представляется как  система внешних взаимоотношений - между органами государственной  власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными  и исполнительными органами местного самоуправления.

Местное самоуправление проявляется  в активности населения, осознания  им ответственности за организацию  своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан. Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

Современная модель организации местного самоуправления, в отличии от централизованной системы управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

В силу сложившегося в современной  России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с  различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации  местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который  требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного  сознания, темпов изменения менталитета  российских граждан. Этим объясняется  задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных  прав граждан.

Так же требует реформирования и  система взаимоотношений органов  государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов  федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами.

История убедительно показывает, что, безусловно, опыт самоуправления в  России присутствует, но назвать его  богатым довольно сложно. Элементы самоуправления если и появлялись, то находились под строгим контролем  государственной власти.

Салтыков-Щедрин считал, что единственную помощь, которую центр может оказать  окраинам, можно выразить в четырех  словах: «не мешать жить провинции».

 

1 О местном самоуправлении в РСФСР: Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. // ВСНД и ВСР. 1991. №29. Ст. 1010.

2 Пискотин, М. Проблемы местного самоуправления ждут решения // Рос. Федерация. - М., 1993. - N 3-12. - С. 2-3

3 Закон «О местном самоуправлении в РСФСР»: Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. // ВСНД и ВСР. 1991. №29. Ст. 1010

4 Европейская хартия местного самоуправления. Страсбург, 15 октября 1985 г. // СЗ РФ. 1998. №36. Ст. 4466.

5 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Совет и администрация: спорные вопросы статуса и взаимоотношений // Российский юридический журнал. – 1993. - №1.

6 Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации// РГ. – 1992. 20 марта.

7О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 9 октября 1993 г. // САПП. 1993. №41. Ст. 3924.

8 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.-1993.-№44.-ст.4188.

9 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.-1993.-№44.-ст.4197

10 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.-1993.-№52.-ст.5071

11 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.// Российская газета. 1993. 25 декабря.

12 Сборник законодательства Российской Федерации. 5 декабря 1994, № 43. Ст. 3301.

13 Муниципальное управление: Учебник. – М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2003, С. 39 – 110.

14 Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы: Материалы науч.-практ. конф., 25 янв. 1994г. / МГУ им. М.В.Ломоносова. Юрид. фак. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 67 с

15 Фадеев В. Муниципальное право России. М., 1994. С 24-26.

16 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.// Российская газета. 1993. 25 декабря.

17 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №35. Ст. 3506.

18 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №35. Ст. 3506.

19Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №35. Ст. 3506.

20 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №35. Ст. 3506.

21 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №35. Ст. 3506.

22 См., напр.: Василев В.И.Каким быть главному закону о местном самоуправлении?// Журнал российского права № 12; Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная дума в формировании правового пространства России (1994-2003). М., 2003; Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития // Журнал российского права. 2002 № 10; Савранская О.Л. Благими намерениями выстлана дорога в ад (о готовящейся реформе местного самоуправления) // Проблемы местного самоуправления. 2002. № 4; Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // там же. 2001. № 8. 

23 Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в Формировании правового пространства России (1994-2003). М., 2003.

24 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. // СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822

25 Сравнение законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с одноименным действующим Федеральным законом 1995 г. Сравнение подготовлено национальным демократическим институтом международных отношений (НДИ) (http://www.ndi.ru/ARCHIVE/Russian/Laws/Local_Gov/Comp/index.shtml).

26 СЗ РФ. 1995. №35. Ст. 3506; 2003. №40. Ст. 3822.

27 СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822.

28Тихомиров Ю.А. Правовые акты: Учеб.-практ. и справочное пособие / Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. М., 1999. С. 250.

29 СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822.

30 Маньковская В.И.Учебное пособие. Муниципальные правовые акты. Под ред. док. юрид.наук, профессора В.В. Невинского; председателя комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по местному самоуправлению И.Б. Вольфсона. Изд-во Алтайского государственного университета 2005 г. с.93.

31 Сумская Т.В. Основные вопросы формирования бюджетов местного самоуправления.


Информация о работе Основные принципы местного самоуправления