Контрольная работа по Муниципальному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:08, контрольная работа

Описание

Муниципальное образование - территориальное звено местного самоуправления
Территориальная организация - один из самых сложных вопросов формирования системы местного самоуправления в России. Выбор оптимальных размеров территории, на которой должно осуществляться местное самоуправление, зависит от многих факторов. Этот вопрос по-разному решался на отдельных этапах становления и развития местного самоуправления в России. Так, Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" (1990 год)

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………....... 3
1.1 Понятие, содержание и значение территориальной организации местного самоуправления …………………………………………...…… 3
1.2 Понятие и виды муниципальных образований ……………….……..….. 6
1.3 Межмуниципальное сотрудничество и его роль в развитии местного самоуправления ………………………………………….……………… 12
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………….. 19
2.1 Задача №1 ………………………………………………………….…….. 19
2.2 Задача №2 ……………………………………………………….……….. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТРАТУРЫ …...….

Работа состоит из  1 файл

КР.docx

— 51.64 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  ………………………………………………....... 3

1.1 Понятие, содержание и значение территориальной организации местного самоуправления …………………………………………...…… 3

1.2 Понятие и виды муниципальных  образований ……………….……..….. 6

1.3 Межмуниципальное сотрудничество  и его роль  в развитии местного    самоуправления ………………………………………….……………… 12

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………….. 19

2.1 Задача №1 ………………………………………………………….…….. 19

2.2 Задача №2 ……………………………………………………….……….. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТРАТУРЫ …...….. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1.1 Понятие, содержание и значение территориальной организации

местного самоуправления

 

Муниципальное образование - территориальное звено местного самоуправления

 Территориальная организация  - один из самых сложных вопросов  формирования системы местного  самоуправления в России. Выбор  оптимальных размеров территории, на которой должно осуществляться  местное самоуправление, зависит  от многих факторов. Этот вопрос  по-разному решался на отдельных  этапах становления и развития  местного самоуправления в России. Так, Закон СССР "Об общих  началах местного самоуправления  и местного хозяйства в СССР" (1990 год) и Закон Российской  Федерации "О местном самоуправлении  в РФ" (1991 год) предусматривали  осуществление местного самоуправления  на территориях существующих  административно-территориальных единиц: сельсовет, поселок, сельский  район, город, район в городе  и т.п. При этом одна самоуправляемая  единица находилась в административном  подчинении другой. В Федеральном  законе "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в РФ" 1995 года для описания  самоуправляемой территории был  введен термин "муниципальное  образование" и дано его  определение: "Муниципальное образование  - городское, сельское поселение,  несколько поселений, объединенных  общей территорией, часть поселения,  иная населенная территория, в  пределах которой осуществляется  местное самоуправление, имеются  муниципальная собственность, местный  бюджет и выборные органы местного  самоуправления".

Порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных  образований, установления и изменения  их границ определяется законодательством  субъектов РФ с учетом мнения населения.

При установлении размеров территории каждого конкретного  муниципального образования необходимо учитывать две тенденции. Первая - приближение местной власти к населению. Определяющим фактором является наличие местного сообщества, в интересах которого и осуществляется местное самоуправление. Его интересы диктуют следующие принципы территориальной организации местного самоуправления.

1. Принцип эффективности  самоорганизации, основанный на  осознании населением общих интересов  и участии в их реализации. Эффект самоорганизации снижается  с увеличением размеров территории  и удалением местной власти  от населения.

2. Принцип подконтрольности  органов и должностных лиц  местного самоуправления населению,  требующий максимально возможной  ограниченности территории, что  позволяет населению оперативно  реагировать на действия местной  власти.

3. Принцип транспортной (пешеходной) доступности органов  местного самоуправления для  граждан в течение рабочего  дня. Данный принцип в соответствии  с законами субъектов РФ может  не применяться на территориях  с низкой плотностью сельского  населения, а также в отдаленных  и труднодоступных местностях.

 Вторая тенденция - укрупнение самоуправляемых единиц, обеспечивающее на территории муниципального образования необходимый экономический потенциал, развитую инженерную и социальную инфраструктуру. Последняя необходима для эффективного решения вопросов местного значения и оказания услуг населению.

 Действие отмеченных  предопределяет целесообразность  муниципальных образований разных  типов, решающих разные вопросы  местного значения. Однако Федеральный  закон 1995 года не создал необходимых  для этого предпосылок. Миллионный  город и сельсовет с численностью  населения 2 - 3 тысячи человек  имели одинаковый объем функций и полномочий, хотя возможности этих муниципальных образований существенно разнятся.

 В большинстве зарубежных  стран, особенно крупных, используются  двух- или даже трехуровневые модели территориальной организации местного самоуправления с четким законодательным разграничением функций, полномочий и источников доходов. Так, в Англии и Индии в крупных поселениях и населенных территориях (муниципальные корпорации) и более мелких (муниципалитеты) разнятся объемы полномочий и структуры органов местного управления. В США города (муниципалитеты) располагаются на территориях округов (графств), причем известно, какие услуги жителям оказывает город и какие - округ. Соответственно, житель города платит определенные законом местные налоги и в бюджет города, и в бюджет округа.1

 В разных субъектах  РФ к концу 1990-х годов сложились  различные модели территориальной  организации местного самоуправления.

1. Территориальная, или  районная, модель. Административный  район с расположенными на  его территории городами районного  значения, поселками, волостями,  сельсоветами и сельскими поселениями  составляет единое муниципальное  образование. В городах районного  значения, поселках, волостях и сельсоветах  на территории района создаются  территориальные администрации,  подчиненные администрации района. Число муниципальных образований  в одном субъекте РФ при  данной модели измеряется десятками.  Эта модель проще других в  управлении и была принята  в большинстве субъектов РФ. Однако  она лишает низовые территориальные  единицы, в том числе города  районного значения и крупные  поселки, муниципальной собственности,  своего бюджета и выборных  органов местного самоуправления.

2. Поселенческая, или  волостная, модель. Муниципальными  образованиями являются все города, волости (сельсоветы) и поселки.  В сельских административных  районах были созданы местные  органы государственной власти, поэтому главной особенностью  данной модели является наличие  в субъекте РФ не одного, а  двух уровней государственной  власти - центральной и районной. Число муниципальных образований  в одном субъекте РФ измеряется  сотнями.

3. Двухуровневая модель. Муниципальными образованиями являются  и административные районы, и  поселения внутри районов с  разграничением между ними полномочий, собственности и источников доходов.2

 Тенденцией начала XXI века стало укрупнение муниципальных  образований в субъектах РФ  и переход от поселенческой к районной модели.

 

 

1.2 Понятие и виды муниципальных образований

 

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской  округ либо внутригородская территория городов федерального значения. Обязательными  признаками любых муниципальных  образований являются следующие: наличие  единой населенной территории, в пределах которой осуществляется местное  самоуправление; устав муниципального образования; обособленная муниципальная  собственность; местный бюджет; органы местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным  законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации  существуют 5 видов муниципальных  образований:

- сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода.

- городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения;

- внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.3

В сельских поселениях, включающих два и более населенных пункта, муниципальных районах выделяются административные центры - поселения, в которых расположены органы местного самоуправления соответственно сельского поселения, муниципального района.

 При создании муниципальных  образований учитывается история  складывания местного сообщества, величина его территории, тип  поселений и их число, численность  населения соответствующих поселений,  наличие транспортной, иной инфраструктуры, пешеходная, транспортная доступность  до административного центра  и др.

 Территорию городского  или сельского поселения составляют  исторически сложившиеся земли  населенных пунктов, прилегающие  к ним земли общего пользования,  территории традиционного природопользования  населения соответствующего поселения,  рекреационные земли, земли для  развития поселения. В состав  территории поселения входят  земли независимо от форм собственности  и целевого назначения.

 В границах городского  поселения могут находиться один  город или один поселок с  прилегающей территорией, а также  сельские населенные пункты, не  являющиеся муниципальными образованиями.  Указанный критерий вызывает  сложность при определении территорий  муниципальных образований крупных  городов, традиционно включающих  в свой состав поселки. В границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1 тыс. человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3 тыс. человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1 тыс. человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3 тыс. человек каждый). Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения. В соответствии с законом субъекта РФ статусом сельского поселения с учетом плотности населения этого субъекта и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

 Размеры территории  поселения устанавливаются с  учетом численности его населения.  Границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях.

 Границы поселения  не могут пересекаться границами  населенного пункта. Территория  поселения не может находиться  внутри территории другого поселения.  Территория городского округа  не входит в состав территории  муниципального района. Границы  муниципального района устанавливаются  с учетом необходимости создания  условий для решения вопросов  местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Федерации. Границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.

Информация о работе Контрольная работа по Муниципальному праву