Контрольная работа по Муниципальному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:08, контрольная работа

Описание

Муниципальное образование - территориальное звено местного самоуправления
Территориальная организация - один из самых сложных вопросов формирования системы местного самоуправления в России. Выбор оптимальных размеров территории, на которой должно осуществляться местное самоуправление, зависит от многих факторов. Этот вопрос по-разному решался на отдельных этапах становления и развития местного самоуправления в России. Так, Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" (1990 год)

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………....... 3
1.1 Понятие, содержание и значение территориальной организации местного самоуправления …………………………………………...…… 3
1.2 Понятие и виды муниципальных образований ……………….……..….. 6
1.3 Межмуниципальное сотрудничество и его роль в развитии местного самоуправления ………………………………………….……………… 12
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………….. 19
2.1 Задача №1 ………………………………………………………….…….. 19
2.2 Задача №2 ……………………………………………………….……….. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТРАТУРЫ …...….

Работа состоит из  1 файл

КР.docx

— 51.64 Кб (Скачать документ)

Наделение городского поселения  статусом городского округа осуществляется законом субъекта Федерации при  наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся  социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решенияорганами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

 К территориям с  низкой плотностью населения  относятся территории субъектов  РФ, отдельных муниципальных районов  в субъектах РФ, в которых плотность  населения сельских поселений  более чем в три раза ниже  средней плотности населения  сельских поселений в Российской  Федерации. Перечень субъектов  РФ, отдельных муниципальных районов  в субъектах РФ, территории которых  относятся к территориям с  низкой плотностью населения,  утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению  органов государственной власти  субъектов Федерации, и может  изменяться не чаще одного  раза в пять лет. К территориям  с высокой плотностью населения  относятся территории субъектов  РФ, отдельных муниципальных районов  в субъектах РФ, в которых плотность  населения сельских поселений  более чем в три раза выше  средней плотности населения  сельских поселений в Российской  Федерации. Перечень субъектов  РФ, отдельных муниципальных районов  в субъектах РФ, территории которых  относятся к территориям с  высокой плотностью населения,  также утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Наряду с поселениями  муниципальный район может включать и межселенные территории, т.е. находящиеся  вне границ составляющих район поселений. Городские округа занимают промежуточное  положение между муниципальными образованиями первой и второй групп. С одной стороны, они относятся  к числу городских поселений  и обладают закрепляемыми за ними полномочиями, с другой - наделяются и правами муниципальных районов, не входя в состав последних. Такие  поселения, как Москва, Санкт-Петербург, являются не муниципальными образованиями, а субъектами РФ. Местное самоуправление осуществляется на их отдельных территориях, именуемых внутригородскими территориями, и обладает рядом особенностей.4

По данным Росстата, на 1 января 2011 года, в России насчитывалось 23 304 муниципальных образования. Среди них:

- 1824 муниципальных района;

- 515 городских округов;

- 236 внутригородских территорий города федерального значения: 111 муниципальных образований, городов и посёлков в Санкт-Петербурге и 125 муниципальных образований в Москве;

- 1733 городских поселения;

- 18 996 сельских поселений.5

 

 

 

 

 

1.3 Межмуниципальное сотрудничество и его роль в развитии

местного самоуправления

 

Возможность осуществления  межмуниципального сотрудничества предусмотрена в Европейской  Хартии о местном самоуправлении, ратифицированной Российской Федерацией Законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ.6 Так, в ст. 10 Хартии определено, что органы местного самоуправления имеют право при осуществлении своих полномочий сотрудничать и в рамках закона вступать в ассоциации с другими органами местного самоуправления для осуществления задач, представляющих общий интерес, а также сотрудничать с органами местного самоуправления других государств на условиях, устанавливаемых законом.

Нормы Европейской Хартии были восприняты российским законодательством. Так, в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) вопросам межмуниципального сотрудничества посвящены нормы статьей 8, 66. Закон N 131-ФЗ не раскрывает содержание понятия "межмуниципальное сотрудничество". Вместе с тем из его положений следует, что такое сотрудничество осуществляется в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных образований, советов муниципальных образований субъекта РФ для выражения и защиты их общих интересов: представления указанных интересов в органах государственной власти; взаимодействия с международными организациями и юридическими лицами, а также в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципальных образований для решения вопросов местного значения.

 

Исходя из предусмотренной Европейской Хартией возможности осуществления межмуниципального сотрудничества, а также развитых из нее  положений Закона N 131-ФЗ и правоприменительной практики, в межмуниципальном сотрудничестве можно выделить три основные формы: ассоциативные, договорные и организационно-хозяйственные.

Для реализации целей межмуниципального  сотрудничества в рамках ассоциативной  формы в каждом субъекте РФ предусматривается  образование советов муниципальных  образований. Помимо этого может  быть образовано единое общероссийское объединение муниципальных образований. Такие объединения созданы как  на уровне субъектов Федерации, так  и на федеральном уровне (где действует  Единое общероссийское объединение  муниципальных образований (Конгресс)). Кроме того, с учетом особенностей территориальной и организационной  основы муниципальных образований  на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципалитетов. Такими являются, например, межрегиональные  объединения муниципальных образований (Ассоциация сибирских и дальневосточных  городов, Ассоциация городов юга  России и т.д.).

Действующие сейчас в России ассоциации и союзы муниципальных  образований (муниципальные ассоциации) возникли  вместе с появлением и  развитием института местного самоуправления в его нынешнем виде, т.е. с конца 80-х - начала 90-х годов.  Пятнадцатилетний период функционирования российских муниципальных  ассоциаций говорит о том, что  само это объединительное движение не является искусственным или навязанным кем-то сверху. Оно возникло в силу понимания самими муниципалитетами объективной необходимости объединения  с двумя основными целями:

- передача опыта муниципального управления;

- политическое отстаивание интересов территориальных сообществ районного, городского и поселкового уровней.

Союзы и ассоциации только муниципальных образований не в  состоянии выполнять целый ряд  политических и организационных  функций, необходимых для развития местного самоуправления: они юридически не могут играть роль и пользоваться правами общественно-политических объединений граждан; они не дают возможности прямо участвовать  в их работе физическим лицам, не состоящим  на муниципальной службе, но заинтересованным в развитии местного самоуправления.7

К настоящему моменту стихийно сложилась система организационных  объединений и союзов местных  властей, которая представлена ниже.

Ассоциации и союзы  местных властей, действующие на общероссийском уровне.Основные функции, реализуемые ассоциациями и союзами местных властей, действующими на общероссийском уровне:

1.  защита (лоббирование) интересов своих индивидуальных и коллективных членов в федеральных органах государственной власти;

2. участие в законопроектной работе на федеральном уровне, в подготовке и реализации федеральных программ государственной поддержки местного самоуправления;

3.  организация совместной хозяйственной деятельности местных властей в вопросах, требующих решения на федеральном уровне;

4. организация информационного обмена опытом работы посредством издания различных материалов, проведения мероприятий;

5. организация международного сотрудничества в сфере местного самоуправления.

Примерами общероссийских организаций  являются: Конгресс муниципальных образований, Союз российских городов, Ассоциация малых  и средних городов России, Российский Союз местных властей.

 

 

Межрегиональные объединения  местных властей Российской Федерации.Основные функции:

1.     организация  совместной хозяйственной деятельности  своих членов на межрегиональном  уровне, формирование совместных  программ развития;

2.     организация  межрегиональных информационных  систем, создание и ведение банков  данных;

3.     подготовка  предложений для организационных  структур местного самоуправления  общероссийского уровня по вопросам  федерального законодательства  и другим проблемам, требующим  решения на федеральном уровне.

Примерами межрегиональных  объединений являются: Ассоциация сибирских  и дальневосточных городов (АСДГ), Ассоциация городов Юга России, Союз городов Северо-Запада России (СГ СЗР), Ассоциация муниципальных образований  «Города Урала»,Ассоциация городов Поволжья.

Ассоциации городов и  союзы субъектов Российской Федерации (регионалные союзы).Основные функции:

1.  представление и защита местных властей в органах государственной власти субъектов Российской Федерации;

2.  участие в законопроектной деятельности края, области, республики, когда затрагиваются интересы местного самоуправления, организация взаимопомощи в создании местных нормативных актов;

3. обмен опытом, обеспечение представителей местных властей (особенно малых городов, поселков) информацией, полученной из общероссийских и межрегиональных ассоциаций;

4. кооперирование в решении задач социально-экономического развития, участие в реализации региональных программ.

Примеры: Некоммерческая ассоциация -Союз муниципальных образований Ульяновской области, Союз глав Республики Саха (Якутия).

Специализированные ассоциации и союзы местных властей Российской Федерации. Функции этого типа ассоциаций и союзов в целом аналогичны функциям региональных и межрегиональных объединений с учетом специфики и характера объединенного круга городов, входящих в ассоциацию или союз.

В настоящее время к  ним относятся: Ассоциация ЗАТО Минатома России, Ассоциация ЗАТО Минобороны России, Союз развития наукоградов России, Ассоциация шахтерских городов.8

Согласно ч. 4 ст. 8 Закона N 131-ФЗ в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципальных образований для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Такая форма межмуниципального сотрудничества называется договорной (на данном этапе в нашей стране органы местного самоуправления не в полной мере реализуют потенциал разрешенных законодательством способов взаимодействия муниципальных образований).

Указанная форма сотрудничества находит применение в разных сферах общественных отношений, возникающих  на межмуниципальном уровне: культурный обмен, обмен опытом, информационный обмен, создание совместных совещательных  органов без образования юридического лица. Сегодня в качестве вариантов  такого межмуниципального взаимодействия можно отметить заключение органами местного самоуправления различного рода соглашений о намерениях, договоров  о сотрудничестве, по обмену опытом, оказанию методической и консультативной  помощи. В то же время на сегодняшний  день не полностью используется возможность  объединения ресурсов муниципалитетов  для решения вопросов местного значения путем заключения хозяйственных  договоров в соответствии с гражданским  законодательством.

Действующее российское законодательство предусматривает еще один способ взаимодействия муниципальных образований - межмуниципальное хозяйственное сотрудничество, реализуемое путем создания юридических  лиц совместно несколькими муниципальными образованиями. Закон N 131-ФЗ предусматривает, что для реализации экономических целей межмуниципального сотрудничества могут быть учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, автономные некоммерческие организации и фонды). При этом указанные организации не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

Следует признать, что в  настоящее время хозяйственное  межмуниципальное сотрудничество в  значительной мере вытеснено такой  формой взаимодействия муниципальных  образований, как заключение соглашений между муниципальными районами и  поселениями о передаче полномочий по решению вопросов местного значения. Закон N 131-ФЗ предусматривает возможность заключения соглашений о передаче соответствующих полномочий не только от поселений муниципальному району, но и от муниципального района входящим в него поселениям.

В связи с тем, что в большинстве поселений отсутствуют финансовые, организационные, кадровые и материально технические ресурсы для исполнения закрепленных за ними вопросов местного значения, органы местного самоуправления таких поселений на основе соглашений передают значительную часть своих полномочий по решению указанных вопросов органам местного самоуправления муниципальных районов. В то же время в данном случае наделение таких территорий статусом муниципальных образований приобретает формальный характер, поскольку население указанных поселений фактически лишается возможности самостоятельно осуществлять местное самоуправление на соответствующих территориях и такие поселения не обладают какой-либо финансовой и публичной самостоятельностью. При этом передачу части полномочий органов местного самоуправления поселений на уровень муниципальных районов не во всех случаях можно признать эффективной. Кроме того, получившая широкое распространение практика передачи полномочий преимущественно от поселений муниципальным районам подменяет собой другие формы межмуниципального сотрудничества. В связи с этим данный процесс требует дополнительного законодательного регулирования.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Информация о работе Контрольная работа по Муниципальному праву