Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:23, курсовая работа
Цель работы: Рассмотреть явление наркомании как социальную девиацию молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать потребление наркотических средств среди молодежи как социальную девиацию;
- выявить аспекты анализа наркомании как явления;
- проанализировать статистику употребления наркотических средств в молодежной среде;
- определить взаимосвязь социальной среды и потребления наркотических средств;
- выявить влияние семейной среды на отношение молодежи к наркотическим средствам;
- выявить влияние среды досуга на отношение молодежи к наркотическим средствам;
- определить влияние физической культуры и спорта на отношение молодежи к наркотическим средствам;
- дать рекомендации по проведению антинаркотической политики в России;
- охарактеризовать антинаркотическую политику в сфере образование, воспитания, досуга, занятности;
- описать особенности антинаркотической работы с семьей;
- проанализировать тенденции совершенствования нормативного правового, организационного и кадрового обеспечения антинаркотической работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ 6
1.1. Аспекты анализа наркомании как явления 6
1.2. Статистика употребления наркотических средств в молодежной среде 17
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 27
2.1. Влияние семейной среды на отношение молодежи к наркотическим средствам 27
2.2. Влияние среды досуга на отношение молодежи к наркотическим средствам 31
2.3. Влияние физической культуры и спорта на отношение молодежи к наркотическим средствам 33
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 37
3.1. Образование, воспитание, досуг, занятность 38
3.2. Работа с семьей 41
3.3. Совершенствование нормативного правового, организационного и кадрового обеспечения антинаркотической работы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Таблица 4
Среднегодовой
объем потребления
подростками и
молодежью наркотических
средств и их стоимость, %
| Отношение к наркотическим средствам | Число
человек, тыс. |
Среднее число розничных доз в год на одного потребляю-щего | Общее количество потребляе-мых доз в год, тыс. | Средняя стоимость одной дозы, руб. | Общая стоимость потребляе-мых доз в год, руб. | Общая стоимость потребляе-мых доз в год, долл. США |
| Потребляют 2-3 раза в месяц | 2 119 | 32 | 67 808 | 130 | 8 млрд. 815 млн. |
279,8 млн. |
| Потребляют 1 раз в неделю | 835 | 93 | 77 655 | 180 | 13 млрд. 977,9 млн. | 443,7 млн. |
| Потребляют 2-3 раза в неделю | 770 | 140 | 107 800 | 180 | 19 млрд. 404 млн. |
616 млн. |
| Потребляют ежедневно | 481 | 340 | 163 540 | 220 | 35 млрд. 978,8 млн. | 1 млрд. 142,2 млн. |
| ИТОГО | 4 205 | - | 416 803 | - | 78 млрд. 175,7 млн. | 2 млрд. 481,7 млн. |
Если экстраполировать данные табл. 4 на все население России, то окажется, что в 2002 году россияне употребили примерно 695 миллионов розничных доз наркотических средств на общую сумму 130 миллиардов 290 миллионов рублей, или 4 миллиарда 136 миллионов долларов США. Расходы молодежи на приобретение наркотических средств велики в европейской части России, на Севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
По официальному критерию, принятому Главным управлением по борьбе с контрабандой Таможенной службы России, себестоимость одной розничной дозы наркотика составляет в среднем 30 рублей. Согласно данным мониторинга, на российском розничном рынке такая доза продается в среднем за 150 рублей, в результате чего средняя потенциальная прибыль только малого опта и розничных наркоторговцев составляет не менее 500%. Естественно, потери наркомафии велики. Однако даже при больших потерях рентабельность российского наркорынка высока.
Подростки
и молодежь потребляют прежде всего
препараты каннабиса (конопли), которые
среди потребляемых или испробованных
наркотических средств
| Рис. 3. Относительная доля различных видов наркотических средств и психоактивных веществ в общем объеме испробованных или потребляемых подростками и молодежью, % |
Приведем
данные о частоте потребления
наркотических средств
Таблица 5
Доля подростков и молодежи, пробовавших или потребляющих различные виды наркотических средств и психоактивных веществ, в зависимости от частоты потребления, %
| Наркотические средства и психоактивные вещества | Частота потребления наркотических средств | ||
| Пробовали
1-3 раза |
Потребляют
с частотой 2-5 раз в месяц |
Потребляют
не реже 2-3 раз в неделю | |
| Препараты конопли | 80,6 | 82,2 | 60,0 |
| Препараты опийной группы | 12,4 | 25,4 | 44,6 |
| Кокаин | 4,2 | 8,7 | 15,2 |
| Галлюциногены | 5,4 | 8,1 | 5,6 |
| Психостимуляторы | 2,2 | 8,1 | 11,8 |
| Ингалянты | 4,4 | 2,2 | 15,9 |
| Лекарственные препараты | 2,9 | 10,3 | 9,7 |
| Иные психоактивные вещества | 4,6 | 3,5 | 3,1 |
Примечание. В таблице приведены результаты опроса, читаемые по столбцам. Сумма данных по каждому столбцу превышает 100%, так как часть опрошенных пробовала или потребляла несколько видов наркотических средств.
Абсолютное большинство пробовавших или потребляющих наркотические средства «прошли» через препараты конопли (см. рис. 4).
| Рис. 4. Соотношение пробовавших или потребляющих по видам наркотических средств и психоактивных веществ, % |
Примечание. Основа расчета (приняты за 100%) – те 29,8% опрошенных, кто пробовал или потребляет наркотические средства. При этом часть опрошенных могла пробовать или потребляет 2-3 вида наркотических средств.
Подростки и молодежь пробовали или потребляют чаще всего препараты конопли и опийной группы.
Виды
наркотических средств и
28,0 – Препараты конопли (каннабиса): 10,9 – гашиш; 8,7 – марихуана; 8,4 – другие виды каннабиоидных препаратов;
4,8 – Препараты опийной группы: 4,2 – героин; 0,5 – опиум; 0,1 – другие препараты.
2,1 – Кокаин.
1,9 – Галлюциногены: 1,2 – ЛСД; 0,5 – галлюциногенные грибы; 0,2 – другие галлюциногены.
1,6 – Психостимуляторы (амфетаминоподобные): 0,6 – первитин; 0,2 – эфедрон; 0,1 – амфетамин; 0,1 – синтетические наркопрепараты; 0,6 – другие психостимуляторы.
1,9 – Ингалянты: 1,2 – клей; 0,7 – другие вещества
1,8 – Лекарственные препараты: 0,4 – димедрол; 0,3 – фенозепам; 1,6 – другие лекарственные препараты.
3,6 – Иные виды наркотических средств и психоактивных веществ.
Приведем
схему доминирующих в потреблении
обследованных подростков и молодежи
наркотических препаратов и психоактивных
веществ после трехкратной част
Таблица 6
Наркотические
средства и психоактивные
вещества, доминирующие
в потреблении
после смены их
видов частью подростков
и молодежи
|
Судя по схеме, препараты конопли и опийной группы часто заменяют друг друга. Они чаще всего присутствуют в «меню» подростков и молодежи, независимо от того, с какого наркотического средства те начинали. Первоначальные виды наркотических средств присутствуют и в последующем. Так, наиболее устойчивы в своей привязанности потребляющие препараты конопли и опийной группы. Среди начинавших с потребления препаратов конопли в последующем каждый пятый перешел к потреблению препаратов опийной группы, а остальные стали потреблять галлюциногены, лекарственные препараты, психостимуляторы. Среди начинавших потребление с препаратов опийной группы в последующем каждый четвертый перешел к потреблению препаратов конопли, некоторые – психостимуляторов. Среди начинавших потребление с галлюциногенов в последующем шестая часть перешла к потреблению препаратов опийной группы и лекарственных препаратов. Среди начинавших потребление со психостимуляторов в последующем 50% перешли к потреблению препаратов каннабиса и каждый десятый – лекарственных препаратов. Среди начинавших потребление с ингалянтов в последующем половина перешла к потреблению препаратов конопли, пятая часть – лекарственных препаратов, каждый десятый – препаратов опийной группы. Среди начинавших с потребления лекарственных препаратов в последующем шестая часть перешла к потреблению препаратов опийной группы [24, с. 80].
Главные
мотивы предпочтения того или иного наркотического
средства, высказанные опрошенными:
за компанию, легче достать,
менее вредно для организма,
дешевле, дает больше
удовольствия (см. рис. 5)
| Рис. 5. Мотивы потребления подростками и молодежью того или иного вида наркотических средств или психоактивных веществ (за 100% принята численность всех потребляющих, с любой частотой), % |
Среди факторов, воздействующих на становление личности, формирование ценностных ориентаций, важнейшую роль играет социальная среда. Многие элементы этой среды для подростков и молодежи являются для них референтными и участвуют в формировании молодежной субкультуры, которая в условиях трансформации общественных отношений в рыночные претерпевает серьезные изменения. Коммерческие интересы рынка стимулировали широкое внедрение примитивных и порнографических элементов массовой культуры, некритическое заимствование маргинальных субкультур. Происходит индивидуализация интересов, что влечет за собой замыкание части подростков и молодежи в узких корпоративных группах. Рассмотрим различные аспекты социальной среды, в которой формируются культурные потребности и ценностные ориентации российских подростков и молодежи.
В полной семье проживают 79,5 % подростков и молодежи в возрасте 11-24 года. Родные мать и отец составляют 64 % полных семей. Еще 7,5 % – это собственные молодые семьи. Семьи, в которых роль одного из родителей выполняет мачеха, отчим, опекунша или опекун, составляют 8,5 %. Среди старших возрастных групп обследованных 4,5 % имеют своих детей, то есть сами являются родителями.Материальные условия проживания в семье у подавляющей части опрошенных, согласно их самооценкам, «средние». Лишь немногие говорят о бедности (см. рис. 6).
Однако следует учитывать, что подобного рода оценки носят субъективный характер и, как правило, отягощены понятием «престиж». Не случайно в поселениях любой степени урбанизированности подростки и молодежь оценивают материальное положение своей семьи схоже – считают ее либо средне обеспеченной (70-78 %), либо живущей в полном достатке (12-18 %).
Информация о работе Формирование и реализация государственной политики: в сфере наркомании