Формирование и реализация государственной политики: в сфере наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:23, курсовая работа

Описание

Цель работы: Рассмотреть явление наркомании как социальную девиацию молодежи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- охарактеризовать потребление наркотических средств среди молодежи как социальную девиацию;

- выявить аспекты анализа наркомании как явления;

- проанализировать статистику употребления наркотических средств в молодежной среде;

- определить взаимосвязь социальной среды и потребления наркотических средств;

- выявить влияние семейной среды на отношение молодежи к наркотическим средствам;

- выявить влияние среды досуга на отношение молодежи к наркотическим средствам;

- определить влияние физической культуры и спорта на отношение молодежи к наркотическим средствам;

- дать рекомендации по проведению антинаркотической политики в России;

- охарактеризовать антинаркотическую политику в сфере образование, воспитания, досуга, занятности;

- описать особенности антинаркотической работы с семьей;

- проанализировать тенденции совершенствования нормативного правового, организационного и кадрового обеспечения антинаркотической работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ 6
1.1. Аспекты анализа наркомании как явления 6
1.2. Статистика употребления наркотических средств в молодежной среде 17
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 27
2.1. Влияние семейной среды на отношение молодежи к наркотическим средствам 27
2.2. Влияние среды досуга на отношение молодежи к наркотическим средствам 31
2.3. Влияние физической культуры и спорта на отношение молодежи к наркотическим средствам 33
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 37
3.1. Образование, воспитание, досуг, занятность 38
3.2. Работа с семьей 41
3.3. Совершенствование нормативного правового, организационного и кадрового обеспечения антинаркотической работы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Работа состоит из  1 файл

Гузель.doc

— 345.50 Кб (Скачать документ)

     Разработать и реализовать комплекс мер по обеспечению общественно полезной занятости несовершеннолетних и  молодежи, включая оптимизацию механизма  организации и финансирования трудовой занятости несовершеннолетних и  молодежи, создание реального механизма квотирования рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи (сирот, инвалидов и других категорий, находящихся в трудной жизненной ситуации).

     Принять меры по развитию и поддержке волонтерского  движения в деятельности студенческих и иных молодежных общественных объединений, включая решение вопросов подготовки кадров для волонтерского движения. Обеспечить привлечение подростков и молодежи к решению проблем детской безнадзорности и беспризорности, детско-молодежной преступности и наркомании, в том числе по таким направлениям, как выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, участие в организации профилактической, воспитательной, психолого-педагогической и социально-педагогической работы с ними; организация работы с детьми по месту жительства, вовлечение их в занятия физической культурой и спортом, обеспечение активного творческого досуга и занятости детей и подростков («уличная работа» с детьми, занятия в спортивных кружках, секциях, клубах, работа в лагерях труда и отдыха, спортивно-оздоровительных лагерях в каникулярный период и другие формы социально значимых общественных работ).

3.2. Работа с семьей

 

     Необходимо  разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение социально-правового  статуса семьи, психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного ответственного отношения к выполнению обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей, развитие инфраструктуры комплексной социально-педагогической и медико-психологической помощи детям и их родителям (законным представителям), в том числе [31, с. 462-468]:

  • принять дополнительные меры по организации информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями), оказанию им соответствующей психолого-педагогической и социально-правовой помощи в воспитании детей, в том числе посредством организации “родительского всеобуча”, семейного консультирования, формирования “групп родительской поддержки”;
  • создать сеть кабинетов семейного консультирования и психологической помощи семьям, имеющим проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами;
  • обеспечить родителей (законных представителей) информацией об органах и учреждениях, оказывающих психологическую, медицинскую, педагогическую, социальную, правовую помощь несовершеннолетним с проблемами в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации (включая проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, а также о существующих возможностях организации творческого досуга и занятости детей и подростков;
  • реформировать деятельность органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в целях организации активной работы не только с детьми, лишенными родительского попечения, но и с “родительскими” детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
  • ввести новые формы профилактической работы с семьями и детьми, нуждающимися в оказании помощи, на ранних стадиях их социального неблагополучия, в целях своевременного выявления, вмешательства и комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка;
  • разработать и реализовать систему мер по обеспечению первоочередной государственной поддержки социально уязвимых, многодетных и молодых семей, созданию наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семей с несколькими детьми;
  • обеспечить разработку механизмов материальной поддержки семей при рождении и воспитании детей, регулярный пересмотр размеров социальных выплат и налоговых льгот, предоставляемых семьям с детьми, а также выплат денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • ввести социально-образовательный полис для детей из социально незащищенных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • реализовать комплекс мероприятий по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемные семьи, другие формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ);
  • реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование системы защиты прав и законных интересов детей, молодежи и их родителей, расширение доступа несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) к различным формам правовой защиты, в том числе:
    1. завершить создание и обеспечить эффективное функционирование системы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на региональном и муниципальном уровнях для координации действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по защите прав и законных интересов детей и подростков, оказанию им помощи в социальной адаптации и интеграции в общество;
    2. создать сеть общественных приемных по защите прав детей на региональном и муниципальном уровнях;
    3. создать ювенальные суды либо обеспечить реальное введение во всех судах специализации судей по делам несовершеннолетних.

     3.3. Совершенствование нормативного правового, организационного и кадрового обеспечения антинаркотической работы

 

     В рамках данного направления необходимо:

     1) обеспечить повышение эффективности в сфере координации и контроля за осуществлением антинаркотических мероприятий на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, в этих целях:

  • расширить возможности Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, соответствующих межведомственных комиссий на региональном и муниципальном уровнях за счет создания постоянно действующих на штатной основе рабочих органов;
  • ввести обязательную статистическую отчетность об антинаркотической работе всех участвующих в ней федеральных и территориальных ведомств на основе единой системы унифицированных статистических показателей эффективности указанной работы.

     2) Обеспечить совершенствование законодательного и нормативного правового регулирования правоотношений в сфере антинаркотической пропаганды, профилактики наркомании, выявления, лечения и медико-социальной реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотиками, больных наркоманией (токсикоманией).

     3) Ускорить разработку и принятие соответствующих федеральных законов и подзаконных актов, необходимых для их полноценной реализации, в том числе:

  • принять федеральный Закон «О предупреждении наркомании и токсикомании»;
  • пересмотреть соответствующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации с целью дифференциации наказания за наркопреступления различной степени тяжести, в том числе рассмотреть вопрос об ужесточении мер наказания за незаконное изготовление и сбыт наркотических средств и психотропных препаратов, склонение к потреблению наркотических средств и психотропных препаратов, организацию либо содержание притонов для их потребления, незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства;
  • внести в законодательство изменения и дополнения, предусматривающие возможность освобождения от наказания лиц, впервые осужденных за совершение ряда преступлений небольшой и средней тяжести, больных наркоманией (токсикоманией), согласившихся пройти курс лечения и (или) реабилитации; возможность недобровольного лечения и (или) реабилитации лиц, больных наркоманией (токсикоманией), не совершивших преступлений, но уклоняющихся от добровольного лечения;
  • рассмотреть вопрос о ежегодном пересмотре списка лекарственных препаратов, обладающих наркотическим действием и не предусмотренных для свободной продажи;
  • официально приравнять пиво к алкогольным напиткам с последующим ограничением рекламы и оборота;
  • ввести дополнительный налог на производство и продажу алкогольной и табачной продукции с направлением полученных средств на развитие системы досуга и занятости детей и подростков;
  • законодательно гарантировать государственную поддержку общественным и религиозным организациям, активно участвующим в профилактике наркотизации молодежи.

     4) Создать законодательную базу для предоставления налоговых льгот предприятиям, организациям всех форм собственности, оказывающих помощь в укреплении материально-технической базы учреждений образования, социальной защиты населения, здравоохранения, в том числе лечебно-реабилитационных учреждений для лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, больных наркоманией и токсикоманией, иных детских и молодежных учреждений, в устройстве выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений начального профессионального образования и других образовательных учреждений.

     5) Реализовать мероприятия по научно-методическому и информационному обеспечению антинаркотической деятельности органов и учреждений, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними и молодежью, предусматривающие:

  • обмен опытом в сфере организации антинаркотической профилактической и реабилитационной работы, организацию взаимодействия с зарубежными партнерами в данной области; проведение в этих целях совещаний, семинаров, конференций (региональных, всероссийских, международных) по вопросам профилактики наркомании и правонарушений несовершеннолетних и молодежи, защиты их прав; поддержку учреждений, реализующих инновационные программы и проекты антинаркотической направленности, с последующим распространением опыта их работы;
  • подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по проблемам профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков в системе высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Продолжение обучения педагогических работников на базе центров повышения квалификации в 7 федеральных округах с последующим применением специалистами, прошедшими курс обучения, полученного опыта в организации антинаркотической профилактической работы, обучением работников системы образования по данной проблематике на региональном и муниципальном уровнях;
  • развитие научных исследований в области профилактики наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, лечения и реабилитации лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, больных наркоманией и токсикоманией;
  • обеспечение органов и учреждений, осуществляющих антинаркотическую профилактическую работу, методическими материалами по проблемам профилактики наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, защиты их прав;
  • проведение ежегодного мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях.

     6) Разработать и реализовать систему целенаправленной информационно-просветительской работы с населением по антинаркотической пропаганде, утверждению в обществе принципов здорового и культурно-нравственного образа жизни. Обеспечить эффективное конструктивное взаимодействие со средствами массовой информации, общественными объединениями по вопросам профилактики наркомании, включая разъяснительную работу с журналистами, освещающими проблемы профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков; реализацию мер по усилению в СМИ прямой и косвенной антинаркотической пропаганды путем переориентации продукции СМИ с праздно-развлекательной на познавательно-развлекательную, создания и распространения роликов прямой социальной рекламы; увеличение в сетке телерадиовещания (прежде всего на государственных теле- радиоканалах) объема регулярных тематических информационно-образовательных программ профилактической, воспитательной, спортивно-оздоровительной направленности, специализированных программ для детей и молодежи с учетом особенностей восприятия данных возрастных категорий.

     7) Обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами, в том числе по следующим направлениям:

  • выявление, учет и взаимное информирование о несовершеннолетних и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечение распространения наркотиков и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях, местах досуга несовершеннолетних и молодежи;
  • разработка и реализация комплекса мер по улучшению охраны здоровья несовершеннолетних и молодежи, включая регулярные медицинские профилактические осмотры обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, в том числе с целью выявления лиц (с согласия обследуемых либо с согласия родителей, законных представителей) потребляющих наркотики, последующего оказания им необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
  • обеспечение контроля за реализацией законодательства в части ограничения и (или) запрещения оборота, пропаганды и рекламы наркотических средств, психотропных препаратов и их прекурсоров, алкогольных напитков и табачных изделий; разработка реально действующего порядка применения мер ответственности к юридическим лицам за нарушение законодательства в данной области;
  • обеспечение защиты детей и молодежи от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, включая обеспечение экспертной оценки печатной, кино, аудио- и видео-продукции, а также продукции, распространяемой в Интернет-сети.

     8) Принять меры по совершенствованию механизма дополнительного финансирования мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, в том числе посредством создания федерального внебюджетного фонда противодействию незаконному обороту наркотиков и перечисления в указанный фонд части средств, полученных в результате конфискации доходов от деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.

     9) Принять меры по укреплению материально-технической базы и увеличению штатной численности органов и учреждений, осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в соответствии с реальными потребностями. Обеспечить повышение статуса работников указанных органов и учреждений, предусмотреть меры по стимулированию их деятельности, включая соответствующее повышение размеров оплаты труда.

     заключение

 

     Нынешняя  молодежь составляет две трети всех актуальных потребителей наркотиков. Общее же количество всех хотя бы однажды  пробовавших наркотики приближается сейчас к трети (30%) от численности  городской молодежи. Этот достаточно тревожный показатель, тем не менее, примерно вдвое ниже того, который на протяжении двадцати с лишним лет ежегодно регистрируется общенациональным Monitoring the Future Study у выпускников средних школ Соединенных Штатов. Понятно, что подобное соотношение национальных показателей не означает, что Россия должна непременно и здесь "догнать и перегнать Америку", однако, это свидетельствует о том, что о нашей "национальной катастрофе" в этой области говорить можно лишь чисто метафорически. Количество приобщенных к анаше или другим производным конопли практически равно общей численности молодых людей, сообщивших о том, что им когда-либо приходилось употреблять какой-нибудь из наркотиков. Поскольку эта группа наркотических средств используется, как правило, в форме курения, то общие приемы борьбы с ним оказываются на переднем рубеже блокирования спроса на эти наркотики. Все остальные наркотические средства (в том числе героин и другие опиаты) имеют пока заметно меньшее распространение.

     Несмотря на достигнутые успехи – уменьшение числа больных наркоманией среди подростков и снижение масштабов наркопреступности, негативные тенденции наркотизации населения сохранились. Это означает, что меры по стабилизации и оздоровлению наркотической ситуации в стране оказались неадекватными масштабам наркотизации подростков и молодежи. Продолжающееся потребление ими наркотических средств сопровождается крайне отрицательными последствиями – полной биологической, генетической и социальной деградацией личности. Речь идет о причинении вреда здоровью молодого поколения, о подрыве социальной основы будущей России. Масштабы и темпы приобщения подростков и молодежи к потреблению наркотических средств сегодня все еще таковы, что это угрожает национальной безопасности страны. 

Информация о работе Формирование и реализация государственной политики: в сфере наркомании