Европейский суд по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:44, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена возросшей необходимостью защиты прав и свобод человека в связи с продолжающимися процессами формирования социально-экономической, политической и духовной сфер жизни общества, а также в связи с дальнейшей реорганизацией государственной власти в нашей стране на современном этапе, построением правового государства и активным формированием институтов гражданского общества.
Нарушение прав и свобод человека одна из острых проблем, стоящих перед человечеством на протяжении многих лет. Несмотря на это, многие годы в мире не признавались даже основные, естественные права человека: на жизнь, неприкосновенность личности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД 5
1.1 Основные положения 5
1.2.Структура Конвенции о защите прав человека 8
Глава 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 9
2.1. История создания и общая характеристика 9
2.2. Структура суда 11
2.3. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде 15
2.3.1. Определение приемлемости или неприемлемости жалобы 15
2.3.2. Рассмотрение дела по существу 19
Заключение 24
Список использованной литературы: 26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА европейский суд.docx

— 77.09 Кб (Скачать документ)

    Комитет в составе пяти членов Большой  Палаты, призванный рассматривать прошения. Образуется из:

    - Председателя Суда,

    - Председателей Секций или, если  они лишены возможности участвовать  в заседании, их заместителей, кроме Секции, из которой была  создана Палата, рассматривавшая  дело, в отношении которого подано  прошение о направлении в Большую  Палату, - одного дополнительного  судьи, назначенного в порядке  очередности из числа судей,  которые не рассматривали дело  в Палате.

    Судья, избранный от государства, выступающий  стороной в деле, или являющийся его гражданином, не может быть членом указанного Комитета.

    Всякий  член Комитета, который не может  участвовать в заседании, заменяется другим судьей, не рассматривавшим  дело в Палате и назначаемым в  порядке очередности.9

    Палаты  образуются на пленарных заседаниях Суда по предложению Председателя на срок три года и действуют с  момента избрания Председателей  и их заместителей. Должны существовать по крайней мере четыре Секции.

    Каждый  судья должен быть членом какой-либо Секции. Состав Секций должен быть сбалансирован  по географическому и половому признаку и должен отражать различные правовые системы государств-участников Конвенции.

    В случаях, когда судья перестает  быть членом Суда до истечения срока, на который была образована Секция, его место в Секции занимает преемник этого судьи в качестве члена  Суда.

    Председатель  Суда может, в виде исключения, вносить  изменения в состав Секций, если этого требуют обстоятельства. По предложению Председателя, Суд на пленарном заседании может образовать дополнительную Секцию.10

    Полномочия  Большой Палаты:

    • выносит решения по жалобам, когда какая-либо из Палат уступила юрисдикцию или когда дело направлено ей;
    • рассматривает запросы о вынесении консультативных заключений.11

    Комитеты  в составе трех судей одной  Секции образуются Конвенции. Количество создаваемых Комитетов определяется Председателем Суда после проведения консультаций с Председателями Секций. Комитеты образуются на срок двенадцать месяцев из членов Секции в порядке очередности, за исключением Председателя Секции. Судьям Секции, которые не входят в состав какого-либо Комитета, может быть поручено замещение тех его членов, которые не в состоянии участвовать в заседании. Обязанности председательствующего в каждом Комитете выполняются тем из его членов, который имеет старшинство в соответствующей Секции.12

           Секретариат состоит  из секретариатов Секций, равных  по числу Секциям, которые образованы  Судом, а также из отделов,  которые выполняют необходимые  для обслуживания Суда функции  юридического и административного  характера.

    Секретарь Секции оказывает помощь Секции в  выполнении его функций и в  этом ему может помогать заместитель  Секретаря Секции.13

    Суд может рассматривать дела только в отношении государств, признавших его обязательную юрисдикцию или  согласившихся на передачу конкретного  дела в Суд. Дела может передавать в Суд государство. После 1 октября 1994 г., когда вступил в силу Протокол 9 к Конвенции, дело могут передавать в Суд также лицо, группа лиц  или неправительственная организация. Если дело передает в Суд сам податель жалобы в соответствии с Протоколом 9, то группа в составе трех судей, включая судью, избранного от заинтересованного  государства, может принять единогласное решение о том, что дело не будет  рассматриваться Судом; в этом случае решение по делу принимает Комитет  министров. Заявитель и его адвокат  могут участвовать в разбирательстве, проводимом Судом, и представлять памятные записки и устные аргументы в  ходе слушаний. Для рассмотрения дел  Суд образует камеры из девяти судей. Членами камеры ex officio становятся председатель или заместитель председателя, а также судья – гражданин государства, являющегося стороной в споре. Если "национальный судья" не может заседать или берет самоотвод, то соответствующее государство может назначить специального судью. Имена остальных членов камеры определяются по жребию. Образованная таким образом камера может, а при некоторых обстоятельствах должна отказаться от своей юрисдикции в пользу Большой камеры в составе девятнадцати судей, которая в исключительных случаях, в свою очередь, может отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда.14

    2.3. Порядок рассмотрения  дел в Европейском  суде

    2.3.1. Определение приемлемости или неприемлемости жалобы

    Европейская конвенция о защите прав и свобод граждан предусматривает два  типа процедур контроля, за исполнением ее положений: рассмотрение докладов и рассмотрение индивидуальных сообщений. Рассмотрение индивидуальных сообщений проходит два основных этапа:

  • определение приемлемости или неприемлемости жалобы, причем этот вопрос может возникнуть  на любой  стадии изучения спора;
  • решение вопроса по существу.

    «Европейский суд по правам человека признает Вашу жалобу приемлемой, если соблюдены следующие условия:

  • Были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права.
  • С даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу прошло не более 6 месяцев.
  • Вы являетесь жертвой нарушения со стороны Государства, ратифицировавшего Конвенцию или соответствующий протокол к ней.
  • Нарушение Ваших прав произошло позже даты ратификации.
  • Необходимые дополнения к требованиям:
  • Вы соблюли все необходимые формальности.
  • Вы правильно заполнили нужную форму.
  • Вы указали действительный обратный почтовый адрес.
  • Применительно к гражданам России это значит:
  • Вы обязаны обжаловать действия или бездействия в суд.
  • Если Вам отказали в удовлетворении Вашей жалобы, то у Вас должно быть постановление суда кассационной инстанции. Необязательно обращаться в надзорную инстанцию.
  • Если же постановление суда в Вашу пользу отменили в надзорном порядке, то тогда также Вы являетесь потенциальной жертвой нарушения Ваших прав.
  • С даты вынесения (или даты получения, если она отличается от даты вынесения) решения должно пройти не более 6 месяцев»15.

    Все расходы Европейского суда, согласно ст. 58, несет Совет Европы. Заявитель  жалобы несет расходы только на оплату заказных писем с представляемыми документами.16

    Сообщение должно содержать имя петиционера-заявителя, указание ответственного, нарушение правительства, объект претензии и, по возможности указание на те положения Конвенции, которые, как предполагается, были нарушены и на которые опирается петиционер.

    Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной  организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения  одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей  Конвенции или в Протоколах к  ней. Высокие Договаривающиеся Стороны  обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого  права.17

    Есть  некоторые различия в процедурах рассмотрения жалоб для тех, кто  присоединился лишь  к протоколам № 1-8, и для тех, кто признал  протокол №9

    В соответствии с процедурой, предусмотренной  протоколами № 1-8, передавать дело в  Суд могут только Комиссия по правам человека и государства-участники  Конвенции.

    В соответствии с Протоколом № 9 к  Конвенции от 6 ноября 1990 г., правом передавать дело в Суд   обладают Комиссия, государство, гражданин которого, предположительно является жертвой; государство, которое  передало дело на рассмотрении Комиссии; государство, против которого подана жалоба, лица, неправительственные организации  или группа лиц, подавшие жалобу. Если этого не происходит, Комитет министров, в соответствии со ст.32 Конвенции, решает, имело ли место нарушение Конвенции.

    Важно знать условия приемлемости рассмотрения индивидуальных жалоб в Европейском  Суде, так как при несоблюдении хотя бы одного из них жалобы не подлежат рассмотрению и соответственно не  подлежат международной защите.

    Индивидуальное  сообщение признается приемлемым при  соблюдении следующих условий:

    Государство, на которое подана жалоба, должно быть участником Европейской Конвенции;

    Любое дело принимается к рассмотрению только тогда, когда исчерпаны все  национальные средства и в течении шести месяцев после даты принятия последнего решения на национальном уровне;

    Не  принимаются анонимные жалобы,  (Совет Европы гарантирует конфиденциальность рассмотрения жалобы) или жалобы, которые  уже рассматривались Комиссией  по правам человека и не содержат новых  обстоятельств дела;

    Индивидуальное  сообщение будет признано неприемлемым, если Комиссия признает ее   несовместимой  с положениями Конвенции18.

          Комиссия по правам человека неоднократно подчеркивала, что ее авторитет и эффективность может пострадать, если она будет тратить время на «ничтожные»  жалобы, отвлекающие ее от действительно серьезных дел19. Наглядной иллюстрацией этой позиции является признание петиции неприемлемой, если в ней, например, заявитель пытался доказать, что наложенный на него штраф за нарушение правил дорожного движения оскорбляет его человеческое достоинство и должен расценивать как прямое нарушение ст. 3 Европейской Конвенции20

          «Что касается исчерпанности  национальных  средств защиты, то это наиболее сложный вопрос толкования, когда решения принимаются с  учетом особенностей конкретной правовой системы. В литературе начинают вырисовываться некоторые рекомендации в этой области  применительно к России. Полагаем, что со временем сформируется соответствующая  практика Европейского Суда с учетом российских особенностей судебной системы.

    Поэтому сейчас важно отметить лишь принципиальные подходы к проблеме, а именно:

    При рассмотрении вопроса о том, исчерпал ли заявитель все внутренние средства защиты, Комиссия констатировала, что  заявитель не обязан ссылаться в  судебных органах своей страны на Европейскую Конвенцию о защите прав человека, если он сослался на национальные законодательные положения аналогичного содержания (Кардо против Франции (1991 г.). Однако заявитель должен ссылаться на Конвенцию в том случае, если она является единственным юридическим основанием в данном случае (Девеер против Бельгии (1980 г.).

    В решении от 11 мая 1981 г. о приемлемости петиций №9214-80, 9473-81. 9474-81 Комиссия прямо ссылается на свою собственную устоявшуюся практику, в соответствии, с которой от частного лица не требуется прибегать к неэффективным средствам правовой защиты не дающих никаких шансов на успех. Например, ФРГ, будучи государством-ответчиком, утверждала, что истец (Оцтюре) не исчерпал все внутренние средства защиты, так как не стал  обращаться в федеральный Конституционный суд. Однако доводы ответчика были отвергнуты в связи с тем, что на тот момент когда заявитель юридически имел возможность обратиться в Конституционный суд, практика его была достаточно определена по данному вопросу и не оставляла потерпевшему шансов на  успех.

      С другой стороны, комиссия  в своем решении № 712-60 признала  следующее: «Если вопрос о том, в состоянии ли конкретное средство правовой защиты по своей природе дать реальный шанс на успех, вызывает сомнения, этот вопрос должен быть передан на рассмотрение самих внутренних судебных органов».

    Для России особенно важна практика Комиссии, когда признается, что заявителю  нет необходимости терять время  в национальных судебных инстанциях, когда есть разъяснения верховных  судебных органов начисто лишающих его шансов на выигрыш дела, или когда неблагоприятная для него позиция судов заведомо известна, так как другие физические и юридические лица, оказывавшиеся точно в таком же положении, неизменно получали отказ (решение Комиссии от 4 марта 1980 г. относительно приемлемости петиции №8387-78-РД, т.19 с. 233) или когда разбирательство дела затягивалось сверх всякой меры (решение Комиссии от 28 сентября 1976 г. относительно приемлемости петиции № 7161-75-РД, т. 7, с. 100 и другие)21. Таким образом, обязанность обратиться в национальные органы по защите своих прав отсутствует у лица в случае ее нецелесообразности. Заявитель освобождается от необходимости исчерпания всех национальных средств защиты, если не предоставляется возможность установить лицо, непосредственно виновное в нарушении прав человека, или когда заявителю мешают  обратиться в компетентные органы (находится в психиатрической лечебнице и т.д.). Итак, доступность средств национальной защиты является другим важным принципом при определении исчерпанности средств защиты.                    

Информация о работе Европейский суд по правам человека