Правовой статус Суда Европейского Союза и Европейского Суда по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:53, контрольная работа

Описание

1.Состав, структура и порядок формирования Суда Европейского Союза и Европейского суда по правам человека.
Европейский Суд является одним из главных органов Европейского Союза и учрежден с момента создания организаций, составивших впоследствии Европейский Союз.
Правовой основой его деятельности являются: Устав Суда, в котором определяются его компетенция, порядок формирования и функционирования; регламент, устанавливающий процедуру судопроизводства; инструкции, касающиеся вопросов внутренней жизни.1
В состав суда входят две категории членов: основная – судьи и дополнительная – генеральные адвокаты.

Содержание

1. Состав, структура и порядок формирования Суда Европейского Союза и Европейского суда по правам человека.
2. Юрисдикция Суда Европейского Союза и Европейского Суда по правам человека.
3. Процессуальные правила рассмотрения и разрешения дел в суде Европейского Союза и Европейском Суде по правам человека.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Европейский союз.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа

По  Европейскому Союзу

                                                    Вариант № 2 Правовой статус Суда  

                                                     Европейского Союза и Европейского Суда

                                                     по правам человека

 

План работы:

1. Состав, структура и порядок формирования Суда Европейского Союза и Европейского суда по правам человека.

2. Юрисдикция Суда Европейского Союза и Европейского Суда по правам человека.

3. Процессуальные правила рассмотрения и разрешения дел в суде Европейского Союза и Европейском  Суде по правам человека.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Состав, структура и порядок формирования  Суда Европейского Союза и  Европейского суда по правам  человека.

Европейский Суд является одним из главных органов Европейского Союза и учрежден с момента создания организаций, составивших впоследствии Европейский Союз.

Правовой основой его деятельности являются: Устав Суда, в котором  определяются его компетенция, порядок  формирования и функционирования; регламент, устанавливающий процедуру судопроизводства; инструкции, касающиеся вопросов внутренней жизни.1

В состав суда входят две категории членов:  основная – судьи и дополнительная – генеральные адвокаты.

Судьи – полноправные члены Суда, участвующие в рассмотрении и разрешении дел. Судей всего 27. Согласно новой редакции ст.221 ДЕС «Суд включает по одному судье от каждого государства – члена».

Генеральные адвокаты – вторая дополнительная категория членов Суда. Функции генерального адвоката отчасти напоминают положение российского прокурора при судебном рассмотрении некоторых категорий дел (например, дел о признании безвестно отсутствующим, когда суд перед вынесением решения обязан заслушать мнение прокурора).

Согласно абз.2 ст.222 ДЕС роль генерального адвоката «состоит в том, чтобы публично, полностью беспристрастно и независимо представлять мотивированные заключения по делам, которые в соответствии со Статусом Суда требуют его участия». Заключение генерального адвоката – своего рода альтернативный проект решения Суда. Формально оно не обязательно для Суда, который должен лишь заслушать генерального адвоката, но не связан его позицией.

Заключения генерального адвоката служат ценным источником информации о праве и состоянии правовой доктрины Европейского Суда. Они переводятся на все официальные языки Союза и тщательно изучаются правоведами и юристами – практиками.

Корпус генеральных  адвокатов Суда ЕС насчитывает 8 человек. ДЕС (ст.222) допускает возможность  увеличения числа генеральных адвокатов. Соответствующее решение должен принять Совет Европейского Союза по ходатайству Суда.  

В силу специальной декларации 1995 года установлено следующее правило: 5 генеральных адвокатов назначаются  из числа граждан крупнейших стран  ЕС (Великобритания, Германия, Италия, Испания, Франция). Остальные 3 вакансии замещаются гражданами других стран в порядке ротации.

Порядок формирования. Состав суда формируется правительствами государств – членов «по общему согласию» в соответствии с охарактеризованными  квотами (ст.223 ДЕС). Каждое государство при формировании Суда имеет право вето.

Главными критериями являются реальная личная независимость, в соответствии с которыми формируется Суд. Согласно ст.223 ДЕС судьи и генеральные адвокаты «выбираются и числа лиц, независимость которых не вызывает сомнений».

Второй критерий –  профессиональная пригодностью его членов. Статья 223 ДЕС допускает назначение судьями и генеральными адвокатами только лиц, обладающих необходимой компетентностью. Кандидатом в члены суда может быть:

- либо человек, который  в своем государстве соответствует  требованиям для назначения на  высшие судебные должности;

- либо «юрисконсульт  с общепризнанной компетентностью». К этой категории относятся  профессора университетов и другие крупные специалисты в этой области.

Срок полномочий всех членов Суда Европейского Союза – 6 лет. По его окончании судьи и генеральные адвокаты,  как правило, назначаются вновь. Количество повторных назначений не ограничено, так что некоторые члены Суда находятся в его составе десятилетиями.

С целью обеспечения  преемственности в работе Суда обновление его состава осуществляется постепенно, раз в 3-и года. В этот период замещаются должности половины судей (14 или 13) и  генеральных адвокатов (4).

Состав  Европейского суда по правам человека Число судей, заседающих в Европейском суде по правам человека, согласно его учреждению в соответствии с Конвенцией и с поправками, внесенными Протоколом № 11, равно числу государств - участников Конвенции, в настоящее время в состав Суда входит 45 судей. Никаких ограничений на число судей - граждан одного государства не накладывается.

Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы на шестилетний срок из списка кандидатов, выдвигаемых каждым из государств-членов. Они могут быть переизбраны на следующий срок. Срок полномочий половины каждого состава суда истекает через три года после начала работы с тем, чтобы половина состава суда могла обновляться каждые три года.

Конвенция требует, чтобы судьи обладали высокими моральными качествами и либо удовлетворяли требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, либо были юристами с признанными авторитетом. Члены Суда участвуют в работе Суда в личном качестве и не представляют никакой страны. Они не должны занимать никаких должностей, несовместимых с их независимостью и беспристрастностью как членов Суда или с требованиями, накладываемыми постоянной работой на полную рабочую неделю.

 Срок полномочий  судей истекает по достижении  ими семидесяти лет. Судья может  быть отстранен от должности  только в случае, если прочие  судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он перестает соответствовать предъявляемым требованиям.2

 

2. Юрисдикция Суда Европейского Союза и Европейского суда по правам человека.

Юрисдикция  Суда Европейского Союза. По своему содержанию юрисдикция Суда включает три основные группы полномочий:

-разрешение споров связанных  с правоотношениями, возникающими  на основании норм учредительных  договоров и законодательства  ЕС, - прямая юрисдикция;

-рассмотрение запросов судебных  органов государств - членов, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права Европейского Союза, - преюдициальная (косвенная) юрисдикция;

-рассмотрение дел в порядке  предварительного контроля.

1.Дела прямой  юрисдикции - это споры, возникающие в ходе реализации в жизнь норм права ЕС, т.е., дела искового производства. Одна сторона (истец) привлекает другую (ответчика) к Суду за предполагаемое нарушение юридической нормы Сообщества,  а также, возможно, ее субъективного права или интереса.

Круг лиц, которых можно привлечь к Суду в качестве ответчика, является ограниченным. Нарушителями "европейских" правил выступают физические и юридические лица. Соответствующие дела рассматривают национальные суды государств - членов, которые обязаны в этом случае применять непосредственно действующие нормы права ЕС, даже вопреки законодательству конкретного государства.

 В соответствии с ДЕС в  качестве ответчика перед Судом могут привлекаться, во - первых, государства - члены в целом, во - вторых, органы Европейского Союза, а также их должностные лица и служащие.

 Иски к  государствам членам.  Государство – член привлекается к суду в случае нарушения им обязанностей, вытекающих из ДЕС, т.е. невыполнения (не надлежащего  выполнения) им на своей территории любой нормы или индивидуального предписания Сообщества.

Иски к государствам – членам – одна из категорий дел, рассматриваемых  Судом ЕС.

Комиссия – единственный институт Сообщества и Союза, который может  привлекать государства – члены  к ответственности перед Судом. Иски в Суд она принимает не сразу  , а после завершения административного расследования, если государство добровольно не исполняет ее требования.

Иски к органам  Европейского Союза и их должностным  лицам. Неправомерные действия (бездействия) могут совершать не только национальные, но и наднациональные власти в лице органов Европейского Союза. В зависимости от характера нарушения ДЕС выделяет два основных вида исков:

1)иски об аннулировании (ст.230).Такого  рода иски подаются с целью  отмены регламентов, директив  и иных правовых актов органов ЕС (кроме рекомендаций и заключений ,  не имеющих обязательной юридической силы).

Общим основанием для подачи иска об аннулировании и для возможной  отмены документа служит противоречие актов текущего законодательства «конституционной хартии» ЕС, т.е. его учредительному договору. В соответствии с Договором  (абз. 2 ст. 230) указанное противоречие может проявляться в нескольких формах:

- «отсутствие компетентности»  например, если Европарламент издал  регламент или директиву от своего имени, тогда как он может это делать лишь совместно с Советом;

- «существенное нарушение процедуры», например, издание Советом правового  акта без предложения Комиссии  или не дождавшись консультативного  заключения Европарламента (в случае, когда должна применятся процедура консультации);

- «нарушение настоящего Договора  или любой нормы права, относящейся  к его применению». Здесь речь  идет о «материальном контроле»,  т.е. проверяется сам правовой  акт (его содержание) на соответствие  учредительному договору;

- « злоупотребление властью», т.е. реализация полномочий вопреки законным целям, предусмотренным учредительным договором, в том числе в личных интересах членов института.

      При наличии хотя бы одного из указанных оснований Суд объявляет оспариваемый акт ничтожным, т.е. не имеющим силы с момента принятия.

Срок исковой давности по рассматриваемым  делам составляет 2-а месяца, т.е. он достаточно короткий. В зависимости  от характера акта он отсчитывается  с момента его опубликования, с момента уведомления истца  или с даты, когда истец узнал об этом акте.

2) Иски из бездействия (ст.232 ДЕС). В данном случае нарушение  со стороны органа ЕС выражается  в том, что он не принимает  решения, хотя должен был должен  это сделать в соответствии  с учредительным договором. Если  факт такого противоправного бездействия установлен Судом, то соответствующий институт, обязан принять все необходимые меры для исполнения судебного решения (ст.233 ДЕС).

     Иски из бездействия подаются в Суд заинтересованными лицами только после предварительного обращения к соответствующему институту ЕС. Если последний не дает ответа в двухмесячный срок, то в течение следующих двух месяцев может быть предъявлен иск из бездействия. Если получен отрицательный ответ, то на решение об отказе может быть подан иск об аннулировании.

        Не каждый орган Европейского Союза может быть привлечен к Суду в качестве ответчика. Круг ответчиков по искам об аннулировании и из бездействия ограничен. В него входят прежде всего институты Союза (кроме самого Суда и Счетной палаты, которая правовых актов не издает): Европарламент, Совет и Комиссия. По искам об аннулировании актов, изданных  Европарламентом и Советом, они выступают как соответчики.

2.Преюдициальные  запросы (дела косвенной юрисдикции). Дела косвенной юрисдикции – это дела, которые Суд ЕС рассматривает по запросам судебных органов государств – членов.

В отличие от дел прямой юрисдикции Суд в данном случае не выносит  решения  по существу конфликта (это  делает национальный суд на основании  собственной оценки фактических  обстоятельств дела).  Суд призван разрешить правовую коллизию или неясность, с которой сталкиваются органы правосудия государств – членов в ходе применения норм ЕС. 

Решение обязательно для национального  Суда, направившего преюдициальный запрос.

Цели направления преюдициальных запросов в Суд ЕС:

Во – первых, они могут подаваться с целью получить разъяснение  смысла норм учредительного договора, а равно правовых актов институтов Европейского Союза  и Европейского Центрального Банка – запросы  о толковании (п. «а» и «б» ст.234 ДЕС).

Во – вторых, целью преюдициального  запроса может служить оспаривание  актов вторичного права по причине  их вероятного противоречия учредительному договору ЕС – запросы о соответствии правовых актов институтов и ЕБЦ  учредительному договору (п. «б» ст.234).

 С помощью преюдициальных  запросов проявляется возможность  оспаривать решения институтов  и после истечения сроков об  аннулировании, который очень  короток (два месяца).

В – третьих, целью запроса национального  суда нередко служит разрешение коллизии между национальным и коммунитарным правом  - запросы о соответствии правовых актов государств – членов праву ЕС.

В соответствии со ст.234 ДЕС направлять преюдициальные запросы могут не только суды, но и иные « юрисдикционные органы », осуществляющие на законных основаниях  разрешение правовых споров.

Информация о работе Правовой статус Суда Европейского Союза и Европейского Суда по правам человека