Сущность и концепции местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 09:43, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является: местное самоуправление.

Предметом исследования является: сущность органов местного самоуправления.

Цель курсовой работы состоит в исследовании становления местного самоуправления в РФ, взаимодействие ее с органами государственной власти и ее основы деятельности.

В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:

1.Обоснование исторических предпосылок формирования местного самоуправления в России;
2.Выявление организационно-правовых форм местного самоуправления в России;
3.Раскрытие и обоснование путей формирования современной модели местного самоуправления.
Методами исследования являются анализирование, констатирование, а также получение данных и сведений.

Содержание

Введение.............................................................................................................3 Глава 1. Исторические предпосылки развития местного самоуправления в России ………….…………………………………………………………….5

1.1 Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности ………………………………………………5

1.2 Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации……………………………………………………….9

Глава 2.Формы осуществления местного самоуправления……………….16

2.1 Сущность местного самоуправления …………………………………16

2.2 Основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления……………………………………………………………...18 Заключение…………………………………………………………………...24

Список используемой литературы………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

 Отечественный ученый  Л.А. Велихов уже в советское время дал марксистское определение местного самоуправления: это «государственное управление каким-либо кругом дел на местах, образуемое посредством избрания уполномоченных на то лиц от господствующего класса местного населения».

В статье 3 части 1 Европейской хартии о местном самоуправлении, принятой  Советом Европы в Страсбурге 15 октября 1985 г., под местным самоуправлением понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

    Если использовать дословный перевод,  термин  “муниципалитет” означает «гopoд с правом самоуправления», т.е. самоуправление - это взятое на себя бремя общественных дел. В этом смысле муниципалитет является своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач. Имеется в виду, что население (местное сообщество) и образуемые им органы могут сами решать задачи повышения уровня и качества своей жизни гораздо лучше, чем государственные органы при централизованном управлении местными делами.

   Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия. В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.

Итак, сущность местного самоуправления состоит из следующих направлений:

1) местное самоуправление - это не самоцель, а лишь средство улучшения качества жизни населения, образующего местное сообщество;

2) местное самоуправление направлено главным образом на решение вопросов местного значения; однако такая ориентация не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение,- эти задачи следует решать только в соответствии с законом или при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов;

3) местное самоуправление базируется на системе принципов, основополагающим из которых является само ответственность;

4) местное самоуправление должно опираться на разнообразные формы прямого волеизъявления граждан: местные референдумы, собрания (сходы), муниципальные выборы и др.;

5) обязательный элемент местного самоуправления - наличие в муниципальных образованиях выборных органов местной власти.

   2.2 Основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления  народом  своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Формами непосредственного осуществления  населением местного самоуправления и  участия населения в осуществлении  местного самоуправления являются:

1 Местный референдум;

2 Муниципальные выборы;

3 Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

4 Сход граждан;

5 Правотворческая инициатива граждан;

6 Территориальное общественное самоуправление;

7 Публичные слушанья слушания;

8 Собрания граждан;

9 Конференция граждан;

10 Опрос граждан;

11 Обращение граждан в органы местного самоуправления;

12 Другие формы непосредствённого осуществления населением местного самоуправления.

И так, местный референдум проводится в  целях непосредственного решения  населением вопросов местного значения. Местный референдум может проводиться  на всей территории муниципального образования.

Решение о назначении местного референдума  принимается представительным органом  муниципального образования:

  1. По инициативе, выдвинутой гражданами РФ, имеющими право на участие в местном референдуме;
  2. По инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах;
  3. По инициативе предварительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

  Условием  назначения местного референдума  по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5 процентов от числа участников референдума.Граждане РФ участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных  лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного  органа местно самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законам и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

  В  поселении с численностью жителей,  обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход  граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей населения численностью не менее 10 человек.

С правотворческой  инициативой может выступить  инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

  Под  территориальным общественным самоуправлением  понимается самоорганизация граждан  по месту их жительства на  части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.    Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом.

Органы  территориального общественного самоуправления:

  1. Представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
  2. Обеспечивают исполнение решения, принятых на собраниях и конференциях граждан;
  3. Могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социальнобытовых потребностей граждан.

  Для  обсуждения проектов муниципальных  правовых актов вопросам местного  значения с участием жителей  муниципального образования представительным  органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

На публичные  слушания должны выноситься:

  1. Проект устава муниципального образования;
  2. Проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  3. Проекты планов и программ развития муниципального образования;

  Для  обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

  В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и  нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

  Опрос  граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Опрос граждан проводится по инициативе: представительного органа муниципального образования, органов государственной власти субъектов РФ.

  Граждане  имеют право на индивидуальные  и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

  И так, суть местного самоуправления - в праве населения (местного сообщества), признаваемом и закрепляемом государством, самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Местное самоуправление, наряду с принципом разделения властей фактически определяет систему управления демократического правового государства. Вместе с тем, уже ни у кого не возникает сомнения в там, что именно, местное самоуправление способствует приближению власти к народу, создает более гибкий механизм управления с меньшей бюрократией, нежели при централизованной системе управления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 
 

  В настоящее время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования и новой модели местного самоуправления.

На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления. Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

   Модель современной организации местного самоуправления имеет следующие организационные формы для ее осуществления:

  1. Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления граждан;

Информация о работе Сущность и концепции местного самоуправления