Европейский суд по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:44, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена возросшей необходимостью защиты прав и свобод человека в связи с продолжающимися процессами формирования социально-экономической, политической и духовной сфер жизни общества, а также в связи с дальнейшей реорганизацией государственной власти в нашей стране на современном этапе, построением правового государства и активным формированием институтов гражданского общества.
Нарушение прав и свобод человека одна из острых проблем, стоящих перед человечеством на протяжении многих лет. Несмотря на это, многие годы в мире не признавались даже основные, естественные права человека: на жизнь, неприкосновенность личности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД 5
1.1 Основные положения 5
1.2.Структура Конвенции о защите прав человека 8
Глава 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 9
2.1. История создания и общая характеристика 9
2.2. Структура суда 11
2.3. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде 15
2.3.1. Определение приемлемости или неприемлемости жалобы 15
2.3.2. Рассмотрение дела по существу 19
Заключение 24
Список использованной литературы: 26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА европейский суд.docx

— 77.09 Кб (Скачать документ)

    1.2.Структура Конвенции о защите прав человека

 

    Конвенция представляет собой международный  договор, согласно которому государства-члены  Совета Европы обязались гарантировать  некоторые основополагающие права  человека всем лицам, находящимся под  их юрисдикцией.

    Состоит из преамбулы статьи 1 и трех разделов. Всего 59 статей. Раздел 1 (Права и  свободы) содержит основные права и  свободы человека :

    • Право на жизнь.
    • Запрещение пыток.
    • Запрещение рабства и принудительного труда.
    • Право на свободу и личную неприкосновенность
    • Право на справедливое судебное разбирательство
    • Наказание исключительно на основании закона
    • Право на уважение частной и семейной жизни
    • Свобода мысли, совести и религии
    • Свобода выражения мнения
    • Свобода собраний и объединений
    • Право на вступление в брак
    • Право на эффективное средство правовой защиты
    • Запрещение дискриминации
    • Отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях
    • Ограничение на политическую деятельность иностранцев
    • Запрещение злоупотреблений правами
    • Пределы использования ограничений в отношении прав

    Раздел II посвящен учреждению и организации, судопроизводства Европейского Суда по правам человека

    Раздел III (Различные положения) содержит положения  о полномочиях высших органов  управления Совета Европы (Генерального секретаря, Кабинета министров), порядок  ратификации настоящей конвенции  и применение оговорок. 

 

     Глава 2.   ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

    2.1.История создания и общая характеристика

 

          Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция  о защите прав человека4 и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

          Первоначально этот механизм включал три органа, которые  несли ответственность за обеспечение  соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

          С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два  из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским  Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам  Совет.

          Исторические предпосылки  Объединения Европы лежат в далеком  прошлом. Ещё в средние века под  лозунгом “Renovatio Imperii Romani” (Возрождение Римской империи) предпринимались попытки создать в Европе, по крайней мере  в западной её части, некий Единый центр власти. Эти попытки – добровольного объединения и порабощения путем военной агрессии (что случалось чаще), как известно, потерпели неудачу. Тем не менее, по сей день в речах европейских политиков нередко говорится о "воссоединении"  Европы, несмотря на всю неоднозначность подобных аналогий.

          Современный этап объединения  Европы на основе добровольного ограничения  государствами своего суверенитета начался в конце 40х , начале 50 х годов ХХ столетия. Участвовать в нем пожелали сначала только  шесть, западноевропейских, стран: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург,  Нидерланды, Франция, затем их стало 9 (1973 г.) присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, (1981 г.) вступили Греция – 10, (1986 г.) вступили Испания и Португалия – 12,  (1995 г.)  Австрия, Финляндия, Швеция – 15. Но на этом процесс расширения Европейского  союза не завершился. В настоящее время к вступлению в эту организацию готовится ещё 13 стран, в основном восточноевропейских.

          По инициативе Международного комитета движений за Европейское единство в мае 1948 года в  г. Гааге был проведён  Конгресс Европы,  предложивший создать « Хартию прав человека». Принятая этим движением Декларация принципов, в соответствии, с которыми предлагалось создавать  « Европейский союз» содержала в том числе следующий пункт:

          В состав Европейского союза могут входить только такие  государства, которые разделяют  основные принципы Хартии прав человека и заявляют о  своей готовности гарантировать их выполнения.

          Это было отражено в  статье 3  Устава  Совета Европы, подписанного в  Лондоне 5 мая 1949 года, в следующей  редакции:  «Каждый член Совета Европы должен  признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся  под его  юрисдикцией,  должен пользоваться правами человека и  основными свободами».

          С 1964 года празднуется день (5 мая) основания Совета Европы. Штаб-квартира Совета Европы находится в Страсбурге.

          От своих предшественников Союз отличает, прежде всего, универсальный  характер его компетенции. Она распространилась теперь не только на экономические  и  связанные с ними  отношения, но охватила  также важные области, как внешнюю (в том числе оборонную) политику и вопросы борьбы с преступностью.

    Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное  соблюдение и исполнение норм Конвенции  её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и  разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой  лиц или неправительственной  организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого  государства-члена.

    Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе  государства - участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной  власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального  законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические  последствия. Суд рассматривает  только конкретные жалобы с тем, чтобы  установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального  ущерба и морального вреда, а также  возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

    Начав свою деятельность в 1959 г., Европейский  Суд к настоящему времени рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых по жалобам граждан. Сегодня можно сказать, что все нормы, содержащиеся в разделе I Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также нормы Протоколов, дополняющие этот раздел, применяются так, как они истолкованы в решениях Европейского Суда.

    За  всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами - членами  Совета Европы решений Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров - исключению государства из состава Совета Европы5. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

    Надзор  за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы6, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство - участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства - ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств - участников Конвенции.

    Ратификация Россией Европейской конвенции  позволяет всем лицам, находящимся  под её юрисдикцией, обращаться в  Европейский суд, если они считают  свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией Российской Федерации, в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты»7.

    2.2. Структура суда

    Европейский Суд по правам человека, не являющийся постоянным судом, имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Как правило, он заседает в течение недели в каждом месяце. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу государств-членов Совета Европы, и не может иметь  в своем составе более одного гражданина одного и того же государства-члена.

    Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской  Ассамблеей из списков, насчитывающих  по три кандидата, представляемых государствами. В течение срока своих полномочий они не должны занимать должностей, не совместимых с независимостью, беспристрастностью и требованиями этого поста.

    Срок  полномочий судей истекает по достижении ими возраста 70 лет.

      Судьи занимают свой пост до  замены. Однако и после замены  они продолжают рассматривать  уже поступившие к ним дела.

    Судья может быть освобожден от должности, только в случае, если другие судьи  большинством в две трети голосов  принимают решение о том, что  этот судья перестал соответствовать  предъявляемым требованиям.

    Для рассмотрения переданных ему дел  Суд образует комитеты в составе  трех судей, Палаты в составе семи судей и Большую Палату в составе  семнадцати судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты.

    Для рассмотрения переданных ему дел, Суд  имеет судей, рассматривающих дела единолично, Комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей  и Большую Палату в составе  семнадцати судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты.

    Судьей, рассматривающим дело единолично, не может быть назначен судья, избранный  от Высокой Договаривающейся Стороны, в отношении которой подана жалоба, по которой заведено данное дело.

    Судья, рассматривающий дело единолично, может  объявить индивидуальную жалобу неприемлемой или удалить ее из списка дел, на основании Статьи 34, в случае если такое решение может быть принято  без дальнейшего изучения дела. Такое  Решение обжалованию не подлежит.

      Если Судья, рассматривающий дело  единолично не объявляет жалобу  неприемлемой или не вычеркивает  ее из списка дел, дело по  этой жалобе передается в Комитет  судей или в Палату для дальнейшего  рассмотрения.

    Судья, избранный от государства, являющегося  стороной в деле, является ex officio членом Палаты и Большой Палаты; в случае отсутствия такого судьи или если он не может участвовать в заседании, данное государство назначает лицо, которое выступает в качестве судьи.

      В состав Большой Палаты входят  также Председатель Суда, заместители  Председателя Суда, Председатели  Палат и другие члены Суда, назначенные в соответствии с  Регламентом Суда. В тех случаях,  когда дело передается в Большую Палату в ее заседаниях не должен участвовать ни один из судей Палаты, вынесшей постановление, за исключением Председателя этой Палаты и судьи от соответствующего государства, являющегося стороной в деле.8

    Большая Палата состоит из семнадцати судей  и трех запасных судей. Большая Палата образуется на три года и действует  с момента избрания лиц на  должности Председателей и их заместителей.

    В состав Большой Палаты входят Председатель Суда, заместители Председателя Суда и Председатели Секций. В целях  доукомплектования состава Большой  Палаты, Суд на пленарном заседании, по предложению Председателя, делит  всех судей на две группы, которые  должны сменять друг друга каждые девять месяцев и состав которых должен, по возможности, быть географически сбалансированным и отражать разные правовые системы государств-участников Конвенции. Судьи и запасные судьи в судебных составах по рассмотрению любого дела, направленного в Большую Палату в течение каждого девятимесячного периода, назначаются поочередно в рамках каждой группы; они остаются членами Большой Палаты до завершения судебного разбирательства, даже после истечения срока их полномочий в качестве судей.

Информация о работе Европейский суд по правам человека