Европейский суд по правам человека

Автор работы: e************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 20:59, реферат

Описание

Европейский Суд по правам человека стал уникальным наднациональным органом правосудия, ознаменовав собой качественно новый этап гармонизации и интеграции правовых систем европейских стран. Решения Европейского Суда в настоящее время пользуются непререкаемым авторитетом для национальных властей и служат руководством в повседневной практике для законодательных, судебных и иных органов государств-членов Совета Европы.

Содержание

Введение 3
1. Организационная структура 5
2. Порядок обращения в Европейский суд по правам человека 10
3. Механизм функционирования Суда 12
Заключение 18
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Реферат Европейский суд.docx

— 50.34 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 3

1. Организационная структура 5

2. Порядок обращения  в Европейский  суд по правам  человека 10

3. Механизм функционирования  Суда 12

Заключение 18

Список  использованной литературы 22 

 

     

     Введение

     Значение  Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и  Европейского Суда по правам человека для современной Европы трудно переоценить. Они стали зримым, практическим воплощением  несомненного прогресса в области  развития и защиты прав человека на европейском континенте за послевоенные годы.

     Европейский Суд по правам человека стал уникальным наднациональным органом правосудия, ознаменовав собой качественно  новый этап гармонизации и интеграции правовых систем европейских стран. Решения Европейского Суда в настоящее  время пользуются непререкаемым  авторитетом для национальных властей  и служат руководством в повседневной практике для законодательных, судебных и иных органов государств-членов Совета Европы. Они приобрели характер особого источника права и  с каждым годом все более глубоко  и непосредственно влияют на развитие национальных правовых систем, а также  формирование и развитие европейского правового пространства. С 1996 года вышесказанное  в полной мере относится и к  Российской Федерации.

     Вступив в 1996 году в Совет Европы, Российская Федерация приняла на себя обязательства  о приведении всего своего  законодательства и практики его применения в соответствие с европейскими стандартами. Это  потребует, безусловно, дополнительного  напряженного труда органов законодательной, исполнительной и судебной власти в  нашей стране.

     Тем не менее, всякое искусственное форсирование законодательной базы без ее реального  социально-экономического наполнения могло бы лишь скомпрометировать  Россию как несерьезного партнера по Совету Европы и осложнить ситуацию с гарантией прав и свобод личности. То, что создавалось многолетним  трудом  разных европейских демократий, Россия не в состоянии сделать  в одночасье, встать с ними рядом  по всем параметрам социально-правовой жизни. Для этого нужно определенное время.

     В настоящий момент наблюдается весьма интенсивный и подчас очень непростой  процесс налаживания взаимодействия России с Европейским Судом по правам человека.

     К сожалению, у многих еще существует довольно-таки абстрактное представление  об этом институте и порядке обращение в него, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы.

 

     

     1. Организационная структура

     Европейский Суд по правам человека, не являющийся постоянным судом, имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Как правило, он заседает в течение недели в каждом месяце. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу государств-членов Совета Европы, и не может иметь в своем составе более одного гражданина одного и того же государства-члена. Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской Ассамблеей из списков, насчитывающих по три кандидата, представляемых государствами. В течение срока своих полномочий они не должны занимать должностей, не совместимых с независимостью, беспристрастностью и требованиями этого поста. Суд может рассматривать дела только в отношении государств, признавших его обязательную юрисдикцию или согласившихся на передачу конкретного дела в Суд. Дела может передавать в Суд государство. После 1 октября 1994 г., когда вступил в силу Протокол 9 к Конвенции, дело могут передавать в Суд также лицо, группа лиц или неправительственная организация. Если дело передает в Суд сам податель жалобы в соответствии с Протоколом 9, то группа в составе трех судей, включая судью, избранного от заинтересованного государства, может принять единогласное решение о том, что дело не будет рассматриваться Судом; в этом случае решение по делу принимает Комитет министров. Заявитель и его адвокат могут участвовать в разбирательстве, проводимом Судом, и представлять памятные записки и устные аргументы в ходе слушаний. Для рассмотрения дел Суд образует камеры из девяти судей. Членами камеры ex officio становятся председатель или заместитель председателя, а также судья – гражданин государства, являющегося стороной в споре. Если «национальный судья» не может заседать или берет самоотвод, то соответствующее государство может назначить специального судью. Имена остальных членов камеры определяются по жребию. Образованная таким образом камера может, а при некоторых обстоятельствах должна отказаться от своей юрисдикции в пользу Большой камеры в составе девятнадцати судей, которая в исключительных случаях, в свою очередь, может отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда.

     Суд рассматривает дело на основе письменных замечаний и устных заявлений  участников процесса. Вначале процедура  является письменной и предусматривает  представление памятных записок  и других документов; затем Суд  обычно проводит слушания, которые, в  принципе, являются открытыми.                                                                                                           После слушаний судьи проводят прения за закрытыми дверями и решают большинством голосов, имело ли место нарушение Конвенции. Если нарушение выявлено, то Суд может также предоставить справедливое возмещение потерпевшей стороне, включая компенсацию за моральный и материальный ущерб и возмещение издержек и расходов.

     Судьи могут выражать особые мнения (с  согласием или несогласием), которые  прилагаются к решению. Решение  обычно объявляется публично председателем  Суда. Оно является окончательным  и обжалованию не подлежит.

     К настоящему времени на рассмотрение Суда было вынесено около 510 дел, касавшихся широкого круга вопросов, включая  следующие:

     – применение телесных наказаний (в школах или по приговору суда); 

     – различные формы содержания под стражей (лиц, страдающих психическими заболеваниями, подозреваемых в терроризме, бродяг);

     – право обращения в суд по гражданским и уголовным делам;

     – различные процессуальные аспекты уголовного правосудия;

     – споры по вопросам социального обеспечения

     – правовой статус незаконнорожденных детей и их родителей;

     – доступ родителей к детям, находящимся на попечении государства;

     – меры, связанные с иммиграцией, депортацией и выдачей;

     – прослушивание телефонных разговоров и перлюстрация корреспонденции; 

     – свобода участия в деятельности профсоюзов;

     – права собственности (контроль за арендной платой, экспроприация, национализация).

     Со  времени своего создания в 1959 году и  по 31 декабря 1994 г. Суд вынес 498 решений. Число дел, передаваемых в Суд, резко  возросло: в 1970 году в Суд поступило  одно дело, в 1980 году – 8, а в 1994 г. – 59. Такое увеличение количества дел можно объяснить прежде всего тем, что теперь все договаривающиеся государства признают право подачи индивидуальных петиций и обязательную юрисдикцию Суда. Если дело не передается в Суд, то Комитет министров Совета Европы (большинством в две трети голосов) решает, имело ли место нарушение Конвенции. Выявив нарушение, Комитет министров может далее постановить, что государство должно предоставить жертве «справедливое удовлетворение», т. е. компенсацию за ущерб, размер которой устанавливается. Как и решения Суда, решения Комитета министров являются окончательными, и государства-члены обязуются считать их обязательными. Однако такая квазисудебная роль Комитета министров подвергается широкой критике, поскольку Комитет министров состоит из представителей государств-членов, которые представляют также ответчиков. Хотя государства-ответчики очень редко отказываются голосовать за решение о факте нарушения Конвенции в их странах, большинство наблюдателей сегодня согласны с тем, что положение о такой судебной функции Комитета министров следует исключить из Конвенции. Решение об этом было принято в рамках реформы контрольного механизма, предусмотренного Конвенцией. Вторая важная функция, возложенная на Комитет министров, состоит в надзоре за осуществлением решений Европейского Суда по правам человека. Удостоверившись в том, что заинтересованное государство приняло меры к удовлетворению иска, которые могут включать в себя выплату компенсации или изменение внутригосударственного права, Комитет министров принимает резолюцию о прекращении дела. Надзор Комитета министров за осуществлением решений Суда, а до вступления в силу Протокола 11 – и его собственные решения, принимавшиеся согласно статье 32 Конвенции, возможно, входят в число главных позитивных отличий, объясняющих эффективность Европейской конвенции о правах человека. То обстоятельство, что государства-члены соглашаются выполнить решения Суда, в частности путем изменения законодательства с целью избежать нарушений в будущем, вносит существенный вклад в создание того, что можно назвать европейским общественным порядком в области прав человека. Благодаря Конвенции достигнуты блестящие результаты: прецедентное право Европейского Суда по правам человека оказывает все более глубокое влияние на законы и социальные реальности в государствах-участниках. Можно сослаться на некоторые примеры. В Австрии, где Конвенция имеет ранг конституционного закона, пришлось изменить уголовно-процессуальный кодекс в соответствии со страсбургским прецедентным правом; это же относится и к системе гонораров, выплачиваемых адвокатам за юридическую помощь. В Бельгии были внесены поправки в уголовный кодекс, в законодательство о бродяжничестве и в кодекс о гражданской ответственности – с целью уравнять в правах законных и незаконнорожденных детей. В Германии были изменены положения уголовно-процессуального кодекса, касающиеся досудебного содержания под стражей, приняты различные меры к ускорению разбирательства уголовных и гражданских дел и юридически признана смена пола. В Нидерландах, где большинству существенных положений Конвенции придан иерархически более высокий статус, чем Конституции, были внесены изменения в кодекс о воинских преступлениях и в законодательство о содержании под стражей лиц, страдающих психическими заболеваниями. В Ирландии упрощена процедура судебного разбирательства и созданы системы гражданско-правовой помощи и консультаций. В Швеции принято законодательство, регулирующее выдачу разрешений на строительство, и введен порядок судебного пересмотра решений правительства. Швейцария внесла изменения в свой кодекс о воинских преступлениях и полностью пересмотрела организацию судебной системы и процедуру уголовного правосудия применительно к федеральной армии, а также гражданский кодекс в части, касающейся лишения свободы в исправительных центрах. Во Франции пришлось изменить закон об охране тайны телефонных переговоров. В Италии был введен в действие новый уголовно-процессуальный кодекс, согласно которому был изменен закон, регулирующий содержание под стражей подследственных. В Соединенном Королевстве, несмотря на то что Конвенция не имплементирована во внутригосударственное право (как и в Ирландии и в настоящее время – в Норвегии), несомненно ее влияние на конституционное право, поскольку меняются законы страны в таких областях, как свобода информации, защита личной жизни, тюремные правила, законодательство о психиатрической помощи и выплата компенсации за несправедливое отправление правосудия на административном уровне. Но воздействие Конвенции не ограничивается контролем за выполнением решений Суда, а также решений Комитета министров о наличии нарушений. Как уже отмечалось, предусмотренная Конвенцией процедура дружественного урегулирования также приносит значительные результаты. Действительно, можно назвать более двухсот случаев, когда проблема решалась официально или неофициально, нередко с одобрения Суда, после того как соответствующие правительства шли на уступки. Вообще национальные суды в государствах-участниках Конвенции все чаще обращаются к страсбургскому прецедентному праву, принимая решения по вопросам прав человека, и применяют стандарты и принципы, разработанные Судом; можно также упомянуть о многих случаях, когда государства, особенно те, которые недавно вступили в организацию, вносили изменения в свое законодательство и административную практику, прежде чем ратифицировать Конвенцию.

 

      2. Порядок обращения в Европейский  суд по правам человека

     Самое главное условие – нужно обращаться лишь после того, как дело рассмотрела высшая судебная инстанция в стране, то есть Пленум Верховного суда. Все расходы Европейского суда, согласно ст. 58, несет Совет Европы. Заявитель жалобы несет расходы только на оплату заказных писем с представляемыми документами.

     1. Европейский суд по правам  человека является международным  органом, который, при определенных  условиях, может принимать жалобы, предоставленные лицами, которые  жалуются на то, что в их  отношении были нарушены права,  предусмотренные Конвенцией. Эта конвенция является международным договором, на основании которого большая часть европейских государств обязывается соблюдать определенные основополагающие права человека. Эти права содержатся в Конвенции, а также в Протоколах 4 и 6, которые также подписаны некоторыми государствами.

     2. Если заявитель считает, что  какое-либо из перечисленных государств  допустило в отношении него  нарушение одного из этих основополагающих  прав, то он имеет право обратиться  в Европейский суд, который  может рассматривать только те  жалобы, которые относятся к правам, гарантированным Конвенцией и  Протоколами, за исключением всех  остальных. Европейский суд не  является апеллятивным судом по отношению к национальным инстанциям и не может ни отменять, ни изменять их решения, он не может заступаться за вас перед национальной инстанцией, против которой направлена жалоба.

     3. Европейский суд может рассматривать  только те жалобы, которые направлены  против государств, ратифицировавших  Конвенцию, и относятся к событиям, наступившим после установленной  даты ратификации Конвенции. Эта  дата может варьироваться в  зависимости от того, против какого государства направлена и касается ли она права, признанного Конвенцией или одним из Протоколов.

     4. Заявитель может направлять жалобы  только против действий или  решений общественных властей  одного из этих государств, парламента, администрации, суда и т.д. Европейский  суд не может рассматривать  жалобы, направленные против частных  лиц или частных учреждений.

     5. Перед тем как обратиться с  жалобой в суд, заявитель должен  будет использовать все возможные  внутренние средства защиты в  государстве, против которого  он направляет жалобу. Например, он должен обратиться в вышестоящую  судебную инстанцию, которая компетентна  в отношении его дела, однако  если он жалуется на несправедливое  судебное решение или, точнее, на обвинительный приговор, попытка  ревизии процесса не является  необходимой, если уже были  использованы обычные способы  обжалования. При обжаловании  он должен соблюдать все правила  проведения процедуры, особенно  предписанные законом сроки. Если  ему было отказано в иске  по причине несоблюдения сроков  или соответствующих правил, суд,  вероятно, не сможет рассмотреть  его жалобу.

     6. Когда высшая национальная инстанция  вынесет свое решение, заявитель  располагает сроком в шесть  месяцев для того, чтобы подать  жалобу в Европейский суд. Если  его жалоба касается обвинительного  приговора, срок отсчитывается  с момента вынесения окончательного  приговора в обычном порядке  судопроизводства, а не с момента  отказа в пересмотре процесса. Если по истечении этого срока  заявитель не изложил свои  притязания хотя бы в краткой  форме, Суд не сможет рассмотреть  его жалобу.

     7. Если заявитель считает, что  в отношении него были допущены  нарушения прав, гарантированных  Конвенцией или одним из Протоколов, и что все вышеупомянутые требования  его выполнены, он должен послать  в Секретариат письмо, содержащее  нижеследующие разъяснения, по  адресу:

     8. Письмо должно содержать следующие  сведения:

     а) короткое резюме жалобы;

     б) указание права или прав, гарантированных  Конвенцией, которые нарушены

     в) средства правовой защиты, которые  были использованы;

     г) список решений, вынесенных по делу со стороны официальных властей, с  указанием их точной даты, краткого содержания и инстанции, их издавшей. К письму нужно приложить копии  вышеупомянутых документов.

     9. Секретариат ответит заявителю.  Возможно, потребуются другие документы,  сведения или разъяснения по  поводу его жалобы. Секретарь  может информировать его о  применении Конвенции в случае, подобном указанному, и сообщит, если жалоба явно неприемлема. При этом Секретариат не может давать сведения относительно законодательства государства, против которого направлена жалоба.

     10. Если из переписки со Секретариатом следует, что жалоба может быть зарегистрирована, и если заявитель этого пожелает, Секретариат направит формуляр для того, чтобы заявитель мог представить жалобу. После того как формуляр будет заполнен и отослан обратно в Секретариат, жалоба будет представлена на рассмотрение суду.

     11. Секретариат будет информировать  заявителя о ходе рассмотрения  жалобы. Процедура в суде не  является публичной и по меньшей мере вначале протекает в письменной форме. Следовательно, личное присутствие заявителя в Страсбурге не является необходимым.

Информация о работе Европейский суд по правам человека